Лопасти крутятся

На рынке наблюдается повышенный спрос на винтокрылые летательные аппараты - до поры, до времени

Эдвард Х. ФИЛИПС, Даллас
Мировое гражданское вертолетостроение в настоящее время находится на волне успеха, которая, судя по отсутствию признаков сокращения продаж винтокрылых летательных аппаратов и их использования, в значительной степени захватит и 2007 г.
Вице-президент по вопросам стратегического планирования, маркетинга и программам гражданских вертолетов фирмы Sikorsky Aircraft Corp. Джефф Пино отмечает, что высокий спрос на гражданские вертолеты, выпускаемые заводом в Стратфорде, шт. Коннектикут, в основном связан с потребностями нефтедобывающей отрасли. "2005 г. стал очень успешным для нас как по числу полученных заказов, так и по числу поставок вертолетов S-76C+ и более вместительных S-92", — подчеркнул он. По его мнению, вырученные в 2006 г. средства от продаж превысят полученные в прошлом году более 600 млн долл.
Фирма Sikorsky намерена поставить в этом году около 40 вертолетов S-76C+. Сейчас идет подготовка к производству модернизированного варианта этого вертолета — S-76D. Его ввод в эксплуатацию предварительно намечен на 2008-2009 гг. По мнению г-на Пино, конструкторы S-76 и S-92 "попали в яблочко", подобрав оптимальное для обслуживания прибрежной нефтедобычи сочетание скорости, безопасности и низких эксплуатационных расходов.
По данным фирмы Sikorsky, к концу 2005 г. общий налет парка S-92, эксплуатируемых в этой отрасли экономики, составил более 10 тыс. летных часов, а к концу текущего года достигнет, по прогнозам, 40 тысяч. По словам Джеффа Пино, интенсивность использования вертолетов у некоторых эксплуатантов составляет более 140 летных часов в месяц. Надежность вылета по расписанию достигает у S-92 более 90%, но специалисты фирмы продолжают работать над улучшением этого показателя.
Мэтт Цуккаро, президент Международной вертолетной ассоциации (HAI), в которую входит более 1450 организаций из 68 стран, отметил, что рынок винтокрылых летательных аппаратов гражданского назначения "устойчив и крепок". Вертолеты широко используются практически в каждом сегменте рынка. При этом особенно высок спрос на них со стороны фирм разных стран, занятых в прибрежной нефтедобыче. Кроме того, устойчивый спрос наблюдается со стороны силовых структур и подразделений неотложной медицинской помощи. Большое число вертолетов приобретается для корпоративных нужд.
По мнению г-на Цуккаро, Соединенным Штатам необходимо сформировать федеральную базу данных эксплуатантов вертолетной техники, которые могли бы в экстренном порядке привлекаться для оказания помощи соответствующим структурам в случае катастроф национального масштаба, таких как ураган "Катрина", опустошивший Новый Орлеан и побережье Мексиканского залива. Перечень эксплуатантов, допущенных к подобным работам, должен быть утвержден Министерством национальной безопасности и Федеральным агентством по чрезвычайным ситуациям (FEMA). Руководители HAI не преминули отметить ту большую роль, которую сыграли гражданские вертолеты в ликвидации последствий этого стихийного бедствия.
HAI приступила к созданию собственной базы данных, в которую включены почтовые индексы эксплуатантов. Такая база позволит определить наличие вертолетной техники в конкретном регионе и ее возможности с точки зрения вместимости и грузоподъемности. В федеральную базу данных, как считает Мэтт Цуккаро, должны быть включены критерии FEMA, определяющие возможности неотложного использования имеющихся ресурсов.
Несмотря на нынешний бум, в ближайшем будущем вертолетостроению придется решать сложные задачи. Среди них снижение показателей аварийности, привлечение в отрасль молодежи, формирование инфраструктуры, специально предназначенной для организации движения вертолетов и (в будущем) конвертопланов в приземном воздушном пространстве по правилам инструментального полета, и строительство большого количества частных и общественных вертолетных портов.
