Потенциал для роста рынка грузовых авиаперевозок

Объемы грузовых авиаперевозок увеличиваются, но рынок развивается медленно
Авиакомпания AirBridgeCargo одной из первых в мире стала эксплуатантом самого современного грузового самолета Boeing 747-8F

Bыступая в конце мая на саммите Международной ассоциации грузовой авиации (TIACA), заместитель министра транспорта Валерий Окулов весьма тактично охарактеризовал место России в мировых пассажиропотоках: "Известно, что на сегодняшний день российские логистические услуги занимают не самые высокие позиции в международных рейтингах по целому ряду показателей: по стоимости перевозки, качеству услуг, скорости проведения таможенного оформления грузов и других процедур, усложненных различными административными барьерами".

"В перспективе до 2020 года в воздушное пространство России можно привлечь до 70000 транзитных рейсов, потенциальный доход от их обслуживания и технических посадок может достичь 3 млрд долл. в год", — говорит замминистра транспорта Валерий Окулов

Действительно, доля России в мировом объеме грузовых авиаперевозок по-прежнему составляет единицы процентов. Однако участники рынка и эксперты отрасли продолжают искать выход из сложившейся ситуации.

"Поскольку внутренний рынок грузовых авиаперевозок в настоящее время развивается очень медленно, точкой роста должно стать привлечение международного грузового авиационного потока в воздушное пространство России", — считает президент аналитической компании "Инновационный центр гражданской авиации" Рано Джураева.

Воздушное пространство России обладает рядом уникальных конкурентных преимуществ — через него проходят самые ортодромичные маршруты на линиях Азия—Европа и Азия — Северная Америка, где происходит наиболее активное движение мировых грузопотоков.

"Точкой роста должно стать привлечение международного грузового авиационного потока в воздушное пространство России", — считает президент аналитической компании "Инновацион­ный центр гражданской авиации" Рано Джураева"Каждая авиакомпания ежедневно ищет пути снижения своих расходов, и выбор наиболее экономичного маршрута — ключевой фактор. Наше основное преимущество в уникальном географическом положении, благодаря которому именно Россия может предложить авиакомпаниям самые оптимальные, самые близкие к ортодромии маршруты и тем самым помочь им снизить свои расходы, — комментирует Рано Джураева. — Но, к сожалению, на данный момент статистика IATA показывает обратное: в 2011 г. на направлении Европа—Азия был совершен 68031 регулярный рейс со статусом "грузовой"; 20798 рейсов со статусом "грузовой" выполнены по международным транзитным маршрутам, проходящим в воздушном пространстве России без совершения технических посадок, и только 2481 рейс был выполнен с технической посадкой в аэропортах России".

Загруженность грузовыми полетами основных транзитных маршрутов России в 2010–2011 годах (только иностранные авиакомпании
Трассы Полеты в 2010 г. Доля, % Полеты в 2011 г. Доля, % Изменение, %
Трансазиатские 8141 44 8358 40 2,7
Азиатские 5445 30 6597 32 21,2
Трансвосточные 3446 18 4312 21 25,1
Трансполярные 440 2 484 2 10,0
Транссибирские 205 1 176 1 –14,1
Кроссполярные 257 1
Другие 829 4 871 4 5,1
Итого 18763 100 20798 100 10,8
Источник: Минтранс России.

Данные Минтранса России подтверждают эти факты — в таблице представлена динамика интенсивности транзитных грузовых полетов иностранных авиакомпаний в воздушном пространстве России.

Как видно из таблицы, доля грузовых рейсов по транссибирским маршрутам составляет всего 1%, при этом количество рейсов по ним в 2011 г. снизилось по сравнению с 2010 г. на 14%. Наибольший рост числа полетов наблюдается на азиатских и трансвосточных маршрутах, которые минимально захватывают воздушное пространство России. Это объясняется прежде всего высокими ставками за аэронавигационное обслуживание и необходимостью заключать коммерческие соглашения с назначенным российским перевозчиком, что влечет за собой дополнительные компенсационные платежи. В первую очередь это актуально для транссибирских маршрутов как наиболее протяженных.

Кроме того, по мнению Рано Джураевой, существует ряд других факторов, препятствующих развитию грузовых авиаперевозок и непосредственно связанных с развитием отрасли гражданской авиации в целом: неконкурентоспособные цены на обслуживание грузовых авиаперевозок, дефицит парка грузовых воздушных судов всех классов, ограничения наземной инфраструктуры и системы ОрВД, неразвитость рынка логистических операторов, громоздкая процедура оформления грузов на границе, отсутствие стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (e-freight).

