Наперегонки с пассажирами

В конце июля организация Airport Council International (ACI) в очередной раз признала аэропорт Атланты Хартсфилд-Джексон самым загруженным в мире — впервые этот эпитет в отношении аэропорта прозвучал еще в конце 50-х гг. Хотя перевозчики переживают не лучшие времена и сокращают количество рейсов, в Хартсфилд-Джексоне не собираются останавливаться и уже объявили о планах дальнейшего расширения.

Полина ЗВЕРЕВА, Атланта-Москва
"Мы сейчас думаем, где построить шестую полосу, выбираем место", — директор по планированию и развитию аэропорта Хартсфилд-Джексон Томас Ниссалке показывает два потенциальных местоположения на карте, дотягиваясь указкой до двух противоположных границ существующего аэропорта. Когда в аэропорту задумали построить пятую полосу, то уже для нее было сложно найти место. Открытая в 2006 г. ВПП пересекает автошоссе — над дорогой построили эстакаду. Помимо решения проблем, связанных с отсыпкой грунта для выравнивания полосы (благодаря рельефу местности шоссе оказалось под полосой), пятая ВПП потребовала от руководства Хартсфилд-Джексона строительства новой командно-диспетчерской вышки. С прежней полоса была не видна, поэтому пришлось возводить более высокую конструкцию. В аэропорту говорят, что эта ВПП вторая в мире по высоте, а самая высокая — в аэропорту Куала-Лумпура.

Аэропорт им. Coca-Cola
Когда в 1925 г. мэр Атланты Уолтер Симс подписал соглашение об аренде гоночной автотрассы и поручил своим подчиненным сделать из нее летное поле, он вряд ли предполагал, что когда-нибудь здесь будут идти дебаты о строительстве пятой или шестой ВПП. Новый аэродром назвали в честь владельца этой земли, бывшего мэра города и основателя корпорации Coca-Cola Асы Кэндлера (этот пункт был частью соглашения об аренде). Первый коммерческий рейс на Кэндлер-филд в 1926 г. выполнила Florida Airways, обслуживая почтовый маршрут Тампа-Джексонвил-Атланта. В честь основателя Coca-Cola аэродром назывался недолго — в 1929 г. городские власти выкупили участок земли, заплатив за него 94,4 тыс. долл., и превратили его в муниципальный аэропорт Атланты. С тех пор аэропорт принадлежит городу и ни разу не менял своих владельцев. В 30-е в Атланте появилась основанная в Луизиане компания Delta Air Lines (в тот момент Delta Air Corporation), которая за несколько лет превратилась из авиакомпании, выполняющей сельскохозяйственные работы, в грузового, а затем и в пассажирского перевозчика.
К концу 40-х аэропорт обслуживал уже около миллиона человек. Решив, что пассажиров, путешествующих из других городов в Атланту, недостаточно, в середине 50-х Delta предложила своим клиентам стыковочные рейсы, запустив таким образом систему hub & spoke. Очень быстро муниципалитет и менеджмент аэропорта обнаружили, что существующие в аэропорту постройки больше не справляются с ростом количества пассажиров, и было принято решение о возведении современного на тот момент терминала. Потратив 21 млн долл., его открыли в 1961 г. — Атланта вступила в эпоху реактивных самолетов с самым большим терминалом в стране, рассчитанным на 6 млн чел. в год. Правда, в первый же год в аэропорту было обслужено 9,5 млн путешественников, что превысило ожидаемый объем, и встал вопрос о необходимости дальнейшего расширения. В 1964 г. был разработан первый настоящий мастер-план развития аэропорта. Именно тогда появилась концепция расположения терминала и прилегающих к нему галерей в центре территории, а взлетно-посадочных полос — по бокам от построек. Пока эту идею воплощали в жизнь, аэропорт в очередной раз поменял имя — его решили назвать в честь Уильяма Хартсфилда, мэра города, руководившего Атлантой с конца 30-х до начала 60-х. Вместе с новым именем воздушная гавань получила новый статус — международный. С момента своего создания аэропорт рос за счет пассажиров исключительно внутренних рейсов, и лишь в начале 70-х американский перевозчик Eastern Airlines запустил из Атланты рейсы в Мексику и на Ямайку, а в 1978 г. в аэропорт пришел и первый иностранный перевозчик — бельгийская Sabena.

