Летают как новые

Технические перспективы парка российских самолетов еще не исчерпаны

Старые российские самолеты изнашиваются, а новые почти не выпускаются. Ответ на вопрос, превысит ли спрос на авиаперевозки в ближайшие годы провозную емкость авиапарка, напрямую зависит от продления срока эксплуатации существующего парка воздушных судов. Эта проблема имеет как минимум два аспекта: технический и экономический. И, по крайней мере, с точки зрения техники дела обстоят не так уж плохо. Массового списания существующего парка можно избежать.

За минувшее десятилетие российские авиаперевозчики в массе своей так и не достигли уровня простого воспроизводства. Множество авиакомпаний, получивших в наследство от советской власти избыточный парк фактически бесплатных самолетов, так и не заработали - за ненадобностью - средств на покупку новых воздушных судов (ВС). В свою очередь, авиазаводы и государство, на словах крайне заинтересованное в поддержке отечественного авиапрома, долгое время не могли создать эффективную систему продвижения продукции на рынок.

Только в последние год-два на фоне "нефтепрофицитного" бюджета удалось реально запустить систему лизинга, - но поезд, похоже, уже ушел. Поставки самолетов Ту-204 и Ил-96 исчисляются единицами, а Ту-334 даже не запущен в серийное производство. За истекший год авиапром поставил эксплуатантам только семь магистральных ВС. Разумеется, машины этих типов имеют некоторые перспективы в ближайшие годы, но надеяться на их массовое производство вряд ли возможно. Разговоры о том, что на смену старым самолетам идут воздушные суда "нового поколения", вероятно, так и останутся разговорами.

Альтернативный способ пополнения парка - закупка новых или подержанных ВС западного производства - в массовых масштабах пока невозможен. Этому в первую очередь мешают таможенная пошлина и НДС на импортируемое воздушное судно - суммарно 41,6% от стоимости самолета. И хотя этот барьер стал существенно более проницаемым, поскольку мировые цены на бывшую в употреблении авиатехнику несколько снизились, а эксплуатационные расходы у ВС российского производства заметно выросли из-за роста цен на топливо, едва ли можно ожидать массового ввоза иностранной авиатехники. Ведь переход на ее эксплуатацию требует перестройки технологий авиакомпании и ее бизнеса, а реализовать такой переход на так уж легко.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.