Нашли конкурента

Аэропорт Ганновера поработал над расширением своей маршрутной сети
Аэропорт Ганновера
Аэропорт Ганновера

Полина Зверева, Ганновер
Весной этого года немецкая авиакомпания Germanwings добавила к своим базовым аэропортам еще один — Ганновер. Приход нового перевозчика позволил разрушить монополию Air Berlin на ряде маршрутов, которая сложилась в Ганновере в результате ухода с рынка одного из германских перевозчиков. Аэропорт Ганновера не планирует активной экспансии на авиационном рынке страны, рассчитывая лишь на скромный ежегодный рост. Однако в Германии считают, что региональные аэропорты в будущем примут на себя тот пассажиропоток, который крупнейшие хабы не смогут обслужить из-за ограниченного потенциала для расширения своих мощностей.

В 2009 г. аэропорт Ганновера обслужил 5,2 млн пасс., в этом году ожидается увеличение пассажиропотока на 4,5–5,0%. По сравнению с крупнейшими хабами страны — Франкфуртом и Мюнхеном — это скромные результаты. Например, в аэропорту Франкфурта в прошлом году было в десять раз больше путешественников — около 50 млн чел. Однако даже при таких относительно небольших показателях аэропорт Ганновера сейчас занимает третье место на рынке туристических авиаперевозок, уступая лишь Франкфурту и Дюссельдорфу. Всего лишь 20% пассажиров, отправляющихся на отдых из аэропорта Ганновера, живут в самом городе, остальные 80% приезжают из близлежащих регионов, где выбор выполняемых рейсов меньше.
Чтобы сохранить свое место на рынке, аэропорту Ганновера приходится конкурировать с аэропортами соседних регионов за тех пассажиров, которые оказываются на равноудаленном расстоянии от двух-трех аэропортов. "Если мы посмотрим на карту, то увидим нескольких серьезных конкурентов. Конечно, крупнейшим потенциальным соперником на севере следует считать Гамбург, — говорит директор аэропорта по продажам Роджер Нирман, — правда, территории, жителей которых привлекают аэропорты Гамбурга и Ганновера, пересекаются не на 100%. В аэропорту Гамбурга много пассажиров из самого города, также оттуда путешествуют жители северных регионов — сам аэропорт находится на севере города, поэтому туда сложнее добраться из районов, которые расположены южнее".
Гораздо больше соперников у Ганновера на западе. Во-первых, это аэропорт Дюссельдорфа, который расположен в густонаселенном районе и имеет более значительный собственный рынок. Во-вторых, это аэропорты Падерборна, Мюнстера и Оснабрюка — они меньше по размеру, но из них также выполняется немало рейсов по туристическим направлениям. "К тому же на юго-западе от нас находится Франкфурт — также наш конкурент", — добавляет Нирман. На востоке конкуренция, напротив, не столь острая. "Конечно, мы соперничаем за пассажиров с Берлином, но там аэропорты больше сконцентрированы на обслуживании жителей собственно Берлина", — говорит директор по продажам аэропорта Ганновера. Если смотреть на карту Германии, то Ганновер фактически занимает центральное положение в стране, получая, таким образом, значительное количество потенциальных пассажиров из близлежащих регионов. Однако минус этого местоположения в том, что у аэропорта также очень много конкурентов из других областей.
Хотя Ганновер занимает третье место на рынке туристических поездок, количество отдыхающих в общем потоке пассажиров не доминирует — это 25–30% (те пассажиры, которые покупают классическую туристическую путевку с перелетом). Правда, к ним еще добавляются индивидуальные путешественники, которые отдельно бронируют перелет, гостиницу и остальные составляющие своего путешествия на отдых. Остальные пассажиры аэропорта выбирают перелеты между городами (city shuttle, как их называют в аэропорту), которые могут быть связаны как с отдыхом, так и с деловыми поездками. Роджер Нирман отмечает, что аэропорт не стремится к какой-либо специализации, стараясь обслуживать самые различные авиакомпании и различных пассажиров. Разговоры о необходимости специализации аэропортов довольно давно ведутся на авиационном рынке, у подобной схемы ведения бизнеса есть свои как сторонники, так и противники. Однако, как показывает опыт аэропорта Ганновера, при относительно небольших пассажиропотоках воздушная гавань может без особого затруднения обслуживать перевозчиков самых разных типов. Ганновер считается одним из известнейших выставочных центров в Германии, да и в Европе, но, как отмечают в аэропорту, участники и посетители выставок в общем потоке составляют относительно небольшую долю — около 200 тыс. чел. ежегодно. "Однако эти пассажиры очень важны для авиакомпаний, поскольку на время выставок тарифы на перевозку значительно возрастают, соответственно авиакомпаниям удается получить за счет них большую прибыль", — подчеркивает Нирман.
