Кто присмотрит за "Русланом"

Зарегистрированные в России гражданские Ан-124 остались без технического сопровождения со стороны ГП "Антонов"
Зарегистрированные в России гражданские Ан-124 остались без технического сопровождения со стороны ГП «Антонов» :: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

Непростые российско-украинские отношения оказали значительное влияние на работы по сопровождению жизненного цикла самого большого в мире серийного транспортного самолета Ан-124 "Руслан". Если по машинам, находящимся в ведении российского Минобороны, авторский контроль соответствующим решением возложен на ОАО "Ил", то в случае сопровождения гражданской версии самолета ее крупнейший оператор — авиакомпания "Волга-Днепр" испытывает трудности.

По итогам прошлого года российский чартерный грузоперевозчик "Волга-Днепр" (входит в одноименную группу компаний), имеющий в распоряжении десять самолетов Ан-124-100 и пять Ил-76ТД-90ВД, перевез 32,7 тыс. т грузов (5-е место в отрасли). При этом Ан-124-100, используемые для доставки сверхтяжелых и уникальных грузов, налетали в 2015 г. около 15 тыс. ч.

Прошедшей осенью группа компаний "Волга-Днепр" и "Сбербанк Лизинг" заключили сроком на семь лет сделку финансового лизинга двух самолетов Ан-124-100, ранее эксплуатировавшихся в прекратившей деятельность авиакомпании "Полет". Комментируя это событие, вице-президент по сбыту авиакомпании "Волга-Днепр" Денис Глизнуца отметил: "Поступление еще двух "Русланов" в парк авиакомпании позволит закрепить наше лидерство в сегменте перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов на мировом рынке авиаперевозок. Эксплуатация этого типа воздушного судна требует от авиакомпании серьезных знаний и опыта, а также развитой инфраструктуры с точки зрения технического облуживания. Все это есть в группе компаний "Волга-Днепр", эксплуатирующей этот самолет по всему миру уже более 25 лет. Мы уверены в том, что расширение флота в значительной степени расширит наши возможности в реагировании на запросы клиентов".

Вернуть в строй  

Специалисты "Волга-Днепр" перегнали приобретенные машины из Жуковского на свою базу в аэропорту Ульяновска Восточном в конце сентября 2015 г. До этого оба Ан-124-100 находились в подмосковном аэропорту без действующих сертификатов летной годности, поэтому для их перелета были оформлены соответствующие разовые разрешения. По информации "Сбербанк Лизинг", 11-й и 12-й "Русланы" группы компаний "Волга-Днепр" будут приняты в эксплуатацию в 2016 г., для чего этим самолетам предстоит пройти модернизацию в соответствии с программами технического обслуживания и поддержания летной годности разработчика — украинского госпредприятия "Антонов".

Технический директор группы компаний "Волга-Днепр", ранее главный конструктор Ан-124, Виктор Толмачев сказал АТО, что в I полугодии 2016 г. технические специалисты грузоперевозчика рассчитывают восстановить до летной годности по крайней мере один из арендованных "Русланов": "С технической точки зрения специалисты нашего дочернего провайдера ТОиР — компании "Волга-Днепр Техникс" могут и вправе довести полученные "Русланы" до требуемого для дальнейшего оформления сертификатов летной годности состояния. Во второй половине 2016 г. мы начнем оформлять на приобретенные Ан-124 документацию, необходимую для получения в Росавиации сертификатов летной годности. По существующим правилам нам предстоит предъявить авиационным властям материалы, в том числе утвержденные ГП "Антонов". Но наши текущие взаимоотношения с украинской стороной показывают: получение услуг по авторскому сопровождению наших самолетов Ан-124 либо существенно затянется, либо будет вовсе невозможно".

