Парижский дом SkyTeam

Артем Фетисов, Париж-Москва

Летом 2003 г. парижский аэропорт им. Шарля де Голля, уже и так один из крупнейших в Европе (7-е место по пассажиропотоку в рейтинге Международного совета аэропортов (ACI) за 2002 г.), получил дальнейшее развитие - в нем был частично введен в эксплуатацию еще один терминал, 2E, полностью предназначенный для нужд авиакомпании Air France и ее партнеров по альянсу SkyTeam. Новый терминал вместе с построенным в 1999 г. терминалом 2F должен образовать основу транспортного узла французского перевозчика и других участников SkyTeam. Строительство терминала осуществляется группой компаний Aeroports de Paris (ADP) с привлечением средств авиакомпании Air France.
Реализация крупного инвестиционного проекта развития аэропорта в нынешней непростой обстановке еще раз продемонстрировала умение французской отрасли авиатранспорта успешно вести бизнес даже в условиях общемирового спада в индустрии воздушных перевозок. Операционные и финансовые показатели аэропортов и авиакомпаний Франции в целом лучше аналогичных показателей их коллег в соседних странах.
Так, управляющая аэропортами Парижа и его пригородов ADP в прошлом году достигла положительных финансовых результатов. Впрочем, общемировые неурядицы все-таки вынудили ADP несколько уменьшить объемы инвестиций в реализуемые проекты развития воздушных гаваней Парижа.

По суммарному пассажиропотоку всех аэропортов Парижа за 2002 г. этот город занимает шестое место в мире после Лондона, Токио, Нью-Йорка, Чикаго и Атланты. В Париже и его пригородах расположено 14 аэропортов, контролируемых группой ADP, однако большая часть пассажиропотока, приходящегося на столицу Франции, следует через аэропорты им. Шарля де Голля, чаще именуемого в профессиональных кругах по его стандартному трехбуквенному коду - CDG, и "Орли".

Тяжелая ситуация в мировой индустрии воздушных перевозок не могла не отразиться на ADP. По словам представителей компании, в 2001 г., после десятилетия непрерывного роста пассажиропотока, впервые его темпы существенно замедлились.

По сравнению с 2001 г. в прошлом году пассажиропоток в аэропортах ADP вырос лишь на 0,7% и составил 71,5 млн чел. В 2002 г. суммарная статистика двух ведущих аэропортов французской столицы отразила снижение на 3,9% пассажиропотока на внутренних маршрутах (ими воспользовались 18,3 млн пасс.) и прирост в 2,4% на международных направлениях (53,2 млн пасс.). Количество обработанных грузов и почты выросло на 2,6%, до 1,7 млн т.

Количество взлетов и посадок уменьшилось на 2,9%, что было связано с сокращением на 0,8% числа рейсов в эти аэропорты на международных маршрутах и на 7,7% - на внутренних маршрутах.

По словам генерального директора ADP Убера дю Месни, в 2002 г. произошло много событий, которые группа не смогла учесть в своих планах развития пассажиропотока в аэропортах. Так, на 2003 г. прогнозировался прирост пассажиропотока приблизительно на 3,5%, однако общий спад в индустрии, война в Ираке и вспышка нетипичной пневмонии поставили под сомнение эти прогнозы. Впрочем, операционные результаты показали, что ADP уже начала выходить из-под влияния негативных факторов, причем даже быстрее, чем она рассчитывала. По оценкам менеджеров группы, в 2003 г. увеличение пассажиропотока хотя не превысит запланированных 3,5%, но и не опустится ниже 3%. Руководство ADP надеется, что в 2004 г. сокращение объемов пассажиропотока остановится, подчеркнул дю Месни.

Общемировой кризис не пошатнул финансового здоровья группы. Оборот ADP в 2002 г. достиг 1,413 млрд евро, что на 4,2% выше, чем в 2001 г. Операционная прибыль осталась на уровне 2001 г. - 203 млн евро. Чистая прибыль после вычета налогов составила 11 млн евро (в 2001 г. - 7 млн евро).

По данным группы ADP, в структуре операционной прибыли компании 34% составляют аэропортовые сборы, 16% - доходы от коммерческой деятельности, 12% - сборы за использование аэропортового оборудования, 11% - платежи за аренду помещений, 10% - доходы от хэндлинговых услуг, 9% - сборы, связанные с вводом дополнительных мер безопасности, 3% - коммунальные платежи, 5% - другие поступления.

Полученные доходы ADP направляет на увеличение пропускной способности своих аэропортов, модернизацию оборудования и улучшение уровня сервиса. Но естественное желание увеличить интенсивность воздушного движения ограничивается противодействием организаций по защите окружающей среды, пользующихся поддержкой жителей населенных пунктов, расположенных в примыкающих к аэропортам зонах.