В настоящее время HAI проводит оценку возраста летного и инженерно-технического состава. Большинство сотрудников начинали свою карьеру военными в годы войны во Вьетнаме. "Мы очень озабочены этим, поскольку нет пополнения кадрового состава, способного решить проблему грядущей волны уходов на пенсию. Ситуация будет только ухудшаться", — считает г-н Цуккаро. По его мнению, в течение ближайших 5-10 лет из отрасли уйдут сотни пилотов и техников. При этом все большее число эксплуатантов отмечают растущие трудности с набором опытных летчиков и инженерно-технических работников. С целью решения этой проблемы HAI начала реализацию программ, направленных на привлечение в отрасль выпускников колледжей и высших учебных заведений. Хотя привлечь молодежь в авиацию будет непросто, поскольку многие выпускники отдают предпочтение другим направлениям деятельности.
Двухдвигательный Explorer фирмы MD Helicopters широко используется службами неотложной медицинской помощи, например AeroCare
Эксплуатанты вертолетной техники, выполняющие полеты над акваторией Мексиканского залива, считают, что Федеральная авиационная администрация США (FAA) должна улучшить качество передаваемых пилотам метеосводок и модернизировать средства связи. И то и другое становится важным фактором обеспечения безопасности полетов, поскольку нефтяные платформы строятся все дальше от берега, на большей глубине, а рейсы вертолетов соответственно становятся все продолжительнее. HAI вместе с FAA работает над тем, чтобы сформировать в Мексиканском заливе сеть автоматического зависимого наблюдения, которая повысит безопасность полетов, — как визуальных, так и по приборам.
Повышение безопасности полетов по-прежнему остается одной из важнейших задач HAI. Несмотря на то что в целом по отрасли аварийность невысока, здесь еще есть над чем поработать, считает глава ассоциации.
В базе данных HAI в период с 2000 по 2004 гг. зафиксировано более 900 летных происшествий с гражданскими вертолетами. Из них свыше 150 оказались катастрофическими, в них погибло по меньшей мере 300 чел. После пика 2002 г., когда на каждые 100 тыс. летных часов пришлось 10,93 летных происшествия, их количество стало уменьшаться. В 2003 г. этот показатель составил 9,76, а в 2004 г. — 8,09 (данные за 2005 г. пока не опубликованы).
Мэтт Цуккаро заявил, что HAI стремится к принципиальному изменению отношения людей к системам обеспечения безопасности, программам надзора за безопасностью полетов и проверкам оперативных решений, принимаемых непосредственно в ходе летной эксплуатации. "Мы поставили перед собой задачу снизить в течение ближайших 10 лет число летных происшествий на 80%", — заявил он.
Другие крупные вертолетостроительные фирмы также вплотную заняты увеличением объемов выпуска и выполнением сроков поставок. "Нынешний период оказался весьма успешным для производителей винтокрылой авиатехники, — считает Майкл А. Реденбау, исполнительный директор фирмы Bell Helicopter Textron, расположенной в г. Форт-Уорт, — поскольку преимущества вертолетов все больше осознают и правительственные структуры, и общественные организации". По его словам, руководство фирмы ожидает, что 2006 г. станет годом значительного роста числа поставок и доходов по сравнению с 2005 г.
Легкие однодвигательные вертолеты, подобные Bell 407, являются лидерами продаж в классе вертолетов с газотурбинными двигателями
"Мы предполагаем увеличение спроса на всю производимую нами продукцию, от вводимого в эксплуатацию вертолета 206B JetRanger до модели 412, причем наибольший рост спроса прогнозируется на легкий однодвигательный вертолет модели 407", — отметил он. Чтобы заполнить брешь в линейке выпускаемых моделей, Bell разрабатывает легкий двухдвигательный вертолет, дублирующий модель 429 Global Ranger. По словам г-на Реденбау, число заказов, полученных фирмой, превысило 150.
В конце этого года Bell планирует поднять в воздух опытный экземпляр вертолета 429, а еще через год сертифицировать его в FAA и Управлении гражданской авиации Канады. На состоявшейся в феврале в Далласе под эгидой HAI выставке Heli-Expo руководство фирмы Bell заявило о намерении провести опрос своих заказчиков и определить потенциальный спрос на новый двухдвигательный вертолет средней грузоподъемности.