"Вместе с тем бизнес-кейсы ряда современных быстроразвивающихся грузовых хабов, таких как Дубай, Анкоридж, Сигнапур, Алма-Ата и ряд других, свидетельствуют о том, что реализация проекта по развитию сети грузовых хабов на территории России может быть осуществлена за три-пять лет при условии конкурентоспособного предложения по цене и качеству обслуживания", — говорит Рано Джураева.

Основные транзитные потоки через Россию
Транссибирские маршруты имеют точки входа в Санкт-Петербургском и Московском зональных центрах (ЗЦ), проходят через Екатеринбургский, Новосибирский и Хабаровский ЗЦ. Именно на этих трассах требуется наличие коммерческого соглашения с назначенным российским перевозчиком, то есть дополнительные компенсационные платежи.
Трансполярные трассы пролегают примерно параллельно транссибирским, но севернее. На востоке они имеют те же самые точки выхода из воздушного пространства России (в Китай и Монголию), а на западе их точки входа располагаются в зоне ответственности Санкт-Петербургского ЗЦ.
Трансазиатские маршруты проходят южнее транссибирских. Из западные точки входа также располагаются в Санкт-Петербургском и большей частью Московском ЗЦ, а точки выхода — в Самарском, Екатеринбургском и Новосибирском ЗЦ. Далее эти маршруты идут на восток через Казахстан.
Азиатские маршруты проходят еще южнее, через Черное море, в России полностью по территории Ростовского зонального центра, а затем через Азербайджан, Иран или Туркмению.
Трансвосточные маршруты проходят по территории Хабаровского ЗЦ с точками входа на юге и точками выхода на северо-востоке. Кроссполярные трассы проложены с юга на север главным образом по территории Хабаровского ЗЦ (хотя часть трасс находится в других зональных центрах).

Изучение ситуации на рынке грузовых авиаперевозок, проведенное Центром ГА, показывает, что для создания грузовых хабов необходимо реализовать ряд мер, направленных на развитие инфраструктуры аэродромов России, совершенствование системы организации воздушного движения по транзитным маршрутам, изменение нормативно-правовых актов по применению нулевой ставки НДС для всех участков грузовой цепочки в отношении международных грузовых авиаперевозок, изменение регулирования в сфере контроля оптовых цен и маржи нефтяных компаний, поддержку льготных условий ввоза грузовых воздушных судов, упрощение порядка выдачи виз членам экипажей иностранных авиаперевозчиков, выполняющих полеты через аэропорты России.

"Кроме того, необходимо создать благоприятные условия российским и иностранным авиакомпаниям для технических посадок в аэропортах России и далее активно развивать трансфер в тех аэропортах, у которых есть перспектива стать международными хабами", — подчеркивает Джураева.

По оценке экспертов Центра ГА, успешная реализация перечисленных мер позволит России получить доход от обслуживания грузовых авиаперевозок только на маршрутах Европа—Азия в размере до 3,5 млрд долл.

Схожие цифры приводит Минтранс в оценке потенциала только транзитных рейсов, но по всем возможным направлениям: "В перспективе до 2020 г. в воздушное пространство России можно привлечь до 70000 транзитных рейсов, и потенциальный доход от обслуживания транзитных полетов и технических посадок может достичь 3 млрд долл. в год", — отметил в своем докладе замминистра транспорта Валерий Окулов на конференции AirCargoForum в ноябре 2011 г., в рамках которой состоялось подписание соглашения между авиакомпанией Cargolux и аэропортом Толмачево о начале выполнения технических посадок.

В целом следует отметить, что российские власти в последнее время начали уделять значительно больше внимания вопросу повышения конкурентоспособности отрасли грузовых авиаперевозок на мировом рынке, особенно в части развития транзитного потенциала России. На государственном уровне в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2020 г. ведется работа в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг." и подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России".

