"Маркетинг авиатранспортных услуг 2009"

Спад в авиаперевозках бросает серьезный вызов бизнесу как авиакомпаний, так и агентств по продаже перевозок. Пятая международная профессиональная конференция "Маркетинг авиатранспортных услуг", проведенная в Москве компанией АТО Events 19 ноября 2009 г.,собрала руководителей и ведущих специалистов авиакомпаний, агентств и провайдеров услуг для обсуждения вопросов взаимодействия и развития в текущих условиях авиатранспортного рынка. Тематика мероприятия сконцентрирована на вопросах коммерческой политики и развития продаж авиаперевозок, в том числе с точки зрения их IT-обеспечения, внедрения современных технологий и сервисов.

Сезонный осенний спад авиаперевозок в этом году, как и в прошлом, сочетается с падением спроса в результате экономического кризиса, что еще более накаляет борьбу участников рынка за каждого пассажира. Угроза второй "голодной" зимы заставляет авиакомпании и агентства разрабатывать новые стратегии выживания, расширяя свое присутствие на уже освоенных рынках и прибегая к новым ресурсам. О том, как трансформировался антикризисный маркетинг, участники отрасли говорили на конференции "Маркетинг авиатранспортных услуг".

Директор по развитию компании "Сирена-Трэвел" Александр Кузьменков отмечает, что продажи авиабилетов в Интернете на российском рынке устойчиво растут, при этом по способам оплаты безусловными лидерами остаются системы приема платежей и банковские карты. Электронные деньги пока не слишком популярны среди российских пассажиров.

О развитии рынка электронной коммерции в России говорил технический директор компании ASSIST Денис Курнаков. По данным компании, с декабря 2008 г. динамика продаж авиабилетов в Интернете на российском рынке показала стремительный рост, при этом доля продаж по банковским картам составляет 96%, в то время как по электронным деньгам — всего 4%. Курнаков связывает высокие темпы роста онлайн-продаж с двумя основными факторами: во-первых, все больше авиакомпаний выходят на рынок электронной коммерции, во-вторых, уровень проникновения пластиковых карт, электронных денег и культура пользования ими стабильно растут.

Расширения возможностей дистрибуции авиатранспортных услуг можно достичь за счет использования мобильных устройств — уверен генеральный директор компании Mobile Travel Technologies Герри Самуэлс. Сейчас многие производители сотовых телефонов предлагают программное обеспечение MTT, позволяющее компании-партнеру предоставлять пассажирам широкий набор мобильных сервисов, включая бронирование билетов, изменение брони, выбор места в самолете. Особенно удобной новая услуга представляется деловым людям, которые получили возможность бронировать рейс, не отрываясь от переговоров и встреч. В качестве положительного примера внедрения мобильного Интернета Самуэлс привел японских пользователей, которые чаще заходят в Сеть через мобильный телефон, а не посредством персонального компьютера. Прогнозы по России тоже благоприятны: ожидается, что число пользователей мобильного Интернета за четыре года возрастет на 480%.

Востребованность российских пассажиров в услуге мобильного сайта подтвердил Александр Белей, начальник центра IT авиакомпании ГТК "Россия". По его словам, несмотря на то что официальный сайт перевозчика пока не оптимизирован под мобильные устройства, все больше потенциальных пассажиров заходят на него с персональных телефонов.

О влиянии Интернета на схемы работы перевозчиков рассказал участникам конференции старший менеджер по работе с авиаперевозчиками компании Amadeus Грач Мурадян. По его мнению, продвижение рынка электронной коммерции в России заставляет традиционные авиакомпании трансформировать устоявшуюся схему работы. В отличие от низкобюджетных перевозчиков, концепция которых подразумевает продажи в Интернете, авиакомпании, предлагающие традиционный набор услуг на борту, по объективным причинам первоначально не могли быть представлены в Сети. Но несомненные преимущества Сети заставили традиционных перевозчиков начать увеличивать собственное онлайн-присутствие. Выход на новый маркетинговый канал привел к ломке сложившейся схемы работы традиционных авиакомпаний, которые начали адаптироваться под формулу лоу-кост-перевозчиков: наличие продаж в Интернете, упрощение и уменьшение уровней тарифов.

Тенденцию освоения новых рынков дистрибуции озвучил Максим Побережник, директор по маркетингу авиакомпании Sky Express. Традиционный для лоу-кост-перевозчиков интерактивный канал продвижения постепенно начинает дополняться новым ресурсом — оффлайн-маркетингом. По мнению Побережника, наиболее привлекательная и перспективная аудитория — это "более дорогие пассажиры авиакасс", помогающие компенсировать падение спроса в Интернете.

Максим Побережник (Sky Express) уверен, что основная цель низкобюджетных перевозчиков — борьба с пассивным пассажиром. В качестве способа достижения цели он предлагает мощную популяризацию гражданской авиации как дешевого, быстрого и безопасного транспорта.

В новых кризисных условиях низкотарифные перевозчики должны сконцентрироваться на увеличении пассажиропотока, оставляя за собой возможность привлечения пассажиров из других ценовых сегментов, считает генеральный представитель авиакомпании Air Berlin в России Гюнтер Зайбт. С точки зрения психологии отсутствие разноклассовой компоновки в самолетах низкотарифных авиакомпаний выглядит для бывших пассажиров бизнес-классов более привлекательно, чем переход на более дешевые места на борту традиционных авиалиний.

В рамках первого круглого стола участники конференции попытались определить преференции авиапассажира в выборе перевозчика, способах бронирования и оплаты. Делегаты сошлись во мнении, что авиакомпании пока слабо информируют пассажиров о своих услугах и специальных программах за пределами интернет-пространства, в то время как в Сети существенная часть пассажиров по-прежнему предпочитает прибегать к услугам зарубежных порталов. Участники конференции признались, что российские порталы пока уступают иностранным аналогам, но пообещали через год выйти на конкурентоспособный уровень.

С разъяснением новых коммерческих инструментов, разработанных специалистами Транспортной клиринговой палаты, выступили сразу три делегата ТКП: первый вице-президент Александр Русс, заместитель директора по производству Андрей Спицын и начальник отдела систем резервирования Елена Шинова. Они сообщили участникам конференции, что инновационные технологии способны сократить затраты авиакомпаний и агентств и предоставить возможность для эффективного ведения бизнеса — а это особенно актуально в условиях кризиса.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.