Самая сложная форма ТО, которую специалисты "Волга-Днепр Техникс" могут автономно выполнять на самолетах Ан-124-100, — это периодический A-check (500 ч или 6 мес.). Для выполнения более тяжелых форм перевозчику согласно действующей документации необходимо прибегать к услугам ГП "Антонов", завода "Авиастар-СП" (все "Русланы" группы компаний "Волга-Днепр" произведены в Ульяновске) и российских институтов. Также для каждого из десяти "Русланов", летающих на сегодняшний день в авиакомпании "Волга-Днепр", ГП "Антонов" как держатель сертификата типа и организация, ответственная за типовую конструкцию Ан-124, пару лет назад оформило соответствующие решения о продлении их ресурса на очередные 4 тыс. летных часов.

"Уже два из наших "Русланов" исчерпали этот этап ресурса и требуют продления на очередные 4 тыс. ч, однако ГП "Антонов" уклоняется от своих обязанностей и не высылает специалистов к нам в соответствии с действующей документацией. Что делать дальше, я не знаю. Всего же к 2018 г., по нашим расчетам, через принятую на сегодняшний день систему поддержания летной годности, через специалистов ГП "Антонов", предстоит пройти всем Ан-124-100 авиакомпании "Волга-Днепр", — говорит Виктор Толмачев. — Официальных бумаг от ГП "Антонов" о приостановке сотрудничества между нами в нашем распоряжении нет. Но в реальной работе мы чувствуем: украинское госпредприятие фактически перестало работать. Таким образом, на сегодняшний день гражданские Ан-124, зарегистрированные в России, по сути, остались без технического сопровождения со стороны ГП "Антонов", а ведь именно за этим предприятием закреплены полномочия по авторскому сопровождению эксплуатации самолетов марки "Ан" на всех этапах жизненного цикла".

По мнению технического директора группы компаний "Волга-Днепр", возможным выходом из ситуации могло бы стать наделение ОАО "Ил" полномочиями по сопровождению эксплуатации всех без исключения "Русланов" (а не только военных) в России. "Если такой вариант будет реализован, то с формальной точки зрения в нынешней практически безвыходной ситуации у нас появится понимание, куда нам идти, кому что доказывать, с кем договариваться и др. Но пока наши обращения к заинтересованным сторонам и в профильные органы исполнительной власти остаются без вразумительных ответов, — рассказывает Толмачев. — Если в 2016 г. вопрос не решится, то эксплуатация некоторого количества наших самолетов Ан-124 в следующем году по причине отсутствия разрешительных документов остановится. Действующая сегодня система сопровождения эксплуатации "Русланов" в гражданской авиации России не выполняется, а новой системы нет".

Технические специалисты ГК "Волга-Днепр" могут самостоятельно выполнять техническое обслуживание Ан-124-100 максимум по форме A-check

Будущее  

По данным "Волга-Днепр", общее количество комплектующих изделий для самолета Ан-124-100 составляет около 2,6 тыс. наименований, 92% из которых производится в России, 4% — на Украине, остальные — в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Толмачев говорит, что пока ГК "Волга-Днепр" удается договариваться о поставке и ремонте покупных и комплектующих изделий в целом со всеми без исключения поставщиками. При этом, по словам бывшего главного конструктора Ан-124, украинскими предприятиями по-прежнему изготавливаются или ремонтируются очень значимые узлы и агрегаты для "Русланов" — например, двигательные установки, гидронасосы и др. По мнению Толмачева, увеличение доли производства комплектующих изделий для Ан-124 в России в сложившихся экономических условиях вряд ли вероятно: "Еще до обострения российско-украинских отношений в российском авиапроме периодически обсуждались и продолжают обсуждаться вопросы то возобновления производства Ан-124, то создания новой машины на замену "Русланам". Но, к сожалению, как бы грубо это ни звучало, все эти обсуждения так и заканчиваются говорильней. Прямого поручения правительства — сделать такой-то самолет и двигатель к такому-то сроку за такие-то деньги — по-прежнему нет".

