Оставаясь на связи

Oman Air и Emirates лидируют в гонке за бортовыми услугами доступа в интернет и телефонии

Майкл А. ТАВЕРНА, Париж
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Ближний Восток играет ведущую роль в продвижении услуг спутниковой телефонии и доступа в Интернет для пассажиров авиакомпаний во время полета. Эта тенденция, вероятно, получит развитие после недавнего решения Lufthansa в пользу предоставления широкополосного доступа на борту самолетов.
В декабре Oman Air становится первой авиакомпанией, которая запускает Internet OnAir, новую услугу, предлагаемую OnAir, совместным предприятием Sita и Airbus. Техническая основа услуги — Swiftbroadband, спутниковая сеть компании Inmarsat в диапазоне L со скоростью 492 килобит в секунду. Первый из семи магистральных самолетов Airbus A330, оборудованных для предоставления этой услуги на платформе спутниковой связи архитектуры авиационных сетей Airbus (ALNA) Version 2, уже передан заказчику.
Два других ближневосточных перевозчика, Saudi Arabian Airlines и EgyptAir, — среди семи компаний, которые подписались на использование Internet OnAir. Первый из 22 саудовских A320, оборудованных для предоставления широкополосного доступа, был поставлен 28 октября. Оставшиеся пять пользователей — перевозчики из Индии, Юго-Восточной Азии и Австралии, основные маршруты которых пересекают Ближний Восток.
Три из пяти авиакомпаний, которые выбрали eXConnect, услугу Panasonic по предоставлению бортового широкополосного доступа в еще более высокочастотном диапазоне Ku, также родом из Азии. Откуда точно, не известно. Ожидается, что Panasonic скоро их назовет. Испытания услуги, также выбранной Lufthansa и неназванным североамериканским перевозчиком, должны начаться на Boeing Business Jet до конца года и продолжатся по всему миру в следующем году.
Авиакомпания Emirates стала пионером в использовании спутниковой телефонии, когда в марте 2008 г. запустила полную коммерческую телефонную услугу с помощью Aeromobile, совместного предприятия Telenor и Arinc. Около трети пассажиров обычно пользуются этой услугой, доступной на 32 самолетах Emirates и на одном самолете Malaysian Airlines. Услуга также будет поставляться пяти клиентам eXConnect под брендом eXPhone компании Panasonic. Представители Aeromobile говорят, что флот ВС, предоставляющих ее услугу, вырастет в следующем году до трехзначной цифры.
Отраслевые аналитики ожидают, что решение Lufthansa запустить услугу FlyNet, объявленное 12 октября, поможет убедить авиакомпании двинуться дальше телефонных и SMS-предложений, которые сейчас доминируют в области связи во время полета, в сторону интернет-услуг, что потребует намного больших капитальных затрат.
Дэн Рид, вице-президент по стратегии бизнеса подразделения InFlight Systems компании Thales, которое обеспечивает услугой Internet OnAir четырех клиентов, включая Oman Air, говорит: "Мы видим, что тенденции развлечений во время полета и способности к подключению тесно связаны друг с другом". Хотя компании еще нужно продать интегрированную бортовую широкополосную систему, она ведет переговоры с несколькими авиаперевозчиками и собирается скоро объявить о сделке. Рид поясняет: "Мы предпочитаем быть благоразумными". Компания Thales убеждена в том, что авиакомпаниям нужен большой выбор продуктов связи и услуг и решение не ограничивается только диапазоном Ku.
В любом случае, аналитики утверждают, что экономика систем диапазона Ku, в особенности экономика антенны, значительно улучшилась с тех пор, когда услуга Connexion by Boeing — первоначальное предложение доступа в Интернет во время полета — была отменена в конце 2006 г. Компания Panasonic заявляет, что ее услуга eXConnect не дороже при покупке и установке, чем система диапазона L. В то же время аналитики утверждают, что eXConnect обеспечит более высокую пропускную способность, чем диапазон L: 30–50 мегабит в секунду от спутника и 1,5 мегабитa в секунду в обратном направлении. Главный исполнительный директор Пол Марджис говорит, что благодаря современной технологии, которая позволяет Panasonic Avionics использовать только часть мощности ретранслятора спутника, стоимость одного бита скорости будет намного меньше.
Глобальный коммуникационный пакет Panasonic (GCS) — eXConnect, eXPhone и Panasonic Airborne Television Network — предложит широчайший на рынке спектр интернет-услуг, включающий сетевой доступ для ноутбуков и карманных компьютеров, телефонную связь, а также телевизионное вещание в реальном времени. В сущности, Panasonic утверждает, что компания первой предложит спутниковую услугу IPTV с глобальными правами на авиационный контент: 150 национальных одобрений уже на руках.
Однако Дэвид Брюнер, вице-президент по глобальным телекоммуникационным услугам Panasonic, предупреждает, что бизнес в диапазоне Ku требует минимального количества в 300–  500 самолетов, хотя может работать и с 100 самолетами. Первоначально Lufthansa оборудует около 50 самолетов, но в конце концов собирается оборудовать весь свой флот из 100 магистральных лайнеров. Намерения коллег-перевозчиков Swiss и Austrian Airlines пока не известны.
Более того, некоторые авиакомпании могут предпочесть не использовать полную мощность GCS или конкурирующей системы TopSeries i5000 компании Thales, которая также предлагает большой спектр бортовых услуг, включая телефонию и живое телевидение. Это, безусловно, объясняет, почему OnAir по-прежнему не включает ТВ в предложение своих услуг. Например, Lufthansa исключит голосовые услуги из своих услуг для телефона и карманного компьютера. Глава компании Вольфганг Майрхубер говорит: "Нам нужно, чтобы салон оставался тихим". Компания также не будет предлагать ТВ, хотя Майрхубер и не исключает добавления этой слуги в дальнейшем.
Перевозчики продолжают бороться за обеспечение возврата своих инвестиций в связь во время полета. Lufthansa не говорит, сколько она запросит за свои услуги, но указывает, что исследует несколько моделей ценообразования, от почасовых расценок до месячной оплаты. Постоянные пассажиры также смогут использовать бонусные мили для оплаты доступа в Интернет.
Поиск предпочтительной модели поставки услуги продолжается. Panasonic предложит принцип "одного окна", поставляя свое собственное оборудования для развлечений во время полета (IFE) и ТВ-услугу и покупая фактически все остальное у единого поставщика. Aeromobile будет предоставлять услугу телефонии, а MTN Satellite Communications, компания, базирующаяся в Сиэтле и специализирующаяся на морской связи и сетях передачи данных средствами VSAT, будет поставлять слугу передачи данных в диапазоне Ku.
Авиатранспортная промышленность известна своей требовательностью к контролю за каналом поставки, и многие перевозчики могут предпочесть большую гибкость, предлагаемую конкурирующей OnAir. Хотя OnAir работает эксклюзивно с Inmarsat и передает данные в диапазоне L, эта компания покупает другое оборудование, включая IFE, у различных поставщиков.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№200, июнь 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.