По принципу "точно вовремя"

Краткосрочный план модернизации управления воздушным движением помогает Европе построить мост к УВД будущего

Дэвид ХЬЮЗ, Брюссель
Руководство Евроконтроля (Европейской организации по обеспечению безопасности аэронавигации) никак не дождется начала глобальной модернизации, намеченной к 2020 г. Для разрешения проблемы увеличения пропускной способности воздушного пространства в ближайшей перспективе Евроконтроль начал реализацию программы планирования, чтобы выжать максимум возможностей из современной системы управления воздушным движением (УВД) над всей Европой.
Ключом к реализации программы "Динамическое управление сетью европейского воздушного пространства" (DMEAN — Dynamic Management of the European Airspace Network) является улучшенный информационный обмен между центральным органом организации транспортных воздушных потоков Евроконтроля (находящимся в Брюсселе), поставщиками аэронавигационных услуг (расположенными более чем в 30 странах), авиакомпаниями и аэропортами. Основная цель программы DMEAN — поиск скрытых возможностей существующей системы УВД способных в ближайшем будущем, вплоть до 2012 г., улучшить ситуацию без внедрения каких-либо новых технологий.
Программа DMEAN видится ее авторами неким мостом над бурными водами, который позволит своевременно обеспечить достаточную пропускную способность европейского воздушного пространства, чтобы снизить напряженность в горячих точках над континентальной Европой и над Великобританией. Руководитель программы DMEAN в структуре Евроконтроля Джо Салтана комментирует это так: "Программа DMEAN рассматривает возможности сети управления воздушным движением, формирует ее структуру и вводит в действие правильно сконфигурированную сеть для реализации различных режимов и гибкости, необходимой в особых случаях, чтобы она как можно быстрее обеспечила нужную пропускную способность для реализации современных требований к объему воздушных перевозок".
Тем временем специальный консорциум занимается разработкой долговременных решений, которые будут реализованы к 2020 г. В Европе все отчетливо понимают, что новая система УВД просто необходима для долговременного планирования, и организация, которая занята разработкой программы "Единое европейское небо" по модернизации системы УВД на основе новых технологий (SESAR), начала проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, для того чтобы эта программа была реализована вовремя.
Программа DMEAN концентрирует свое внимание на мелочах, которые достаточно важны, чтобы быть на один шаг впереди текущих европейских требований к воздушному движению, объем которого в некоторых регионах растет ежегодно на 7-8%, — особенно это касается Восточной Европы. Например, выбор кратчайших маршрутов, а также более быстрое изменение маршрутов и их отведение подальше от перегруженных секторов (все эти действия основаны на предварительном планировании) поможет центрам УВД лучше справляться с растущим потоком воздушных перевозок.
По существу, программа DMEAN стремится уменьшить протяженность всех маршрутов воздушного движения в Европе на 1,5-2%. Эта мера позволит снизить затраты эксплуатантов ВС на 400 млн евро (544 млн долл.) ежегодно и сократить в то же время темпы введения в строй новых самолетов на 1,5-2%. Уменьшение протяженности маршрутов сократит также время задержки рейсов; Евроконтроль поставил перед собой цель добиться, чтобы время задержки рейсов не превышало 1 мин.
Ключевым моментом для уменьшенния протяженности маршрутов полета является улучшение координации между военными и гражданскими центрами УВД так, чтобы в случае, когда военная запретная зона полетов (известная как выделенное воздушное пространство в Европе) не используется боевыми самолетами, она могла быть передана гражданским властям. Джо Салтана говорит, что такая координация постоянно улучшается. Как ни странно, авиакомпании не всегда предпочитают выбирать более короткий маршрут, поскольку иногда это приводит к росту платежей за пользование услугами служб УВД по сравнению с маршрутом большей протяженности. Деньги временами играют бо 'льшую роль, чем эффективность.
Даже учитывая краткосрочность программы DMEAN, потребуется примерно пять лет, чтобы определить, какая сеть центров УВД необходима, чтобы удовлетворить требованиям к спрогнозированному объему воздушных перевозок.
