Перспективы Бе-200

Перспективы самолета-амфибии Бе-200
Перспективы самолета-амфибии Бе-200

Универсальность многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, как это ни парадоксально, ориентирует его на очень узкие нишевые рынки, которых во всем мире существует не так уж много: потребности в противопожарных и поисково-спасательных операциях, к счастью, не очень велики (к тому же мобильность Бе-200 позволяет ему легко перемещаться туда, где он востребован), патрулирование еще не получило распространения, а транспортные и пассажирские перевозки пока и вовсе представляются экзотикой. В этой ситуации совершенно понятна стратегия ТАНТК им. Г. М. Бе­риева максимально расширить географию возможных применений самолета путем получения сертификатов, без которых коммерческое использование машины невозможно.

Начало зарубежной сертификации было положено в 2010 г., когда Бе-200ЧС-Е получил сертификат типа Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), став третьим ВС российской разработки, сертифицированным этим агентством (ранее европейские сертификаты получили самолет Ту-204-120CE и вертолет Ка-32А11ВС). Однако сертифицировать Бе-200 было гораздо сложнее: в европейских нормах, по словам главного конструктора Бе-200ЧС-Е Александра Явкина, отсутствовали требования к гидросамолетам и самолетам-амфибиям, из-за чего понадобилась большая дополнительная работа.

В 2010 г. был также подписан предварительный контракт с американской компанией International Emergency Services (IES) на поставку десяти самолетов Бе-200 в версии, предназначенной для борьбы с лесными пожарами. Наличие контракта позволило начать процесс сертификации по нормам Федеральной авиационной администрации (FAA).

В июне 2012 г., по сообщению пресс-службы ТАНТК им. Г. М. Бериева, был получен отчет Службы лесной охраны Департамента сельского хозяйства США по первому этапу испытаний самолета-амфибии Бе-200ЧС на соответствие требованиям Межведомственного комитета по авиатанкерам (МКА) США к системам доставки и сброса огнегасящей жидкости.

Работы проводились на базе ТАНТК им. Г. М. Бериева в Таганроге и включали наземные испытания системы специального пожарного оборудования (ССПО) самолета-амфибии Бе-200ЧС и серию полетов со сбросами воды на специально оборудованный полигон. В ходе полетов эксперты американской Службы лесной охраны оценили эффективность системы ССПО. Поскольку Бе-200ЧС может не только использовать для пожаротушения воду, набираемую в водоемах на глиссировании, но и доставлять на пожар химические средства, заправляемые в баки на аэродроме, оценка самолета проводилась в вариантах как амфибии, так и "сухопутного" авиатанкера.

По оценке американских специалистов, Бе-200ЧС и его система баков полностью соответствуют требованиям МКА к многодвигательному пожарному самолету-амфибии, выполняющему забор воды на глиссировании. В то же время было отмечено, что существующая конфигурация самолета не полностью соответствует требованиям к многодвигательному сухопутному авиатанкеру, что требует незначительной доработки системы ССПО и продолжения испытаний для подтверждения соответствия требованиям МКА к авиатанкерам.

Также в июне были завершены работы по дополнительной сертификации бортового пилотажно-навигационного комплекса АРИА-200М, установленного на Бе-200, который подтвердил обеспечение необходимой точность самолетовождения (RNP) как по воздушным трассам, оборудованным различными средствами коррекций, так и вне воздушных трасс. Сертификационные испытательные полеты с участием специалистов ГосНИИ "Аэронавигация" были проведены в марте 2012 г. в Иране, ОАЭ, Омане, Пакистане, Индии, Бангладеш, Мьянме, Таиланде, Малайзии и Сингапуре.

В результате испытаний получено "Заключение о допуске самолетов типа Бе-200ЧС к производству полетов в системе зональной навигации RNP-5 (полеты по оборудованным международным трассам с непрерывной коррекцией текущих координат по СНС и наземным маякам VOR с точностью самолетовождения ±5 морских миль) и RNP-10 (полеты по необорудованным трассам над безориентирной и водной поверхностями с коррекцией текущих координат по СНС с точностью самолетовождения ±10 морских миль) в регионах Ближнего Востока и Азии".

Полученное расширение карты данных к сертификату типа самолета-амфибии Бе-200ЧС позволяет выполнять регулярные полеты по трассам RNP-5 и RNP-10 в данных районах мира в дополнение к имеющемуся разрешению на выполнение полетов по трассам RNP-5 в европейском регионе. Дальнейшие планы сертификационных испытаний предусматривают допуск самолета Бе-200ЧС к полетам в системе зональной навигации RNАV (вплоть до RNP-1) в странах его потенциального применения — североамериканском, североатлантическом, а также в южноамериканском регионе.

Отметим, что работы по сертификации пока еще не привели к появлению новых заказчиков самолета, хотя по итогам участия в авиасалоне в Фарнборо представители ТАНТК заявили, что деловые встречи с представителями ряда компаний подтвердили хорошие экспортные перспективы Бе-200.

Производство Бе-200, по словам начальника бюро научно-технической информации и связи со СМИ ТАНТК Александра Заблотского, уже полностью перенесено из Иркутска в Таганрог, сейчас идет выполнение контракта с МЧС на шесть самолетов, подписанного в мае 2011 г.; первые поставки начнутся в 2013 г. Кроме того, на стадии подготовки находится контракт на поставку восьми самолетов для Минобороны в патрульном варианте; можно ожидать, что его подписание состоится в рамках гидроавиасалона "Геленджик-2012". Производственные мощности Таганрогского авиазавода оцениваются на уровне трех Бе-200 в год, это примерно соответствует существующему портфелю контрактов, но по мере получения новых контрактов темпы придется увеличивать. В настоящее время в МЧС эксплуатируется шесть самолетов Бе-200; одна машина поставлена в Азербайджан, два опытных самолета остаются в ТАНТК им. Г. М. Бериева.

Фотогалерею с выставки "Гидроавиасалон-2012" можно посмотреть здесь.  

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№181 июль-август 2017

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2017 г., г. Москва
26-27 сентября 2017, Москва
24 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.