Отметим, что за более чем два десятилетия эксплуатации коммерческого варианта Ан-124 (сертификат типа АР МАК на самолет Ан-124-100 получен 30 декабря 1992 г.) усилиями фирмы "Антонов" и группы компаний "Волга-Днепр" в его конструкцию внедрено более 20 главных изменений, требующих сертификации, и около 350 второстепенных (бюллетени по отдельному перечню), для которых она не нужна. Только за последнее десятилетие получено четыре дополнения к сертификату типа Ан-124-100. Наиболее весомые из них — внедрение инерциальной системы Honeywell (США) в 2008 г., увеличение ресурса до 50 тыс. летных часов в 2011 г. и установка локаторов Honeywell RDR-4000 (с функцией обнаружения сдвига ветра) с 2012 г.

На всех десяти "Русланах" авиакомпании "Волга-Днепр" реализованы все изменения по состоянию на 2015 г. При этом на сегодняшний день Ан-124-100 чартерного грузоперевозчика налетали примерно 25 тыс. ч, что составляет половину их сертифицированного ресурса. Однако поэтапное продление каждые 4 тыс. ч в соответствии с действующей документацией, как было сказано выше, практически остановлено Украиной. Между тем два бывших Ан-124 "Полета" требуют доводки до технического состояния летающих десяти машин авиакомпании "Волга-Днепр", чем специалисты одноименной группы компаний и собираются заниматься.

"Жизненный цикл сегодняшнего парка Ан-124-100 составляет 40–50 лет, и они долетают до 2025–2030 гг., но при одном условии — при постоянной модернизации. Ведь требования ICAO по УВД, взаимодействию с диспетчерами, экологии, безопасности полетов все время растут и ужесточаются. Это нормальный процесс, и все машины совершенствуются — достаточно посмотреть хотя бы на семейство Boeing 747 (летает в парке другого перевозчика из группы компаний "Волга-Днепр" — AirBridgeCargo. — Прим. ATO.ru), которое прошло путь от первой модели (747-100) до нынешней 747-8. Так и мы вместе с фирмой "Антонов" уже 20 лет модернизируем гражданскую версию Ан-124-100. Сегодня мы почти на 100% соответствуем западным требованиям. А что будет завтра?" — говорит Виктор Толмачев.    

Комментарии

Тут нашёл новость:
http://www.ato.ru/content/gp-antonov-zamenit-rossiyskie-komponenty-dlya-124-na-zapadnye

ГП "Антонов" заменит российские компоненты для Ан-124 на западные
--------------------
Может менеджменту Волга-Днепр просто нужно попробовать предложить переделать все ан-124 на западную комплектацию, заодно улучшить характеристики самолёта? На него уже вроде ставили приборы на базе софта и железа National Instruments.

Понравился материал?

Подпишитесь на Ежедневный дайджест ATO.RU и будете знать о всех событиях авиатранспортной отрасли.
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписчики бюллетеней участвуют в ежемесячном розыгрыше призов, среди которых пологодовая подписка на журнал "Авиатранспортное обозрение" и новые номера журнала в формате pdf. Читайте бюллетени ATO.RU и участвуйте в розыгрыше призов! Ежедневный дайджест:


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№171 июль-август 2016
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты

Календарь ATO Events

09—10 ноября 2016 г., г. Москва
21-22 ноября 2016 г., г. Москва
Напоминаем, что ...

Вы можете получать уведомления о наших новых материалах в свой почтовый ящик, подписавшись на ежедневный "Дайджест ATO.RU" или одну из тематических рассылок.

Для управления подпиской на рассылки перейдите на вкладку Редактировать в своем личном кабинете и выберите наиболее подходящие рассылки внизу страницы.

Блоги

Самое важное за прошедшие семь дней
Авиакомпаниям страны вновь нужны самые разные воздушные суда
Несмотря на конец лета парк широкофюзеляжных самолетов в России быстро растет
2016 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.