Односегментное пространство

ФАНС работает над концепцией развития аэронавигационной системы России

Формирование Федеральной аэронавигационной службы России (ФАНС, или Росаэронавигация) движется не слишком быстрыми темпами. Указ президента о создании службы вышел 5 сентября 2005 г., а положение о ФАНС было утверждено правительством только 30 марта 2006 г. Нельзя, однако, сказать, что этот период прошел безрезультатно, — положение правительства закрепляет два принципиальных тезиса, изложенных в указе: во-первых, ФАНС находится в ведении правительства (то есть не подчиняется Министерству транспорта), во-вторых, ФАНС сосредоточивает в себе регулирующие, контрольные и надзорные функции в сфере использования воздушного пространства (что, в общем-то, не соответствует идеологии административной реформы, о которой, впрочем, договорились больше не вспоминать). Юридический адрес ФАНС пока не определен, но наличие положения о службе уже позволяет принимать на работу сотрудников — до недавнего времени в ФАНС работали только ее руководитель Александр Нерадько и два его заместителя. Кроме того, надо отметить, что на протяжении периода преобразований оперативные органы управления воздушным движением (УВД) работают устойчиво, и это, конечно, принципиально важно.

 
Россия
Европа
Северная Америка
Сравнение аэронавигационных систем России, Европы и Северной Америки
Зона ответственности, млн кв. км
25
6
19
Количество поставщиков услуг УВД
1
57
2
Количество центров УВД
110
71
29
Численность сотрудников, чел.
24500
42000
35450
Количество аэропортов
(с пассажиропотоком более 1 млн чел. в год)
7
114
104
Объем движения, млн полетов
0,9
17,2
22,5
Вполне ясна и необходимость радикальной реформы существующей Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), внутри которой сосуществуют — когда мирно, когда и не очень — гражданский и военный сегменты. Разделение воздушного пространства на сферы ответственности ограничивает возможность эффективного и гибкого использования доступного воздушного пространства. В результате гражданская авиация, выполняя 92% всех полетов, обладает только 17% общего ресурса воздушного пространства России. Собственно, эта необходимость и была основной причиной создания ФАНС, в рамках которой должен быть осуществлен переход к односегментной системе ОрВД. Не менее понятна и потребность технического обновления и освоения современных концепций УВД.
Планы работы нового ведомства воплощаются в предложенном ФАНС проекте Концепции создания и развития аэронавигационной системы (АНС) России, которая должна быть утверждена правительством. Проект предусматривает три этапа создания и развития аэронавигационной системы. Основная ближнесрочная цель — завершение до 2008 г. формирования организационно-функциональной структуры АНС с едиными гражданско-военными органами и реализация потенциальных возможностей существующих технических средств и технологий. На среднесрочном этапе до 2015 г. предстоит освоение перспективных наземных, бортовых и спутниковых средств и систем и дальнейшее повышение эффективности функционирования АНС. В долгосрочном плане до 2025 г. ожидается полный переход к перспективным техническим средствам и технологиям и интеграция АНС в мировую аэронавигационную систему.
Эти этапы должны характеризоваться конкретными показателями. Так, к 2015 г. пропускная способность российского воздушного пространства должна возрасти в 1,8 раза, а к 2025 г. — более чем в 3 раза. При этом риск катастрофы по вине системы должен снизиться по сравнению с существующим уровнем (1,5 х 10-7 катастроф/летный час) в 2,7 раза к 2015 г. и в 4,8 раза к 2025 г. Экономический эффект к 2015 г. должен составить 4 млрд долл., а к 2025 г. — до 20 млрд долл. Оптимизация воздушного движения позволит, по словам г-на Нерадько, "добиться к 2025 г. экономии 17,35 млн т топлива, из них 8,37 млн т — в районах аэродромов".
Масштабная модернизация потребует и серьезных вложений. Авторы проекта оценивают объем инвестиций до 2025 г. на уровне 155 млрд руб., из них около 50 млрд руб. обеспечат аэронавигационные сборы, а остальное надо получить из федерального бюджета. "В авиации есть две части имущества, не подлежащего приватизации: аэродромная инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны и т. д.) и объекты ЕС ОрВД, — говорит глава ФАНС. — На первую часть государство нашло возможность увеличить финансирование почти в 15 раз по сравнению с 2004 г., и в 2006 г. оно составит 12,7 млрд руб. Мы доказываем необходимость обеспечения эквивалентной бюджетной поддержки развитию объектов ЕС ОрВД". Вложения в аэродромные покрытия окажутся бессмысленными, если самолеты не смогут летать. Впрочем, руководству ФАНС предстоит еще детально обосновать размер запрашиваемых сумм в Министерстве финансов.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.