О некоторых проблемах публикации в АИП России действующих национальных правил полетов и аэронавигационных данных

Аналитическая записка АЭВТ в адрес Департамента госполитики в области ГА Минтранса России относительно достоверности аэронавигационных данных, публикуемых в сборниках АНИ и маршрутов ОВД

Эксперты АЭВТ, рассмотрев качество, полноту и достоверность аэронавигационных данных, публикуемых в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации и Сборнике маршрутов ОВД, полагают, что допущенные в документах ошибки и разночтения с ФАП-128 могут отразиться на безопасности полётов.

В пункте 3.34.1. ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - ФАП – 128) установлено, что:

За исключением случаев, когда это необходимо при осуществлении взлета и посадки, запрещается выполнять полет воздушного судна при полетах по ППП ниже следующих высот:

  • при полете по воздушной трассе - ниже опубликованной в аэронавигационной информации минимальной абсолютной высоты полета по данной трассе;
  • при полете вне опубликованных в аэронавигационной информации воздушных трасс в равнинной и холмистой местности - ниже 300 м истинной высоты в радиусе 8000 м от   препятствия, а в горной местности - ниже 600 м истинной высоты в радиусе 8000 м от   препятствия.

Следовательно, КВС в процессе полета должен знать:

  • если полет осуществляется по воздушной трассе – минимальную абсолютную высоту полета (от уровня QNH);
  • если полет осуществляется вне воздушной трассы – высоту препятствий, измеряемых от среднего уровня моря, и установленную истинную высоту их пролета.

Эту информацию он должен найти перед полетом в соответствующем Сборнике аэронавигационной информации. Как реализуется эта норма ФАП – 128, а также некоторые иные нормы в АИП России, показано ниже.

В п. 1.1.15.1 раздела ENR 1 АИП России вместо минимальных абсолютных высот полета предлагается выдерживать минимальные безопасные относительные высоты полета.

1.1.15.1 Минимальная безопасная относительная высота.

1. Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов устанавливаются:

  • а) безопасная высота полета по кругу над аэродромом;
  • b) безопасная высота в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;
  • c) безопасная высота в районе аэроузла;

2. Безопасная высота полета по кругу над аэродромом определяется с таким расчетом, чтобы истин­ная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу) составляла

  • при полетах по ПВП - не менее 100 м;
  • при полетах по ППП - не менее 200 м.

При установлении высоты полета по кругу учи

тывается минимальная температура воздуха на аэродроме, отмеченная за период многолетних наблюдений.

3. Безопасная высота полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, за исключением круга полетов, определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) была не менее 300 м.

Если разница в высотах препятствий в указанном районе не более 100 м, то устанавливается единая безопасная высота. При большей разнице определяются секторы (не более 4 секторов) и безопасная высота полета устанавливается для каждого сектора. Границы секторов (кратные 5°) указываются относительно магнитного меридиана и должны находиться на удалении не менее 10 км от препятствий.

Высоты наивысших препятствий определяются относительно порога ВПП, имеющего меньшее превышение, и округляются на увеличение до значений, кратных 10 м.

4. Безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, ППП устанавливается с таким расчетом, чтобы истинная высота полета (запас высоты над препятствием) составляла:

а) над равнинной или холмистой местностью и водным пространством:

  • на скоростях 300 км/ч и менее –100 м;
  • на скоростях более 300 км/ч – 200 м.

b) в горной местности:

  • горы 2000 м и менее – 300 м;
  • горы выше 2000 м – 600 м.

5. Нижний (безопасный) эшелон полета по ППП определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута) составляла не менее 600 м.

1.1.15.1 Minimum safe height.

1. For providing safety of aircraft flights the following heights are established:

  • a) a safe height of aerodrome traffic circuit;
  • b) a safe height in the aerodrome area within a radius of not more than 50 km from ARP;
  • c) a safe height in TMA;

2. A safe height of aerodrome traffic circuit is determined on the assumption that the absolute flight altitude of aircraft over the highest obstacle within a 10 km width route (5 km on both sides from the centre line of traffic circuit route) is:

  • not less than 100 m for VFR flights;
  • not less than 200 m for IFR flights.

When establishing the aerodrome traffic circuit height, the minimum air temperature at the aerodrome, reported during the period of long-term observations, shall be taken into account.

3. A safe height in the aerodrome area within a radius of not more than 50 km from ARP, except aerodrome traffic circuit, is determined on the assumption that the absolute flight altitude of aircraft over the highest obstacle (obstacle clearance) is not less than 300 m.

If the difference in the obstacle heights in the indicated area is not more than 100 m, then a common safe height is established. When the difference is more, then the sectors are defined (not more than 4 sectors) and a safe flight altitude (hight) is established for each sector. The limits of sectors (divisible by 5°) are given relative to magnetic meridian and must be at a distance not less than 10 km from obstacles.

The heights of the highest obstacles are determined relative to RWY threshold having smaller elevation and are rounded up to values divisible by 10 m.

4. A safe height of the flight below the lower (safe) flight level of VFR, IFR flights is established on the assumption that the absolute flight altitude (obstacle clearance) is:

a) over plain or hilly terrain and over the water:

  • at a speed of 300 km/h or less – 100 m;
  • at a speed of more than 300 km/h – 200 m.

b) over mountainous terrain:

  • mountains 2000 m high or less – 300 m;
  • mountains higher than 2000 m – 600 m.

5. The lower (safe) flight level of a IFR flight is dete- mined on the assumption that the absolute flight altitude of aircraft over the highest obstacle (obstacle clearance) within a 50 km width (25 km on both sides from the route centre line) route is not less than 600 m.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.