На зимние квартиры

Hикогда за последние десять лет российский рынок авиаперевозок не входил в осенне-зимнюю навигацию с такими хорошими результатами, как в этом году, - и никогда еще авиакомпании, на первый взгляд, так не боялись предстоящей зимы. По итогам девяти месяцев текущего года общее падение пассажирских перевозок составило 6% (против 8% по результатам 8 мес.), при этом внутренние линии обеспечили прирост в 2,7%; замедлилось и падение количества пассажиров на международных рейсах - до 20%. Тем не менее в кулуарах авиационного сообщества все явственнее слышны разговоры о необходимости "согласования позиций и действий" - попросту говоря, синхронного поднятия тарифов крупнейшими компаниями с целью компенсировать обвальный рост цен на топливо. Но несмотря на то что доводы авиапредприятий кажутся совершенно очевидными и резонными, при ближайшем рассмотрении выясняется, что ситуация далеко не катастрофична.

Страсти по горючему

Панические настроения среди перевозчиков на фоне дружного роста производственных показателей первой двадцатки авиакомпаний стали отчетливыми уже в июле-августе, - когда взлет цен на топливо "съел" значительную часть доходов от традиционного летнего пика перевозок, - и достигли, пожалуй, своего апогея в середине октября. Повышение тарифов на керосин было обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, во всем мире цены на реактивное топливо, державшиеся в последние год-два на рекордно низком уровне, в 1999 г. начали резво расти. Во-вторых, рублевая стоимость авиакеросина в России, ставшая в долларовом эквиваленте чрезвычайно низкой после августовской девальвации 1998 г., неуклонно стремилась к мировой цене. Именно сумма этих двух вполне объективных процессов привела к обвальному росту тарифов на горючее, которые с январского уровня в 60-70 долл. поднялись до порядка 250 долл. в октябре и только теперь несколько обогнали мировые. Проблема, таким образом, не в том, что нефтяные компании раздули цены на авиационное топливо, а в том, что авиаторы не смогли повлиять на нефтяников и искусственно остановить объективный рост цен - ни через государственные структуры, ни используя собственные возможности для лоббирования (такие попытки в течение года предпринимались, но в конечном счете так и не дали результатов).

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.