Bell активно занимается также контрактами на поставку ударно-разведывательного вертолета (ARH) для Сухопутных сил и модернизированного H-1 для Корпуса морской пехоты США, а также участвует в объявленном армейским руководством конкурсе на легкий вертолет многоцелевого назначения. Сухопутные силы США намерены приобрести более 300 современных машин такого типа.
Чтобы обеспечить выполнение этих и других перспективных контрактов, фирма в 2005 г. приняла на работу свыше 3000 новых сотрудников и примерно на 30000 м2 расширила свои производственные площади. В апреле рядом с производственными зданиями в аэропорту, расположенном к северу от Форт-Уорта, Bell начала строительство нового корпуса общей площадью 12000 м2. В нем разместится Центр по сборке и поставкам вертолета ARH.
Фирма Bell намерена также стать одним из крупнейших поставщиков бурно развивающегося рынка беспилотных авиационных комплексов с вертикальным взлетом и посадкой (VUAS, Vertical Unmanned Aerial Systems). VUAS могут выполнять самые разные задачи как в мирных, так и военных целях. "Мы достигли рубежа, когда научно-технические достижения и найденные конструкторские решения обеспечивают высокую эффективность подобных комплексных систем", — отметил г-н Реденбау. И хотя, по его мнению, коммерческое использование таких комплексов начнется не ранее, чем лет через десять, военное применение они могут найти значительно раньше.
Продолжается выполнение программы создания конвертоплана гражданского назначения Bell BA609. Исполнительный директор фирмы подчеркнул также необходимость осознания Министерством обороны важности новых инвестиций на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ в области современных винтокрылых летательных аппаратов и увеличения соответствующих ассигнований.
Основным конкурентом фирмы Bell на североамериканском рынке гражданской авиатехники является компания American Eurocopter (филиал EADS). По прогнозу ее руководства, 2006 г. станет еще одним успешным годом как по числу заказов, так и по числу поставок. В прошлом году компания получила 122 заказа на вертолеты, и, как считает ее руководство, в этом году заказов будет еще больше — в основном за счет увеличения спроса со стороны фирм, занятых в прибрежной нефтедобыче, силовых структур и подразделений неотложной медицинской помощи.
Хотя будущее и выглядит безоблачным, президент American Eurocopter Марк Паганини все же прогнозирует небольшое снижение спроса в 2007-2008 гг., поскольку неудовлетворенный спрос на новые вертолеты начинает сокращаться. Г-н Паганини сообщил, что для обеспечения подготовки летного и инженерно-технического состава на территории фирмы в Гранд-Прери будет в этом году открыт новый учебный комплекс. В нем разместятся тренажеры вертолетов EC135 и AS350 B2.
В новых производственных корпусах фирмы в г. Колумбус, шт. Миссисипи, вскоре начнется производство хвостовых балок вертолета EC145, изготавливаемых сейчас в Германии. Там же, в Колумбусе, выполняется переоснащение вертолетов Береговой охраны США HH-65 новыми двигателями фирмы Turbomeca Arriel.
AB139 фирмы AgustaWestland является одним из четырех кандидатов на поставку Вооруженным силам США в качестве легкого многоцелевого вертолета
По словам Марка Паганини, в этом году планируется существенно увеличить производственные мощности завода в Колумбусе в случае получения заказа на изготовление и поставку армии США легких вертолетов многоцелевого назначения UH-145. American Eurocopter является одной из четырех фирм, добивающихся получения этого заказа. Три другие фирмы: Bell, AgustaWestland и MD Helicopters — также готовятся к расширению производства в случае победы в конкурсе.
Расширяется и деятельность центров летной подготовки пилотов гражданской авиации. Крупнейший в мире производитель винтокрылых летательных аппаратов фирма Robinson Helicopter Co., расположенная в г. Торранс, шт. Калифорния, поставила в 2005 г. 806 новых вертолетов и, по словам ее представителей, поставит столько же или даже больше в нынешнем году. Robinson выпускает вертолеты серий R22 и R44, а также занимается разработкой нового вертолета R66, первый полет которого должен состояться через два года.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.