Совсем другой
Аэропорт Атланты, каким его знают современные пассажиры, появился в 1980 г. Тогда был запущен крупнейший в мире пассажирский аэровокзал площадью более 230 тыс. м2 — в него вошел основной терминал и галереи Т, A, B, C, D. На строительство потратили около 500 млн долл. Тогда же, в 1980 г., были подписаны контракты с авиакомпаниями, прежде всего с Delta Air Lines, о закреплении за ними определенного количества гейтов. Соглашения заключили сроком на 30 лет, и они должны истечь в 2010 г. В аэропорту считают, что, несмотря на непростое финансовое положение авиакомпаний, через два года вряд ли кто-то из них согласится уменьшить количество гейтов, которые они занимают, — скорее всего речь будет идти об увеличения присутствия перевозчиков. Через четыре года после открытия терминального комплекса в аэропорту Хартсфилд была запущена четвертая взлетно-посадочная полоса (первые две появились в 50-е, третья — в 70-е гг.). Новая ВПП длиной 3623 м рассчитывалась на прием самых больших пассажирских самолетов, которые на тот момент уже были в эксплуатации или еще проектировались.
Следующие значительные изменения потребовались аэропорту в середине 90-х, поскольку в 1996 г. Атланта принимала у себя летние Олимпийские игры. Для аэропорта разработали специальную программу по модернизации общей стоимостью 250 млн долл. В рамках этой программы к 1994 г. был построен новый вестибюль аэровокзала; он получил буквенное обозначение E и предназначался для пассажиров международных рейсов. В аэропорту признают, что открытие этой части было не самым удачным, поскольку уже через месяц начали поступать жалобы от пассажиров, недовольных ее функционированием. Но в дальнейшем все недостатки удалось исправить, и аэропорт в 1996 г. принял участников Олимпийских игр и многочисленных туристов.

Желание быть больше
Традиционно инфраструктура, построенная для Олимпийских игр, после их окончания эксплуатируется в штатном режиме и несколько лет не требует значительных изменений. Например, в Москве к 1980 г. был построен международный терминал аэропорта Шереметьево, который впоследствии долгие годы работал без изменений и реконструкции. Однако Атланта, расширив инфраструктуру аэропорта к Олимпийским играм, сразу же стала создавать очередной мастер-план по ее дальнейшему увеличению. Об очередной программе заявили в олимпийском, 1996 г. — ее старт назначили на 2000 г.; общий объем требуемых средств на этот раз оценивался в 6,2 млрд долл.
Расширение было необходимо — в 1998 г. аэропорт Хартсфилд обслужил 73,5 млн пасс. и официально был признан самым загруженным в мире. Вслед за стартом этого этапа аэропорт еще раз поменял название. В 2003 г. к названию было добавлено имя другого мэра города — Мэйнарда Джексона.
Количество пассажиров в Атланте росло и в начале века, несмотря ни на кризис 11 сентября, ни на рост цен на авиационный керосин. За финансовый 2006/2007 год количество клиентов Хартсфилд-Джексона составило 86,234 млн чел., это на 2,1% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Сейчас в воздушной гавани работает 56 тыс. чел., а в метро Атланты можно увидеть объявления о поиске дополнительных сотрудников. Общая площадь, занимаемая структурами аэропорта, составляет около 19 км2, и очевидно, что в ближайшее время эта территория будет расширяться.

