Неестественная монополия

Что происходит на отечественном рынке услуг по наземному обеспечению рейсов деловой авиации

Операторы бизнес-джетов нередко сетуют на то, что российский рынок услуг по наземному обеспечению (другими словами — хэндлингу) рейсов деловой авиации разительно отличается от западного. Причем речь идет совсем не о качестве обслуживания VIP-путешественников или роскоши имеющихся терминалов и залов. Там, где спрос на перевозки деловых пассажиров развивается наиболее динамично, а именно в Москве и Санкт-Петербурге, с этим все не так плохо. Проблема в другом. За рубежом наземное обслуживание бизнес-джетов давно выделилось в независимый от аэропортов бизнес. Практически в каждой воздушной гавани есть несколько компаний, готовых своими силами предоставить владельцу делового самолета весь спектр услуг по наземному обеспечению рейса, начиная с обслуживания VIP-пассажиров в собственном терминале и заканчивая ТОиР бизнес-джета. Такого полноценного сервиса в России пока нет. Отечественный рынок хэндлинговых услуг продолжает формироваться, а потому еще страдает болезнями роста.

Все в одни руки
В процессе разделения в 90-е гг. объединенных авиапредприятий на аэропорты и авиакомпании службы по наземному обслуживанию самолетов оказались между двух огней и долгое время не могли причислить себя с уверенностью ни к аэропортам, ни к перевозчикам. В результате где-то они перешли в руки аэропорта, где-то часть служб вобрали в себя авиакомпании. С тех пор ситуация в регионах изменилась несильно — наземным обслуживанием в периферийных аэропортах по-прежнему занимаются либо службы аэропорта, либо структуры базовых авиакомпаний, либо и те и другие.
Вот почему операторам деловой авиации, когда возникает необходимость выполнить рейс в такие воздушные гавани, приходится выбирать между двумя вариантами. Можно напрямую договориться с нужными службами. Однако сделать это деловым перевозчикам порой оказывается сложнее, чем коммерческим авиакомпаниям: время на подготовку рейса ограничено, а договориться нужно с большим количеством юридических лиц. Существует и альтернативный вариант — поручить свои заботы хэндлинговым агентам, которые готовы выступить в роли посредников между нужными службами и оператором.
Львиная доля рейсов бизнес-джетов начинается или заканчивается в столице. Возможно, благодаря этому в области хэндлинга в московском авиаузле (МАУ) наметились качественные сдвиги. В "Шереметьево" на рынок хэндлинговых услуг вышла частная компания "Русаэро" — на сегодня ведущий игрок по обслуживанию самолетов деловой авиации в этой воздушной гавани. Похожие процессы прошли и в "Домодедово" с той лишь разницей, что работающая там частная компания "Ист Лайн Хэндлинг", — которая занимается всем хэндлингом, начиная с обслуживания рейсов "больших" коммерческих авиакомпаний и заканчивая работой с операторами деловой авиации, — входит в группу компаний "Ист Лайн", являющуюся оператором аэропорта. Очевидное желание повторить опыт своих соседей прослеживается и в политике "Внуково", третьего по объемам работ аэропорта МАУ.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.