Так, разработанный ADP долгосрочный план развития аэропорта им. Шарля де Голля в 1997 г. был отвергнут под влиянием "зеленых", заявивших, что около 1 млн чел. подвержены шумовому воздействию взлетающих и садящихся самолетов в CDG и рост интенсивности полетов негативно отразится на их состоянии. Поэтому управляющей компании аэропорта пришлось скорректировать программу его развития, отказавшись от амбициозной цели довести пропускную способность CDG до отметки в 80-100 млн пасс. в год, ограничив ее меньшей цифрой. Компромиссное решение предусматривает лишь строительство двух дополнительных ВПП, предназначенных только для посадки самолетов.

С еще более жесткими рамками пришлось смириться, утверждая планы развития второго крупнейшего аэропорта Парижа - "Орли". Его пропускная способность ограничена наложенными запретами на использование шумных самолетов в темное время суток.

Что касается аэропорта "Ле-Бурже", в свое время являвшегося основным аэропортом французской столицы, то он теперь используется лишь самолетами деловой авиации, а также для нужд местных компаний, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом авиатехники. Раз в два года здесь проводится одна из крупнейших мировых авиакосмических выставок.

Пытаясь расширить возможности Парижа как авиатранспортного хаба, менеджмент группы ADP предложил построить новый аэропорт в 90 км к юго-западу от Парижа, в районе г. Бовилье. Однако дальше планов этот проект пока не пошел, сталкиваясь с сильной оппозицией "зеленых" (см. АТО # 9, стр. 33). До сих пор аэропорт "Бовилье" является всего лишь участком зарезервированной земли.

Хаб для Air France

Таким образом, аэропорт им. Шарля де Голля при всех существующих ограничениях остается наиболее перспективным аэропортом Парижа. В настоящее время он включает в себя три пассажирских терминала - CDG 1, CDG 3 и CDG 2 (последний фактически состоит из шести терминалов: 2A, 2B, 2C, 2D, 2F и частично открытого в июне 2E), четыре ВПП, две вышки УВД, две грузовые зоны, одну зону ТОиР, станцию скоростных поездов TGV. К аэропортовому комплексу также подведено обычное железнодорожное сообщение.

На период с 2003 по 2007 гг. ADP запланировала инвестировать в развитие своих парижских аэропортов 3 млрд евро. Для аэропорта им. Шарля де Голля это означает начало модернизации терминала CDG 1, открытого в 1974 г. Обновление данного комплекса будет стоить 225 млн евро и займет четыре года. Кроме того, идет строительство полностью автоматической железнодорожной системы доставки пассажиров между терминалами. Планируется, что в конце 2006 г. будет сдана первая ветка, соединяющая терминалы 1 и 2. Стоимость этого проекта составляет 140 млн евро.

В июне нынешнего года была введена в эксплуатацию первая очередь терминала 2E, предназначенного для обслуживания пассажиров авиакомпании Air France и ее партнеров по альянсу SkyTeam. Сегодня пропускная способность этого терминала составляет 6 млн пасс. в год; по завершении строительства она вырастет до 10 млн. В разработку и строительство всего комплекса 2E, включая оборудование автомобильных парковок и закупку системы обработки багажа, ADP планирует инвестировать 750 млн евро. Вложения Air France в сооружение нового терминала составляют 50 млн евро.

Терминал 2E вкупе с открытым еще в 1999 г. терминалом 2F формируют основу хаба авиакомпании Air France в аэропорту CDG. По словам председателя совета директоров и исполнительного директора Air France Жана Сирила Спинетты, терминал 2E предназначен преимущественно для состыковок рейсов Air France и четырех авиакомпаний - партнеров по альянсу SkyTeam (AeroMexico, Delta Air Lines, CSA и Korean Air), тогда как Alitalia, также участвующая в альянсе, выполняет рейсы из терминала 2F. Как заявили представители авиакомпании, в этом хабе будут состыковываться ближне- и дальнемагистральные пассажиропотоки.

Новый терминал 2E будет полностью отведен под обслуживание международных маршрутов - из него будет выполняться большинство трансатлантических рейсов, а также рейсы, связывающие Париж с пунктами назначения в Азии. В терминале 2F предусмотрены секции как для пассажиров из стран Шенгенской зоны, так и для обслуживания международных рейсов, прибывших из-за границ объединенной Европы. Именно поэтому рейсы Alitalia не были переведены в 2E: эта авиакомпания из CDG выполняет рейсы только в пределах Европейского Союза.

Дополнить транспортный узел Air France в аэропорту им. Шарля де Голля должен и терминал-сателлит S3, здание которого будет расположено рядом с терминалами 2F и 2E. По данным представителей ADP, совокупная пропускная способность этих терминалов, а значит, и всего хаба Air France в CDG, составит 29 млн пасс. в год.

