"Наша система боестойкого колеса успешно прошла испытания"

Научно-технический центр "Кама" ведет разработку спецшин и боестойких колес для военных автомобилей в интересах Минобороны России. Созданный в 2007 г. на базе центральной заводской лаборатории и проектно-конструкторского отдела ОАО "Нижнекамскшина" центр занимается разработкой новых видов продукции и ведением технологических процессов трех предприятий, входящих в ПАО "Татнефть", — "Нижнекамскшина", Нижнекамского завода цельнометаллокордных (ЦМК) шин и Нижнекамского завода грузовых шин. Об освоении новой для компании ниши Show Observer рассказал Александр Махотин, исполнительный директор OOO "НТЦ "Кама".

Александр МАХОТИН исполнительный директор  НТЦ "Кама"

Александр МАХОТИН,

исполнительный директор НТЦ "Кама"

— Александр Анатольевич, когда НТЦ "Кама" начал разработку шин в интересах военных?

— В 2012 г. на конференции в 21-м Испытательном НИИ МО РФ представители ведомства вместе с главными конструкторами предприятий, изготавливающих военную технику, предложили шинным заводам проявить инициативу и разработать боестойкие колеса для армии. В обращении прозвучало, что нужны современные российские шины для военных автомобилей. Через 2,5 года мы разработали такую шину за свой счет. Ее успешные испытания позволили нам выиграть в Минпромторге тендер на НИОКР по созданию боестойких колес. Для продолжения проекта нам было выделено 118 млн руб. Еще 470 млн руб. на закупку оборудования для производственных мощностей нам выделил собственник — "Татнефть". Госконтракт был подписан совместно с "КамАЗом", который будет использовать нашу продукцию.

— Понятно. А производством шин будет заниматься Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин?

— Да, мы уже закупили необходимое оборудование, заканчиваем пусконаладочные работы. На территории этого завода мы взяли в аренду участок. Мощность нового производства составит порядка 25 тыс. шин в год. Это должно покрыть все потребности в спецшинах не только российской армии, но и гражданского рынка. Если раньше завод грузовых ЦМК-шин мог производить шины диаметром не более 1000 мм, то сейчас новое производство позволит выпускать шины диаметром до 1350 мм. Параллельно мы разрабатываем и гражданские шины размером 14.00 R20 и 16.00 R20. Таким образом, появятся отечественные шины такого класса, которые ранее в РФ не производились. В основном наши армейские автомобили комплектовались колесами фирмы Hutchinson и шинами Michelin. Т. е. это еще и импортозамещение.

— Насколько я понимаю,  на "Армии-2017" вы как раз представляете опытные образцы новых шин?

— Мы представляем четыре модели опытных образцов шин для МО РФ, которые перекрывают весь спектр отечественных армейских автомобилей — от ГАЗ-66 или ГАЗ-3308 "Садко" до машин, комплектуемых шинами размером 16.00 R20. Все образцы уже успешно прошли испытания на соответствие правилам ЕЭК ООН № 54. В ближайшие две недели приступим к специальным испытаниям, по завершении которых будут вноситься изменения. В ноябре мы должны закрыть госконтракт с Минпромторгом и "КамАЗом". Следующий этап — госиспытания с МО РФ. Надеюсь, что они начнутся в начале следующего года совместно с "КамАЗом". Планируется, что до конца осени текущего года мы уже согласуем программу испытаний и к концу 2018-го закончим эту работу.

— А что сейчас происходит с проектом по созданию боестойкого колеса?

— На сегодня все компоненты, необходимые для создания такого колеса, у нас есть, включая самый главный элемент — шину. Уже отработана технология ее эксплуатации при нулевом давлении. Была поставлена задача, в том числе и МО РФ, проехать 50 км с нулевым давлением в шинах со скоростью 50 км/ч на автомобиле ГАЗ-2330 "Тигр" с массой 10 т. Наша система боестойкого колеса — шина, диск, внутренняя дополнительная опора (ВДО) и гель, снижающий трение при проколе шины, — успешно прошла испытания, а это говорит о том, что мы можем производить такие колеса. По дискам мы работаем совместно с Челябинским кузнечно-прессовым заводом. Также была отработана технология производства ВДО. Остается маленький элемент — гель, который мы должны разработать к концу года. Сейчас наша главная задача — собрать все эти компоненты воедино и уже в будущем году показать готовое боестойкое колесо.

Также нужно разработать методики его инспектирования. Мы купили новый испытательный стенд, в России такого нет. Он позволяет испытывать подобные колеса, имитируя дорожные испытания. Дальнейшие изменения технологии будут зависеть уже от требований Минобороны, после прохождения государственных испытаний на специальных машинах.

— И где будет вестись производство боестойких колес?

— В ближайшие два года шины будут производиться на заводе ЦМК-шин, специальная опора — на Нижнекамском заводе грузовых шин. Само колесо будет изготавливаться в НТЦ "Кама", пока мы не доведем его до совершенства. Создадим специальный участок, чтобы эти колеса собирать. В будущем, возможно, появится отдельное, ответственное за это предприятие. Также мы приступили к выбору специального оборудования по обслуживанию боестойких колес, в том числе и в полевых условиях, — поскольку шины подобного класса установить вручную, без специального оборудования, невозможно. По этому проекту работаем в тесном сотрудничестве с "КамАЗом", который имеет опыт создания сервисных автомобилей.

— Готова ли компания поставлять боестойкие колеса на экспорт?

— У нас есть мечта выйти с этими колесами на мировой рынок, в том числе и на рынок стран Персидского залива. По этому вопросу мы общаемся с "Рособоронэкспортом", чтобы выставляться с нашей продукцией на международных выставках в арабских странах. Для этого был разработан специальный рисунок для песка.

Сейчас наши шины создаются с классическим рисунком "елка", который хорошо себя показал в российских условиях: для снега, грязи и для суглинка. Новая наработка предназначена для песчаных и каменистых грунтов. Другое дело, что мы пока не можем ее испытать, надо чтобы кто-то был заинтересован в этом проекте. А "Рособоронэкспорту", в свою очередь, нужно готовое колесо.

Технологии, которые сейчас появляются в НТЦ "Кама" в рамках создания боестойкого колеса, будут применяться и в серийном производстве гражданских шин. Это дает нам толчок для дальнейшего развития в области специальных шин. Мы хотим пойти дальше, начать разработку специальных шин диаметром до двух метров для тяжелых платформ, кранов и т. д. Пока это не наш ассортимент, мы его только изучаем. И "Армия-2017" как раз позволит нам увидеть этот рынок шире.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№182 сентябрь 2017

Календарь ATO Events

24-25 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
30 мая 2018 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.