Негде спрятаться

И на борту летящих авиалайнеров скоро зазвучат докучливые звонки мобильных телефонов

Рынок услуг связи, предоставляемых на борту самолета, стремительно развивается. Авиапассажиры уже почти 10 лет разговаривают с абонентами наземной сети через спутники; в последнее время все больше авиакомпаний дают своим клиентам возможность общаться при помощи электронной почты и Интернета (см. стр. 22 и АТО # 58, стр. 26). Следующий этап — предоставление на борту услуг сотовой связи с использованием пассажирами собственных мобильных телефонов. Сразу несколько провайдеров объявили о скорой реализации подобных проектов, рассчитывая, что новой услугой захочет воспользоваться большинство авиапассажиров, ведь ее стоимость обещает быть гораздо ниже, чем разговор по стационарным спутниковым телефонам, которые сейчас можно найти на борту многих деловых и пассажирских воздушных судов.

До сих пор на пути "мобилизации" самолетов стоит несколько преград. Одна из них техническая: работающие мобильные телефоны и базовая станция сотовой связи (pico-cell) на борту не должны оказывать влияния на функционирование электронного оборудования самолетов и создавать помехи другим видам связи, в первую очередь на земле. Другая преграда организационная: необходимо доказать властям, что упомянутые технические проблемы благополучно решены. Наконец, существует еще один аспект — психологический. Многие пассажиры и бортпроводники считают, что звонки и эмоциональные телефонные разговоры пассажиров будут беспокоить их соседей и предлагают выделить в салоне самолета специальные зоны для ведения телефонных переговоров.

Разработка правил
Чтобы гарантировать надежную и безопасную эксплуатацию сотовой связи в полете, в первую очередь необходимо понимать, какие проблемы могут возникнуть на этом пути.
Вопросы электромагнитной совместимости оборудования воздушных судов уже давно и достаточно хорошо изучены, и поэтому меры, позволяющие исключить воздействие сигналов сотовых телефонов на бортовое оборудование, известны и разработчикам авионики, и самолетостроителям. Несколько сложнее обстоит дело с взаимодействием с наземными сетями связи.
Усилиями различных организаций была проведена целая серия исследований взаимного влияния наземных сотовых сетей и микросети на борту самолета. В ходе исследования выяснился интересный факт, известный членам экипажей воздушных судов: при определенных условиях сотовый телефон, находящийся на борту самолета, может принять сигнал наземной станции на дальностях, намного превышающих привычные пределы сотовой связи. В этой ситуации ответный сигнал мобильного телефона осуществляется на его максимальной мощности, что может неблагоприятно воздействовать на оборудование самолета.
Для борьбы с этим явлением разработано несколько методов, один из которых — генерирование на борту самолета маскирующего сигнала, "забивающего" сигнал наземной станции.
Итак, возможные технические проблемы на пути внедрения сотовой связи на борту в целом определены. Теперь власти занимаются выработкой требований к оборудованию и операторам и готовятся провести их сертификацию.
Сертификацией оборудования, устанавливаемого на самолет, ведают авиационные власти, и у авиастроителей накоплен богатый опыт взаимодействия с ними. Поэтому Boeing и Airbus совместно с разработчиками оборудования для сотовой связи на борту ведут работу с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) и Единой европейской администрацией (JAA) по сертификации конкретных систем, установленных на те или иные типы самолетов. Первые результаты могут быть достигнуты в конце этого — начале следующего года.
Взаимоотношения с национальными контролирующими органами, отвечающими за связь, не столь очевидны. Наиболее простым решением было бы получать разрешение на ведение мобильной связи в воздухе от властей стран регистрации воздушного судна, но для этого необходимо, чтобы правила (и требования) к мобильной связи на борту были гармонизированы друг с другом во всех странах. В настоящее время регламентирующие документы по гармонизации требований и процедур разрабатывают Европейское агентство по связи (European Committee of Post and Telegraphs, CEPT), американская Федеральная комиссия по связи (Federal Communications Commission) и Азиатско-Тихоокеанская комиссия по телекоммуникациям (Asia Pacific Telecommunity). Решения организационных вопросов ожидают уже несколько провайдеров, которые утверждают, что готовы предложить услуги сотовой связи на борту в ближайшее время.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.