Мы будем жить теперь по-новому

Второй убыточный квартал подряд подталкивает Lufthansa к переменам.

Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт

Lufthansa готовится серьезно менять стратегию ведения бизнеса и сокращать расходы: иначе, предупреждает новый глава компании, перевозчик продолжит терпеть убытки.
Авиакомпания вот-вот запустит программу по сокращению расходов на 1 млрд евро (1,41 млрд долл.). Ее цель — не только улучшение эффективности, но и поиск стратегий возвращения к прибыльности. По прогнозам, II квартал Lufthansa снова закончит с убытком — после нескольких лет высокой доходности. Подробности антикризисной программы пока неизвестны, за исключением того что она предполагает сокращение административного персонала в подразделении пассажирских перевозок на 20%.
В июне этого года Кристоф Франц, бывший исполнительный директор Swiss (дочерней компании группы Lufthansa, в которую входит и немецкий перевозчик), был назначен на должность исполнительного директора отделения пассажирских перевозок Lufthansa. Он сменил на этом посту Вольфганга Майрхубера, который пошел на повышение, став исполнительным директором группы в целом.
После своего назначения Франц обратился с жестким посланием к топ-менеджерам Lufthansa. Он заявил, что компании нужно срочно меняться. "Многие из наших конкурентов уже сегодня гораздо более разумно расходуют средства и уводят от нас клиентов, предлагая более выгодные тарифы, — бушевал он. — Поэтому нам нужно снижать расходы, чтобы успешно конкурировать и не дать им оттеснить нас еще дальше от наших рынков. Нынешний экономический кризис — вовсе не причина нашего трудного положения, он лишь высвечивает наши недочеты".
Франц потребовал, чтобы руководство авиакомпании переосмыслило структуру и методы ведения бизнеса. "Нам необходимо пересмотреть некоторые аспекты нашей бизнес-модели и, в случае необходимости, изменить их", — заявил он.
Эти речи, по-видимому, стали холодным душем для большинства руководителей Lufthansa, которые в предшествующие годы привыкли к гораздо более мягкой риторике. Майрхубер не уставал повторять, что Lufthansa занимает в Европе доминирующее положение, а изменения рыночной конъюнктуры, такие как растущее влияние европейских низкотарифных перевозчиков, затронули компанию незначительно. По мнению нескольких менеджеров Lufthansa, позиция Майрхубера практически не оставляла возможности для более глубокого анализа структурных изменений в пассажирском спросе и их последствий для компании. Теперь же, по их словам, многие сотрудники вздохнули с облегчением: наконец кто-то из начальства начал говорить прямо.
Франц нарушил негласный запрет: задался вопросом, с кем же именно конкурирует Lufthansa? Майрхубер долгое время называл Air France — KLM, British Airways и Iberia в качестве основных конкурентов компании. Однако, как считает Франц, как раз об этих перевозчиках особо беспокоиться не стоит. Истинными конкурентами, за которыми необходимо пристально следить, являются, по его словам, низкотарифные Ryanair, EasyJet и Air Berlin на внутриевропейском рынке, а на дальнемагистральных маршрутах — перевозчики стран Персидского залива. "У компании Emirates широкофюзеляжных самолетов больше, чем у Lufthansa и Swiss вместе взятых", — заявил Франц на недавнем заседании во Франкфурте. Хотя Lufthansa уже какое-то время исподволь следит за деятельностью EasyJet и Emirates, официально компания никогда не упоминала их в числе реальных конкурентов. Источники в Lufthansa надеются, что заявления Франца приведут к большей открытости внутри компании.
С точки зрения управления бизнесом перед группой Lufthansa стоят три главные задачи: реорганизовать ныне убыточную европейскую сеть маршрутов между парами городов, увеличить эффективность хабовых аэропортов и добиться быстрого оздоровления ситуации в недавно приобретенных авиакомпаниях: Brussels Airlines, bmi и, по возможности, Austrian Airlines.
Топ-менеджеры компании утверждают, что Lufthansa ежегодно теряет свыше 300 млн евро на европейской маршрутной сети, где компания напрямую конкурирует с низкотарифными перевозчиками. В последние годы Lufthansa работает без сколь-нибудь значимых структурных изменений. С точки зрения материнской компании Lufthansa — самостоятельное предприятие в рамках подразделения пассажирских перевозок. Компания предлагает большое количество перелетов в оба конца по Европе стоимостью всего 99 евро, но до сих пор ей не удалось понизить базовую стоимость активов настолько, чтобы выйти на уровень безубыточности при такой бизнес-модели.
Кроме того, маршрутная сеть аффилированного к Lufthansa низкотарифного перевозчика Germanwings во многом повторяет рейсы магистральной авиакомпании, а порой и конкурирует с ними. При этом у Germanwings нет четкой стратегии роста — более того, за последние месяцы под воздействием мирового кризиса перевозчик сокращал свою деятельность и, в отличие от прочих низкотарифных авиакомпаний, привлекал совсем немного начавших считать деньги бизнес-путешественников.
Многие в группе Lufthansa хотели бы ясной концепции, в соответствии с которой европейская маршрутная сеть могла бы даже влиться в структуру Germanwings.
Руководство Lufthansa также утверждает, что нынешний метод эксплуатации хабов авиакомпании нерационален. Сейчас хабовые аэропорты ориентированы на предоставление максимального разнообразия стыковочных рейсов. Такая стратегия оправдывает себя до тех пор, пока пассажиры готовы за нее платить. Но в существующей экономической ситуации пассажиры, обычно путешествующие бизнес-классом, готовы ждать стыковочного рейса дольше, чем раньше, — в обмен на более низкий тариф — или вовсе отказываются от наиболее удобных по времени рейсов. Соответственно, говорят руководители Lufthansa, нужно повысить эффективность системы. Кроме того, у мюнхенского и франкфуртского хабов компании отдельные, конкурирующие между собой организационные структуры. "В будущем должно быть гораздо больше централизации", — говорит один из руководителей.
Наконец, авиакомпании предстоят значительные расходы на финансовое оздоровление и интеграцию вновь приобретенных активов. В особенности это касается bmi и Austrian Airlines. Источники, близкие к руководству Lufthansa, больше не верят в то, что из bmi удастся сделать достойного конкурента British Airways — вне зависимости от текущего финансового положения авиакомпании и ее возможного слияния с Virgin Atlantic. Пока еще не принято формальное решение о будущем bmi в составе группы, но те же источники утверждают, что Lufthansa постарается продать перевозчика как можно быстрее. Пока же покупатель не найден, будут приложены все усилия к сокращению убытков bmi. Правда, признают источники, найти инвесторов будет нелегко и в конечном счете Lufthansa, возможно, просто отдаст bmi "в хорошие руки".
После того как в июне была улажена тяжба с прежним владельцем bmi Майклом Бишопом, Lufthansa согласилась постепенно устанавливать мажоритарный контроль над компанией, чтобы дать время на пересмотр коммерческих прав на перевозки.
Параллельно Lufthansa пытается достичь компромисса с Еврокомиссией по поводу уступок, которых от компании требуют в обмен на одобрение сделки по поглощению Austrian Airlines. В середине июля Майрхубер встретился с Неели Круус, европейским комиссаром по вопросам конкуренции, с целью уладить разногласия, но результаты встречи оба комментировать отказываются.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.