Пятая ВПП была построена в рамках мастер-плана, запущенного в 2000 г. Соорудив эстакаду над автодорогой и новую контрольно-диспетчерскую вышку, менеджмент аэропорта пока так и не смог решить еще одну проблему, возникшую вместе со строительством пятой ВПП, — у нее слишком мало рулежных дорожек. Пока полоса преимущественно используется для посадки самолетов и крайне редко — для взлета. По словам представителей аэропорта, в месте пересечения с автострадой полоса может выдержать посадку Boeing 747 при полной загрузке, однако такой тип самолетов в Атланте встречается намного реже, чем гораздо меньшие по размеру региональные и среднемагистральные машины. По-прежнему Атланта остается хабом преимущественно для внутренних рейсов США. Ориентированность аэропорта на внутренние линии подразумевает более активное использование небольших типов ВС, а не широкофюзеляжных дальнемагистральных машин. Хотя не исключено, что в ближайшее время ситуация может измениться. Согласно годовому отчету аэропорта за 2006 г., при общем росте количества пассажиров, число путешественников на внутренних линиях сократилось на 0,52%, а на международных увеличилось на 17,5%. Происходит это из-за реструктуризации маршрутной сети Delta; в ней уменьшается количество внутренних перелетов, которые становятся убыточными, и увеличивается сеть международных направлений. Delta вместе с партнерами — фидерными перевозчиками обеспечивает около 71% объема перевозок аэропорта. Клиенты второй крупнейшей авиакомпании в аэропорту — низкотарифной AirTran (возникла на обломках Eastern Airlines) составляют чуть более 19% всего объема пассажиропотока.
Новая ВПП позволила сократить задержки рейсов. В первый год ее эксплуатации их число снизилось на 78%, общее время задержанных рейсов уменьшилось на 85,5%. А это весьма существенно, поскольку проблема задержки рейсов стала одной из самых острых, особенно для аэропортов на восточном побережье США, которые более перегружены, чем на Западе. Согласно статистике, в Хартсфилд-Джексоне ежегодно выполняется 991 тыс. взлетно-посадочных операций (ВПО), из них всего 11 тыс. операций приходится на долю малой авиации. Максимальная активность наблюдается в период с 7:00 утра до 10:00 вечера — в это время выполняется 91% ВПО.
Помимо строительства новой ВПП программа модернизации 2000 г. также предусматривает сооружение международного терминала Мэйнарда Джексона. По данным Федеральной авиационной администрации (FAA), к 2015 г. количество пассажиров международных рейсов в аэропорту увеличится до 13 млн чел. (в 2007 г. их число было чуть менее 9 млн), поэтому в Атланте в этом году начнется строительство нового терминала площадью более 110 тыс. м2; закончить его планируют к 2011 г. Новый проект обойдется муниципалитету в 1,68 млрд долл. В терминале будет 12 гейтов для широкофюзеляжных самолетов, которые можно трансформировать в 16 гейтов для узкофюзеляжных машин. После завершения работ пассажиры международных рейсов получат собственный терминал, который, в частности, позволит ликвидировать существующую на сегодняшний день громоздкую систему переоформления багажа. Новый терминал будет связан внутренней транспортной системой с галереей Е, куда сейчас прибывают путешественники с международных направлений.
Все время пока аэропорт рос, добавляя новые вестибюли для пассажиров и взлетно-посадочные полосы для самолетов, менеджменту и муниципалитету одновременно приходилось решать проблемы с жителями прилегающих к Хартсфилд-Джексону районов. Еще в конце 70-х, до строительства первой очереди современной системы терминалов и вестибюлей муниципалитет Атланты профинансировал проведение первых исследований по возможности уменьшения шума, а также рационального использования земли. С конца 70-х гг. местные и федеральные власти постоянно оценивают уровень шума вокруг аэропорта. Параллельно была запущена программа по выкупу части прилегающих земель. К 2006 г. аэропорт приобрел около 2720 участков общей стоимостью 71,5 млн долл. А в тех домах, которые расположены на большем удалении от аэропорта, были заменены двери и окна — вместо обычных жильцам установили шумопоглощающие. Вся программа на сегодняшний день обошлась аэропорту в 360 млн долл. Одновременно в аэропорту прорабатываются другие возможности сокращения влияния на окружающую среду. Одной из реальных мер называется руление по дорожке к полосе самолета с одним включенным двигателем. Подобный шаг поддерживается и авиакомпаниями — им руление на одном двигателе позволяет экономить топливо.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.