Предложение Минтранса по повышению уровня компенсации авиапассажирам: аргументы "за" и "против"

Подробно об авторе:
Илья Кабачник, зам. ген. директора - директор по авиационному страхованию ОАО «АльфаСтрахование», член Общественного совета при Росавиации

Министерство транспорта РФ опубликовало законопроект о внесении изменений в ВК РФ и другие законодательные акты в связи с присоединением России к Монреальской конвенции 1999 года. Проект содержит, в частности, предложение, оставив в силе положения Воздушного Кодекса об автоматической выплате минимальной компенсации в случае причинения вреда жизни пассажира воздушного судна (это положение подкреплено, начиная с 1 января 2013 г., Федеральным Законом об обязательном страховании ответственности перевозчиков), повысить уровень этой компенсации с нынешних двух миллионов рублей до ста тысяч специальных прав заимствования (SDR), что по текущему курсу составляет примерно 4,6 млн руб.


Это предложение выглядит логическим продолжением курса, взятого несколько лет назад и основанного, похоже, на нескольких ложных тезисах, которые, хотя они и ложные, воспринимаются как истина не только широкой общественностью, но и многими руководителями, занимающими высокие посты в России.


Ложный тезис №1. Международные соглашения, и в частности Монреальская конвенция 1999 г., обеспечивают более высокий уровень компенсаций пассажирам, чем российское законодательство, регулирующее внутренние перевозки.


В отличие от российского законодательства, Монреальская конвенция не говорит о каком-либо минимальном размере выплат. Конвенция касается исключительно ответственности перевозчика и определяет, в каких случаях перевозчик несет ответственность перед пассажиром.


Сумма в 100 тыс. SDR, присутствующая в тексте Монреальской конвенции, — это пороговое значение. В случае, если размер вреда, причиненного пассажиру, не превышает этот порог, перевозчик не вправе исключить или ограничить свою ответственность, кроме специально оговоренных Конвенцией случаев. Сверх этой суммы перевозчик может воспользоваться своим правом и доказать, что причинение вреда не было следствием его небрежности, неправильных действий и пр. Если перевозчик успешно это докажет, то его ответственность будет ограничена суммой 100 тыс. SDR. Но в любом случае, доказать размер причиненного вреда должен сам потерпевший; то есть 100 тыс. SDR — это вовсе не фиксированная минимальная компенсация, выплачиваемая автоматически в случае гибели пассажира. Если потерпевший не смог предъявить обоснование суммы причиненного вреда, то никакой компенсации не будет.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.