Крис Боумэн, менеджер по реализации DMEAN, отмечает, что в дополнение к локальным усовершенствованиям, запланированным районными центрами УВД в ближайшие месяцы, потребуется более активный подход в масштабах всей сети, и это одна из главных задач, которые он перед собой поставил. Например, испытания, проведенные в воздушном пространстве Италии, показали, что более динамичное переключение ответственности за контроль воздушного пространства от военных властей гражданской службе УВД приносит определенные дивиденды. Этот факт был использован нынешним летом, когда применялись заранее определенные сценарии управления воздушным движением для разгрузки потока во время особо интенсивных полетов в зоне некоторых секторов УВД.
Джо Салтана отмечает, что в прошлом, когда сектор УВД становился слишком перегруженным, задержки рейсов часто распространялись и на соседние сектора. Это побуждает руководство центров УВД сокращать поток воздушного транспорта путем ввода принудительных ограничений — например, задерживая самолеты на земле. Теперь, ожидая заранее дни или даже месяцы перегрузок (как, в частности, во время проведения крупных спортивных соревнований), сеть центров УВД по всей Европе может подготовиться к таким обстоятельствам и реагировать быстро в режиме реального времени, чтобы минимизировать время задержек рейсов.
Другим примером специальных требований является ситуация ввода в строй нового районного центра УВД, который может привести к временному сокращению пропускной способности, поскольку диспетчеры, пилоты и менеджеры системы УВД будут находиться в процессе привыкания к его возможностям. Нечто подобное имело место после февральского ввода в эксплуатацию интегрированного центра УВД в г. Йенец, Чехия.
Джо Салтана говорит, что, применяя предварительное планирование по программе DMEAN, все эксплуатанты ВС будут знать, чего ожидать и какие альтернативные маршруты являются для них наилучшими. Он подчеркивает, что главная цель состоит в том, чтобы избежать больших нарушений трафика в той части Европы, которая отличается наиболее интенсивным транспортным потоком.
Строительство новых центров УВД или модернизация существующих систем происходит в Вене, Белграде Будапеште, Братиславе, в районном центре УВД в Маастрихте (Нидерланды) и во всех итальянских районных центрах УВД. В центре управления воздушным движением в Вене, например, создаются новые сектора управления по маршруту движения, диспетчерский пункт управления полетами в зоне захода на посадку и диспетчерский пункт управления вылетами. Кроме того, идет переоборудование некоторых центров УВД в Европе для использования новых систем планирования полетных данных.
Работы по модернизации системы УВД и увеличению ее пропускной способности на основе новых технологий в рамках программы SESAR, как ожидают, начнутся после 2012 г. Их целью является разработка новой системы УВД, способной к 2020 г. увеличить объем воздушных перевозок в два раза. В то время как программа SESAR не преследует формальной цели по снижению объемов сжигания топлива, руководство Евроконтроля заявляет, что возможно сокращение на 10% объемов напрасно сжигаемого топлива и снижение на 10% выбросов CO2 в атмосферу. Это будет достигнуто не только благодаря уменьшению протяженности маршрутов, но, вероятно, и за счет модернизации системы УВД в рамках программы SESAR.
Федеральная авиационная администрация США (FAA), по словам ее официального представителя, формально не имеет программы, подобной DMEAN, однако работает над широким диапазоном проектов, с тем чтобы предоставить эксплуатантам авиационной техники возможность летать эффективно и безопасно.
"Каждая конкретная программа или инициатива, включающая совместное принятие решений, модернизацию структуры сети воздушного пространства или программы управления потоком воздушного движения и т. д., разрабатывается, чтобы обеспечить самолету возможность долететь из точки А в точку В как можно быстрее, экономя при этом время и топливо и минимизируя время задержек, — отмечает чиновник из FAA, — и инициатива Федеральной авиационной администрации США по совершенствованию системы спутниковой навигации и наблюдения (включая глобальную спутниковую навигационную систему GPS) также является частью этих усилий".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.