Внешне новый терминал можно разделить на три части: основное здание (здесь расположены стойки регистрации и зона выдачи багажа), выполненная в форме дуги посадочная зона и соединяющая их перемычка (в ней оборудованы стойки паспортного контроля). Планируется, что в терминале 2E будет устроено 156 стоек регистрации пассажиров: 52 из них уже действуют, 26 будет добавлено в начале 2005 г., а с открытием второй части терминала весной 2007 г. начнут функционировать еще 78 стоек регистрации.

В терминале 2E впервые за пятнадцать лет Air France изменила интерьеры залов ожидания для пассажиров первого и бизнес-классов, стремясь создать ощущение большего свободного пространства за счет несколько технологичного дизайна, сочетающего натуральные дерево и кожу со стеклом и металлом. Всего в 2E оборудовано два лаунжа для пассажиров премиум-класса и для путешественников, участвующих в программе поощрения часто летающих пассажиров Elite Plus альянса SkyTeam. Основной лаунж площадью 1800 м2 рассчитан на 368 пасс., а второй зал - на 48 пасс. (его площадь 250 м2).

В терминале 2E планируется открыть порядка двадцати магазинов беспошлинной торговли. Всего под рестораны и магазины в новом терминале отведено порядка 3700 м2 площадей, из них 2800 м2 будут занимать магазины беспошлинной торговли.

В целях безопасности потоки прибывших и отбывающих пассажиров в терминале 2E полностью разделены. Если в терминале 2B (отсюда "Аэрофлот" и Air France выполняют рейсы на Москву) можно наблюдать почти соприкасающиеся очереди прибывших пассажиров, проходящих паспортный контроль, и отбывающих, выстроившихся у стоек регистрации на рейс, то в терминале 2E прибывающие пассажиры уже на выходе из телетрапа направляются на другой уровень здания. Пока на выходе установлена временная багажная система. Планируется, что к концу 2004 г. начнет работать постоянная система обработки багажа, подключенная к аналогичным системам терминалов 2C и 2F.

Как говорят представители группы ADP, по завершении строительства терминал 2E, оборудованный 26 телетрапами, сможет одновременно принимать 17 самолетов. Пока же частично функционирующий комплекс способен принять не более 10 самолетов.

Дальше собственных границ

В зданиях аэропорта им. Шарля де Голля можно встретить стенды с фотографиями и набросками проектов, в разработке и реализации которых принимала участие группа ADP. Эта компания ведет активную международную деятельность, не только предоставляя свои услуги в области разработки, строительства и модернизации аэропортовых комплексов, но и участвуя в управлении воздушными гаванями некоторых стран.

Зарубежные проекты группы ADP реализуются через две дочерние компании - ADP Engineering и ADP Management. Первая компания проводит все типы исследований и разработки проектов аэропортов, отдельных терминалов и т. д., а также занимается IT-технологиями. По словам Убера дю Месни, об объеме работ этой "дочки" говорит хотя бы то, что группа ADP приняла участие в строительстве 50 аэропортов в разных регионах мира.

Так, только в 2002 г. компания ADP Engineering разработала проект строительства башни УВД аэропорта Ханоя (Вьетнам) и приняла участие в его реализации, участвовала в разработке проекта нового аэропорта в Тунисе, проектировании базы ТОиР для самолетов A380 в аэропорту Дубая (ОАЭ), расширении аэропорта Абу-Даби (ОАЭ), а также разработала планы модернизации аэропортов Шанхая (Китай) и Тегерана (Иран).

Вторая дочерняя компания, ADP Management, занимается инвестированием зарубежных проектов, в том числе участвуя в приватизации некогда государственных аэропортов, и управляет зарубежными аэропортами после приобретения их акций. В некоторых случаях ADP выкупает часть акций в подобных себе управляющих компаниях. Как отметил дю Месни, на сегодняшний день у ADP всего восемь таких компаний, однако они контролируют множество небольших аэропортов. Например, такая ситуация наблюдается в Мексике, где одна управляющая компания занимается четырнадцатью аэропортами. В то же время дю Месни подчеркивает, что ни в одной стране ADP не располагает 100% акций аэропортов.

В настоящее время подразделение ADP Management участвует в управлении аэропортами Пекина и Пномпеня (Камбоджа), является акционером мексиканской компании. Также ADP владеет акциями аэропорта Льежа (Бельгия), аэропорта "Марса Алам" (Египет), а также аэропортов Гвинеи, Камеруна и Мадагаскара.

В свое время ADP пыталась принять участие в управлении аэропортом "Шереметьево". Как заявил АТО Убер дю Месни, в ADP убеждены, что в будущем роль Москвы, а значит, и аэропорта "Шереметьево", в международной системе авиаперевозок значительно возрастет. Это предопределено и размерами страны, и самой логикой развития воздушных перевозок в ней. "Мы ведем переговоры с властями в России и знаем, что в Москве рассматривают различные варианты развития аэропорта, - сказал он. - ADP подготовила свое предложение по московскому аэропорту, однако до сих пор дальше планов и заявлений о намерениях со стороны России дело не пошло".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.