Переход на российскую систему регистрации пассажиров: что изменилось для авиакомпаний

Переход на российскую систему регистрации пассажиров: что изменилось для авиакомпаний

В течение 2022 года в целях обеспечения суверенитета российской авиационной отрасли отечественные авиакомпании инициировали переход на российские IT-продукты, в том числе на системы регистрации пассажиров (departure control system; DCS).  

Astra DCS, входящая в состав комплекса Leonardo PSS разработки компании "Сирена-Трэвел", стала крупнейшей в России системой регистрации пассажиров и багажа.

О том, как развивается система, о новых приложениях и новых клиентах рассказали АТО представители "Сирены-Трэвел".

Импортозамещение с бонусом

Поставленная правительством России задача импортозамещения в отрасли гражданской авиации затронула в первую очередь IT-продукты, которыми пользуются авиакомпании в своей деятельности — как производственной, так и коммерческой. Переход необходим для обеспечения суверенитета отрасли, независимости от западных программных продуктов, для гарантии безопасности персональных данных российских граждан.

На настоящий момент можно утверждать, что переход авиакомпаний в систему Astra DCS прошел успешно. Несмотря на некоторое сокращение общих объемов перевозок в России, переход отечественных авиакомпаний, в том числе национального перевозчика, в Astra DCS, существенно увеличил объемные показатели системы. Совокупно система обеспечивает в среднем до 6 млн зарегистрированных пассажиров в месяц. Но выросший объем не повлиял на стабильность функционирования системы, которая уже много лет успешно работает на рынке и зарекомендовала себя как надежное решение для регистрации авиапассажиров и багажа в авиационной отрасли. Astra DCS соответствует резолюциям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), национальным отраслевым нормам и отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным DCS, — и при этом постоянно развивается, меняется в соответствии с требованиями рынка и пользователей, прирастает новым функционалом.

Astra DCS, как и любой компонент Leonardo PSS, работает в соответствии с требованиями постановлений правительства и обеспечивает сохранность персональных данных пассажиров и экипажей. Кроме того, "Сирена" взаимодействует с ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" (ЗИТ) — организацией, которая разрабатывает альтернативную коммуникационную сеть взамен иностранных на территории РФ.

Немаловажно и то, что ценовая политика российского провайдера выстраивается, исходя из реалий российской экономики. В качестве валюты договоров с российскими контрагентами используется рубль. "Поэтому мы не сталкиваемся с таким понятием, как волатильность курса, мы не заставляем авиакомпанию или аэропорт переживать об изменениях курса доллара", — пояснили в "Сирене".

Astra DCS распространена на территории РФ и за ее пределами. Во многих аэропортах уже знают, что такое Astra DCS и как в ней работать, что экономит ресурсы на обучении персонала.

Astra DCS: основной функционал

Аstra DCS — современная система, обеспечивающая выполнение в автоматическом режиме процесса регистрации пассажиров и багажа, ведения сезонного расписания и контроля выполнения суточного плана полетов, предоставления данных для расчета центровки ВС и онлайн-взаимодействия со службами паспортного и пограничного контроля.

Существуют три варианта использования Astra DCS.

Аэропорт устанавливает Astra DCS в качестве базовой системы регистрации пассажиров и багажа. Например, в качестве базовой системы регистрации Astra DCS предлагают такие крупные российские аэропорты, как московские Шереметьево и Домодедово, Сочи, Краснодар, Уфа, Волгоград, а также аэропорты Узбекистана — всего более 90 воздушных гаваней. Таким образом, любая авиакомпания, выполняющая полеты из данного аэропорта, может регистрировать своих пассажиров в Astra DCS.

Если у авиаперевозчика есть свой договор с "Сиреной" на Leonardo PSS или только Astra DCS, то для каждого конкретного аэропорта принимается решение: установить свою собственную систему регистрации (Astra DCS) или использовать ту, что предлагает аэропорт. Таким образом, в любом аэропорту, независимо от того, использует ли этот аэропорт Astra DCS, авиакомпания может подключить ее как свою систему регистрации пассажиров и багажа.

Если и у авиакомпании, и у аэропорта есть договор на Astra DCS, то авиакомпания может в каждом конкретном случае принять решение использовать собственный сеанс Astra DCS или аэропортовый, чтобы зарегистрировать своих пассажиров.

"Есть авиакомпании (например, азербайджанская AZAL), которые не используют другие компоненты Leonardo PSS, но в рамках прямого договора используют Astra DCS в аэропортах как России, так зарубежья", — рассказали в "Сирене".

В рамках своей основной функции регистрации пассажиров и багажа Astra DCS позволяет производить регистрацию на предварительно забронированные места, учитывать пожелания пассажиров при выборе места, включая регистрацию трансферного маршрута. Система автоматически рассчитывает доплату за сверхнормативный багаж, позволяет оформлять и печатать багажные квитанции, осуществляет динамический контроль предельной коммерческой загрузки рейса с учетом груза и почты.

В соответствии с требованиями времени в Astra DCS реализованы решения на основе бесконтактных технологий для самостоятельной регистрации пассажиров на сайте авиакомпании, самостоятельной сдачи багажа на стойках Drop Off, взаимодействия с автоматическими гейтами выходов на посадку. Не так давно добавлен Priority List — и многое другое.

Модуль центровки нового поколения

Одним из недавно разработанных модулей системы Astra DCS является модуль расчета центровки Libra. Программа разработана в соответствии с рекомендациями IATA (AHM-565) как дополнительный функциональный модуль системы регистрации Astra DCS. Модуль в интерактивном режиме обменивается данными с Astra DCS по расписанию и зарегистрированным пассажирам, багажу, почте и другим грузам, подготавливает и печатает необходимый набор сопроводительных документов по рейсу, производит рассылку пакета телеграмм, обеспечивает дистанционный режим работы и многое другое. Примечательно, что центровка может работать в том числе с рейсами, которые регистрируются вне Astra DCS. То есть туда можно добавлять в ручном режиме информацию о пассажирах, багаже, грузе и также центровать рейсы.

На сегодняшний день в модуле центровки делаются расчеты для воздушных судов 33 авиакомпаний, из них две — "Уральские авиалинии" и таджикистанский перевозчик Somon Air — используют модуль в сеансе авиакомпании, что позволяет им выполнять расчеты во всех аэропортах, где присутствует Astra DCS.

Также модуль Libra подключил в своих аэропортах холдинг "Аэропорты регионов", в состав которого входят 10 аэропортов: Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска. Через эти аэропорты осуществляют полеты более 30 авиакомпаний, все эти перевозчики сейчас используют Libra для расчета центровки.

Сейчас, получив разъяснения Росавиации, компания работает над внедрением процедур электронного документооборота между экипажем и диспетчером наземной службы аэропорта с использованием электронных документов. Разрабатываемые в настоящее время мобильные приложения позволят не печатать LIR и Loadsheet, а оперативно получить эти документы пилоту и диспетчеру по загрузке в своих мобильных устройствах для выполнения ими своих функциональных обязанностей.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.