Новые авиационные реалии

В основе статьи лежит выступление автора на XII международном авиационном форуме «Крылья России» в Москве в октябре 2014 г.
Соотношение между ростом перевозок и динамикой ВВП не случайно.
Соотношение между ростом перевозок и динамикой ВВП не случайно.
Источник:
: Авиакомпании
Подробно об авторе:
Анатолий ХОДОРОВСКИЙ, заместитель генерального директора ИК «Регион»

Складывающаяся в российской экономике ситуация по всем параметрам неблагоприятна для развития авиационной отрасли. Так что работать и развиваться (очень хочется надеяться, что именно развиваться, а не выживать) ей придется почти в экстремальных условиях. Но многие сложности были созданы задолго до сегодняшних непростых времен. Причем то, что еще вчера не казалось проблемой, сегодня представляет серьезную потенциальную опасность для отрасли.

Oсновополагающими макроэкономическими показателями как для планирования, так и для оценки уже произошедшего в сфере авиационных перевозок можно считать динамику изменений валового внутреннего продукта и частично производных от него реально располагаемых доходов населения. Российские реалии добавляют к этому и динамику курса рубля, которая порой играет ключевую роль в предпочтениях потенциальных пассажиров.

Причем многолетний опыт показывает, что гармоничным является рост авиаперевозок с темпами, примерно в два раза превышающими динамику ВВП. Российская действительность на протяжении нескольких лет опровергала это правило. В последний раз это соотношение "соблюдалось" в 2008 г. А вот посткризисные годы, начиная с 2010-го, демонстрировали полное преимущество авиаперевозок по сравнению с макроэкономикой. Причем на волне восстановления платежеспособного спроса и бизнес-активности в стране (2010 г.) соотношение превышало 5. Второй раз эта отметка была пройдена в 2012 г. — при явной тенденции к постепенному спаду в экономике перевозки продолжали расти.

Тогда это вызывало радость и оптимизм — растем опережающими темпами, несмотря ни на что. Но при этом на второй план отходили "мелочи". Соотношение между ростом перевозок и динамикой ВВП не случайно. Именно увеличение национального богатства должно приводить к росту числа летающих граждан (а не перевезенных пассажиров). Сколько их у нас было и сколько стало, точно не знает никто. Существуют только очень сильно разнящиеся оценки — от 5 до 10 млн чел. И та и другая цифра мизерна по сравнению с населением страны. А если нет реального притока, то начинается активная борьба за тех, кто уже и раньше активно использовал воздушный транспорт. 

Финансовые результаты авиакомпаний, млрд руб.
Рис. 3. Финансовые результаты авиакомпаний, млрд руб.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№197, март 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.