Мнение "Группы компаний S7" по предложенной редакции изменения ст.108 ВК РФ

В части улучшения нормативного регулирования авиационно-транспортной отрасли внесение изменений в текст ст.108 ВК РФ представляется абсолютно закономерным и необходимым, при этом, важно, в первую очередь, обратить внимание на то, что внесение этих изменений нужно корреспондировать с переопределением понятия "перевозка" в том же нормативном документе:

  • a. определение "перевозки" в Воздушном Кодексе РФ (ВК РФ): на данный момент ВК РФ является единственным транспортным уставом, в котором понятие перевозки, определяемое в ч.2 ст.117 ВК РФ, включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно до момента покидания пассажиром аэродрома по прибытию в аэропорт назначения. Этот подход, который можно было принять как верный на момент разработки ВК РФ, когда авиакомпании не были отделены от аэропортов, сегодня утратил свою актуальность и представляется обоснованным изложить ч.2 ст.117 ВК РФ в следующей редакции:
  • "В целях настоящей главы воздушная перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится на борту воздушного судна, период посадки и высадки пассажира, в течение которого пассажир находится на трапе воздушного судна, если трап воздушного судна является частью оборудования воздушного судна. В отношении пассажира перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находится в аэровокзале, на перроне, на самоходном или телескопическом трапе или в любом ином аэропортовом сооружении либо на нем."; одновременно
  • b. включить в данную главу XVII ВК РФ статью, устанавливающую ответственность аэропорта перед пассажиром за причинение последнему ущерба его жизни или здоровью, либо за повреждение или утрату пассажиром багажа и/или ручной клади, в период нахождения пассажира на территории аэровокзала, на перроне или в любом ином аэропортовом сооружении или на нем;
  • c. определение последствий прекращения по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки, ст. 108 ВК РФ: принимая во внимание, с одной стороны, проект изменений в текст этой статьи, размещенный на сайте Минтранса РФ, и, с другой стороны, присутствие в части межправительственных соглашений РФ о воздушном сообщении (например, ст. 11 "Тарифы" в Соглашении между Австрийской Республикой и РФ) положений, касающихся порядка согласования назначенными перевозчиками и одобрения авиационными властями договаривающихся сторон пассажирских тарифов для международной регулярной воздушной перевозки на согласованных в рамках таких соглашений МВЛ, представляется верным изложить ст.108 ВК РФ в следующей редакции:
  • "Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от договора перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее момента окончания регистрации на рейс перевозчика, на который пассажиром была приобретена эта перевозка.
  • При отказе от договора перевозки пассажир имеет право получить обратно уплаченную им стоимость перевозки за вычетом сумм и сборов, разрешенных к удержанию перевозчиком в случае отказа пассажира от договора нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
  • Если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, в случае если пассажир уведомил перевозчика об отказе от договора перевозки менее чем за 72 часа до момента окончания регистрации на рейс перевозчика, на который пассажиром была приобретена эта перевозка, с пассажира дополнительно может быть удержан сбор за отказ от договора перевозки, размер которого не может превышать двадцать пять процентов размера стоимости перевозки, уплаченной пассажиром;
  • Перевозчик вправе установить иные правила возврата стоимости международной перевозки в случае отказа пассажира от договора международной перевозки, если это не противоречит положениям международных соглашений РФ о воздушном сообщении.";
  • d. внесение предлагаемых изменений в ст.108 ВК РФ также потребует внесения Минтрансом РФ соответствующих изменений в главу XXIII "Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку" Федеральных правил авиационной перевозки (ФАП 82).

Юридическая служба ЗАО "Группа компаний S7"

Ссылки по теме

Комментарии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по предложениям ЗАО "Группа компаний С7" о внесении изменений в ВК РФ
Рассмотрев предложения по внесению изменений в ВК РФ, сообщаем следующее:
1. Часть 2 статьи 117 ВК РФ не требует внесения изменения, так как определяет момент возникновения ответственности перевозчика перед пассажиром формально фиксируемым обстоятельством: "прохождения пассажиром предполетного досмотра".
Проход на борт ВС документально не фиксируется.
Кроме этого, если пассажиру или его имуществу до прохода на борт ВС причинен какой-либо вред, то в соответствии с главой 25 ГК РФ перевозчик на основании заключенного договора вправе предъявить требование к обслуживающей пассажиров перевозчика организации.
2. Необходимость в установление ответственности аэропорта перед пассажиром отсутствует и ничего не решает в рамках действующего законодательства, так как, проходя в аэровокзал, пассажир не обязан регистрироваться.
Ввод же регистрации на аэровокзале не целесообразен, потому что наряду с пассажирами на территории аэровокзала бывают провожающие, встречающие, просто случайные люди.
Пассажиры, перед которыми у перевозчика возникает ответственность, выделяются из общей массы людей в момент прохождения предполетного досмотра.
Если на территории аэровокзала с людьми, не относящимися к категории пассажиров, т.е. не прошедших предполетный досмотр, случаются какие-то происшествия, то пострадавшие могут предъявить свои требования на основании главы 59 ГК РФ.
3. Что значит "сумм" и "разрешенных к удержанию перевозчиком".
При такой редакции есть соблазн "разрешить" удерживать все суммы.
Кроме этого, размер удержаний установлен законом, а разделение стоимости перевозки на тариф и сборы не означает возникновение невозвратных сумм.

Л.Е. Филимонов, начальник юридического отдела ТКП

В нашей авиакомпании рассмотрена оценка юридической службы ЗАО "Группа компаний S7" предлагаемых изменений в ст. 108 ВК РФ и в целом поддерживается.
Тем не менее остаётся небольшое сомнение по следующему обстоятельству:
Соответствуют ли предложения S7 российскому гражданскому законодательству? Подразумевается наличие ответственности перед пассажиром организации заключившей договор. Договора (билета) на обслуживание в аэропорту у пассажира нет, а есть билет приобретённый у перевозчика, поэтому никакой аэропорт и никакой суд не примет претензию пассажира, даже если об этом будет записано в ВК, т.к. ГК содержит другие нормы. А перевозчик имеет договор с аэропортом и он должен и может предъявлять претензию в порядке регресса.
Конечно, можно рассматривать ответственность аэропорта за допущенные нарушения в обслуживании пассажира, как, например, отвечает ЖЭК за упавшую на голову прохожего сосульку. Но это будет очень длительный процесс доказывания нарушения и доказывать должен будет пассажир, что практически невозможно, если не привело к тяжким последствиям.
Хотелось бы, чтобы этот вопрос истолковали высокопрофессиональные юристы не только с позиции авиакомпании, но и с позиции пассажира.
А.Павленко, советник ГД по безопасности полётов АК "Атлант-Союз"

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.