Полеты над морем

Eurocopter стремится к освоению российского шельфа

Согласно данным Министерства природных ресурсов РФ, объем промышленных запасов углеводородного сырья на российском континентальном шельфе оценивается в 10,8 млрд т нефтяного эквивалента. Долгосрочная стратегия освоения шельфа должна, как ожидается, обеспечить стране добычу на шельфе 90 млн т нефти и 300 млрд м3 природного газа в год. По оценкам, доказанные запасы газа Газпрома составляют около 29,1 трлн м3; это более 60% запасов природного газа в России и около 17% мировых доказанных запасов. Газпром обеспечивает почти 90% российской газодобычи и примерно пятую часть всего добываемого в мире газа. Доля компании в поставках в Европу составляет 25%, а внутри России около 75%. Роснефть — вторая по величине вертикально интегрированная нефтяная компания в России. Ее доказанные запасы нефти составляют 2 млрд т, газа — 691 млн м3. По предварительным данным, в 2006 г. Роснефть добыла 80,6 млн т нефти и газового конденсата, а также 13,6 млрд м3 газа.
Проекты освоения шельфовых месторождений будут разделены поровну между государственными компаниями Газпром и Роснефть — такое решение уже одобрил президент Путин. К лету правительство должно принять план раздела шельфовых ресурсов, после чего начнется их постепенное освоение: бурение подводных скважин и прокладка трубопроводов по дну моря. Очевидно, что с началом шельфовых работ резко возрастет потребность в вертолетных перевозках. Уже сейчас регулярный облет 240 тыс. км российских трубопроводов (из них более 150 тыс. км принадлежит Газпрому) представляет собой серьезную задачу. Полеты над морем для перевозки пассажиров и грузов на буровые платформы в силу своей сложности требуют соответствующей подготовки как экипажей, так и ВС. По словам директора Eurocopter по развитию рынков в нефтегазовом сегменте Тьерри Мовэ, для подобных полетов применяются вертолеты, наиболее полно оснащенные навигационным оборудованием и всеми возможными системами безопасности. Кроме того, весьма актуален и вопрос дальности полета — если платформа не сможет по каким-то причинам принять вертолет, ему должно хватить топлива на обратный путь.
Потребность в таких машинах дает компании Eurocopter возможность количественно и качественно укрепить свои позиции на российском рынке — не только увеличить число своих эксплуатируемых в России вертолетов, но и нарастить долю более тяжелых и более дорогих машин. На сегодня в России летает 40 вертолетов производства Eurocopter, еще четыре машины компания Eurocopter Vostok поставит в текущем году. При этом на долю частных и корпоративных владельцев, которые, как правило, эксплуатируют легкие вертолеты, приходится 77% российского парка Eurocopter; еще 15% — на государственные структуры (МЧС, МВД, пожарных), которые также эксплуатируют легкие патрульные машины. И только 8% вертолетов эксплуатируют коммерческие операторы, обслуживающие в том числе и нефтегазовый сектор. Отметим, что в остальных странах СНГ, где эксплуатируется всего 20 вертолетов Eurocopter (и еще 8 намечено к поставке в 2007-2008 гг.), соотношение по секторам выглядит более сбалансированным: на долю частных и корпоративных владельцев приходится 60% машин, государственных структур — 15%, коммерческих операторов — 25%.
Основную ставку Eurocopter делает на вертолеты семейства EC225 Super Puma, имеющие максимальный взлетный вес 11 т и дальность полета со стандартными топливными баками 819 км (без резерва топлива). Машина вмещает 24 пасс. и имеет крейсерскую скорость 262 км/ч. По состоянию на октябрь прошлого года в мире был поставлен 641 вертолет этого семейства, их суммарный налет превысил 3,2 млн ч, а налет лидерной машины 32 тыс. ч. Однако в базовой комплектации EC225 не годится для работ на перспективном Штокмановском месторождении, освоение которого планируется в первую очередь. Разведанные запасы этого месторождения в Баренцевом море — около 3,7 трлн м3 газа, но его удаление от Мурманска составляет 537 км. Чтобы EC225 хватило дальности для полета на буровую платформу и возвращения обратно без посадки, Eurocopter предлагает два варианта модификаций: либо с двумя внешними топливными баками по 300 л каждый, либо с одним внутренним емкостью 800 л, но тогда вместимость вертолета сокращается до 17 пасс.
Как рассказала АТО пресс-секретарь "Газпромавиа" Дарья Полухина, авиакомпания пока не получала и не рассматривала конкретные предложения компаний-производителей по вертолетам для шельфовых работ на Штокмановском месторождении. Пока Газпром решает более глобальные вопросы относительно разработки этого месторождения, но совершенно очевидно, что в ближайшие годы спрос на шельфовые вертолетные работы будет расти в геометрической прогрессии, что, вероятно, потребует расширения и обновления парка.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№197, март 2019

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.