Сейчас с аэропортом Ганновера сотрудничают около 100 авиакомпаний, которые связывают аэропорт с 115 пунктами назначения. Регулярные рейсы выполняют около 50 перевозчиков разнообразных бизнес-моделей. Здесь присутствуют и крупнейшие сетевые перевозчики (Lufthansa, SAS, Air Frnace — KLM), авиакомпании, выступающие партнерами туроператоров, такие как TUI Fly, а также низкотарифные перевозчики, например Air Berlin и Germanwings (эти авиакомпании тоже активно конкурируют за поток отдыхающих).
Аэропорт ведет постоянные переговоры с авиакомпаниями об открытии новых рейсов в Ганновер. "Мы хотим, например, чтобы к нам возобновила рейсы British Airways. Они летали в Ганновер в течение многих лет и занимали здесь достаточно заметное место. Во времена железного занавеса, когда Lufthansa было запрещено летать в Берлин, BA выполняла полеты между Берлином и Ганновером, а также по множеству других направлений из Ганновера", — говорит Нирман. Однако после кризиса 2001 г. перевозчик принял решение свернуть все рейсы из Ганновера. Аэропорт сейчас соединен рейсами крупнейших перевозчиков с самыми значительными хабами Европы: Парижем, Амстердамом, Франкфуртом, Мюнхеном, Копенгагеном, Веной, Цюрихом; есть рейсы и в лондонский аэропорт Хитроу, но их выполняет bmi. "Впрочем, BA это лишь одна из идей, мы также хотели бы расширить партнерство с другими перевозчиками. Например, работа с Finnair может быть неплохой идеей, поскольку из хаба в Хельсинки выполняется много рейсов по ближневосточным направлениям", — говорит директор аэропорта по продажам.
На переговоры аэропорта и авиакомпании об открытии новых рейсов может уйти несколько лет или всего несколько месяцев. Решение о приходе в Ганновер Germanwings зимой 2009–2010 гг. было принято очень быстро. "Когда они решили начать полеты из нашего аэропорта, у нас была несколько критическая ситуация. TUI свернула бизнес своей "дочки" Hapag Lloyd Express, которая занималась перевозками пассажиров между крупными городами Европы, поскольку эта деятельность не приносила дохода. Это значительно сократило количество рейсов из нашего аэропорта. Когда данное решение воплотили в жизнь, единственным перевозчиком в аэропорту Ганновера, выполнявшим полеты между городами, остался Air Berlin. Фактически они стали монополистами, а в этом случае авиакомпании не нужно увеличивать пассажиропоток, она заинтересована в росте тарифов. Для нас же это было невыгодно", — рассказывает Нирман. Поэтому для Germanwings этот момент оказался удачным для выхода на рынок. Перевозчик открыл полеты из Ганновера сразу по 15 направлениям, включая как рейсы для бизнес-пассажиров (например, в Штутгарт или Вену), так и маршруты, которые ассоциируются с массовым отдыхом (Пальма-де-Майорка, Сплит, Дубровник).
По словам Роджера Нирмана, у аэропорта нет никаких ограничений по работе — он может принимать и отправлять самолеты 24 часа в сутки, что позволяет предлагать перевозчикам наиболее удобные для них слоты. Это один из важнейших параметров для низкотарифных компаний, таких как Air Berlin или Germanwings, поскольку для них важна высокая интенсивность эксплуатации флота, а этого сложно достичь при потенциальных ограничениях возможностей по слотам.
Как говорит Нирман, сейчас аэропорт Ганновера не испытывает дефицита емкостей и еще в течение достаточно долгого времени сможет безболезненно развиваться. Но даже если потребуется расширение, то это не будет значительной проблемой, поскольку воздушной гавани принадлежит часть территорий вокруг, они зарезервированы под возможную экспансию. Эксперт из Университета прикладных наук Висбадена Генрих Менсен считает, что региональные аэропорты, подобные аэропорту Ганновера, в ближайшем будущем будут играть значительную роль в транспортной инфраструктуре страны. "Наши крупнейшие аэропорты переполнены, а спрос будет только расти, и небольшие аэропорты помогут обслужить этот пассажиропоток", — заявил Менсен в интервью журналу Germany Investment Magazine.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.