Наиболее заметно реализуются инициативы Минтранса России, выдвинутые в рамках Концепции развития грузовых авиаперевозок в Российской Федерации. Согласно этому документу, привлечение мировых транзитных грузовых авиаперевозок в воздушное пространство и аэропорты РФ произойдет за счет:

  • упрощения порядка выдачи виз членам экипажей воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты через аэропорты РФ;
  • развития инфраструктуры аэродромов РФ (потенциальных грузовых хабов) для обслуживания транзитных грузовых авиаперевозок;
  • совершенствования системы организации воздушного движения по транзитным маршрутам;
  • изменения нормативно-правовых актов, направленных на применение нулевой ставки НДС для всех участ­ков грузовой цепочки, связанных с международными грузовыми авиаперевозками;
  • изменения регулирования в части осуществления контроля уровня оптовых цен и маржи нефтяных компаний на уровне не выше мировых цен Platts (Rotterdam/Singapore);
  • внедрения в Российской Федерации стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарт e-freight);
  • развития мультимодальных перевозок на базе аэропортов — грузовых хабов прежде всего по бизнес-модели "авто-авиа", а также выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования деятельности логистических (3PL) операторов;
  • применения ст. 178 и ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном оформлении авиационных запчастей в целях упрощения и ускорения таможенных процедур;
  • поддержки льготных условий ввоза грузовых ВС разной размерности и запчастей для них на территорию стран Таможенного союза с учетом интересов российского авиапроизводства;
  • присоединения к Монреальской конвенции 1999 г. (М99).

"Ярким примером практической реализации приведенных инициатив является деятельность аэропорта Толмачево, — комментирует Рано Джураева. — Благодаря конкурентоспособной цене на авиатопливо и взлеты-посадки, а также разрешению ФАС на применение понижающих коэффициентов к тарифам (сборам) в случае осуществления авиакомпаниями технической посадки при выполнении грузовых перевозок трафик аэропорта с 2007 г. вырос почти в 10 раз. Если в 2007 г. Толмачево обслуживал лишь 182 грузовых рейса в год, то в 2010 г. их было уже 965, и в 2011 г. — 1441. При этом в 2011 г. 30% рейсов выполнила авиакомпания ACG, 23% — "Аэрофлот", 20% — "Полет", 8% — "Волга-Днепр" и 12% — другие компании. А компания Cargolux, начавшая полеты в Толмачево лишь в конце 2011 г., за один месяц успела выполнить 8% всех годовых грузовых рейсов через этот аэропорт. Такие успешные показатели конкретного аэропорта служат весомым доказательством огромного потенциала отрасли грузовых авиаперевозок в целом. И мы сейчас только приступаем всерьез к его реализации".
Также можно привести динамику по грузопотоку аэропорта Шереметьево, в большей степени специализирующегося на трансферных рейсах (с перевалкой груза с борта на борт и дальнейшим разлетом/развозом): грузопоток 2010 г. составил 205,2 тыс. т, 2011 г. — 286,1 тыс. т (для сведения — показатели крупнейшего в мире грузового аэропорта Гонконга: 2010 г. — 3968,4 тыс. т, 2011 г. — 4165,9 тыс. т). Объем перевозок ведущей российской грузовой авиакомпании AirBridgeCargo в 2010–2011 гг. также демонстрирует положительную динамику: 311739 и 364948 т соответственно. Вторая по рейтингу группа — "Аэрофлот" показывает стабильный объем перевозок в 2010–2011 гг. в целом (170 тыс. т), при этом основная часть всех авиационных грузов, перемещаемых внутри России, перевозится рейсами "Аэрофлота" и его дочерних компаний — в багажных отсеках пассажирских самолетов.

"Эти авиакомпании, активно работая на мировом рынке и привлекая грузопоток в Россию, являются главным локомотивом развития грузовой авиационной отрасли в нашей стране, — комментирует Рано Джураева. — Они постоянно развиваются, ищут новые решения, внедряют передовые технологии. И если их деятельность будет поддерживаться на уровне государственных решений и инициатив, у них есть все шансы занять твердые позиции на мировом рынке".

В отношении инициативы Минтранса по внедрению e-freight в России также наметились практические шаги. В 2011 г. стартовал отраслевой межведомственный пилотный проект, объединивший сильнейших участников рынка — авиакомпании "Аэрофлот" и AirBridgeCargo, аэропорты Толмачево, Шереметьево и Емельяново. При правительственной Комиссии по транспорту и связи создана межведомственная рабочая группа, объединившая 11 ведомств, которую возглавил Валерий Окулов. Проработаны соответствующие изменения в законодательстве, утвержден план-график реализации проекта, проведены две межведомственные стажировки за рубежом. Участники пилотного проекта, разработчиком и координатором которого по поручению Минтранса России является Центр ГА, готовятся к выполнению первых тестовых рейсов (на первом этапе это будет транзит).

Вышесказанное дает надежду, что российский потенциал грузовых авиаперевозок все-таки будет реализован на практике в полном объеме и в не очень далеком будущем.   

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№182 сентябрь 2017

Календарь ATO Events

24-25 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
30 мая 2018 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.