Преобразования GDS

По оценкам экспертов, только в Европе и только за последний год рост числа бронирований через Интернет превысил 200%. И это не предел — онлайн-продажи представляют серьезную конкуренцию для бизнеса глобальных дистрибутивных систем.

Наиболее развито интернет-бронирование в США, однако в Европе и Азии эти сектора развиваются очень быстрыми темпами.
Безвозвратно прошли те добрые для глобальных дистрибутивных систем (GDS) времена, когда рынок делили в основном четыре поставщика: Amadeus, Worldspan, Sabre и Galileo. Информационные технологии по мере своего развития превратились из средства поддержки производственного процесса в его движущий механизм, что влечет изменения в самой сути бизнеса. На воздушном транспорте это в первую очередь верно для каналов дистрибуции. Интернет как универсальная среда продаж радикально меняет расстановку сил на рынке туристических услуг. Как показывают исследования, клиентам нравится работать в Сети: Интернет позволяет непосредственно управлять процессом, благодаря чему пользователь чувствует себя более уверенно. Вместе с тем покупатели чаще предпочитают ресурсы, которые они уже освоили, — более 65% пользователей обычно обращаются к одним и тем же каналам для поиска и покупки услуги.

Регион
Число пользователей, млн чел.
% от общего числа пользователей в России
Степень проникновения Интернета в регионах России
Россия
24,3
100
Москва
3,0
18
Центральный (без Москвы)
4,2
17
Северо-Западный
3,0
12
Южный
3,1
13
Приволжский
4,1
17
Уральский
1,5
6
Сибирский
2,9
12
Дальневосточный
1,1
4
Сегодня в распоряжении потенциального пассажира — а лучше назвать его сразу путешественником, потому что интересует его в Сети не только авиабилет, — целый ряд возможностей найти информацию, забронировать и оплатить все необходимые компоненты поездки самостоятельно. Онлайн-агентства, поисковые системы и универсальные трэвел-порталы, сайты авиакомпаний и туристических агентств предоставляют прямой доступ к услугам, без посредников в лице GDS. В пользу электронной коммерции говорит и еще одна тенденция, которая весьма отчетливо вырисовывается в Европе. Все чаще (70% в США, до 60% в Европе) путешественники ищут прежде всего не авиабилет на нужное направление, а гостиницу в пункте прибытия. Ведь благодаря активности низкотарифных перевозчиков широкий выбор рейсов по самым разным тарифам европейским пассажирам обеспечен.
Казалось бы, прочь сомнения. Когда экономия за счет автоматизации процессов была оправданной необходимостью, GDS представлялись естественным решением для авиакомпаний. Сегодня убирать посредников, на услуги которых приходится до 20% расходов на дистрибуцию, — весьма здоровая тенденция в свете борьбы за сокращение расходов. Однако GDS не планируют сдаваться. Они ищут новые пути развития бизнеса и инвестируют в новые технологии.

Не только преимущества
На самом деле электронный бизнес — это не панацея и уж тем более не безупречное собрание бесспорных преимуществ. Фредерик Спанью, вице-президент компании Amadeus, отмечает: "Конечно, Интернет позволяет установить прямую связь между вами и вашими пассажирами. Однако у этого есть и оборотная сторона. Ваш трафик, а следовательно и нагрузка на вашу систему, увеличивается на порядок. Если сайтом пользуются только ваши агенты, — это B2B в чистом виде и количество транзакций ограничено. Когда вы открываете ваш контент всему миру, только ленивый не зайдет посмотреть, что вы можете предложить. Но это не означает, что все посетители вашего сайта готовы лететь завтра. Для вас становится насущной проблемой улучшение коэффициента look/book (количество просмотров / количество бронирований), и решение ее — дело весьма затратное".
Еще одна принципиальная особенность электронной коммерции в том, что отказаться от нее невозможно. Региональный директор Amadeus по продуктам и решениям Алина Крачун говорит: "Если одна из компаний в цепи переходит на электронный бизнес, все остальные неизбежно должны сделать то же самое, иначе их заменят конкуренты". Сегодня индивидуальный туризм занимает первую строку в списке услуг, покупаемых онлайн, а значит, не использовать эту ситуацию — все равно что отдать свой бизнес конкурентам. Успех электронных продаж состоит в том, чтобы идентифицировать, заинтересовать и удержать наиболее платежеспособную клиентуру. Без знания особенностей веб-поведения клиентов невозможно найти верный вектор развития бизнеса. Многообразием каналов дистрибуции необходимо управлять, выстраивая стратегию и распределяя ресурсы.

Платформы нового поколения
Помочь авиакомпаниям не потеряться в киберпространстве, сохранить и преумножить свои конкурентные преимущества — такую задачу декларируют экс-GDS. Вот как формулирует это Фредерик Спанью: "Всего четыре года назад на вопрос, что такое Amadeus, я бы с уверенностью ответил: глобальная дистрибутивная система. Сегодня я говорю: провайдер IT-решений. Это подразумевает работу в четырех направлениях: собственно дистрибуция, информационные технологии (например, DCS — системы регистрации пассажиров и багажа), электронный бизнес и консалтинг". Причиной подобных преобразований стал резкий рывок в информационных технологиях. Системы, которые эксплуатируются сейчас, были созданы как минимум два десятилетия назад. С тех пор они модернизировались по мере возможности, но сейчас технологии и требования рынка изменились настолько, что пришло время нового поколения технологических платформ. Вместе с тем информационные системы достигли таких масштабов, что авиаперевозчикам не по карману переводить их на новый уровень, дешевле заказать готовое решение у специализированного разработчика.
Чтобы его предложить, компания Amadeus уже инвестировала свыше 300 млн евро в разработку нового продукта под названием Altea. Чем принципиально отличается эта дорогостоящая новинка? "Во-первых, подходом, — отвечает г-н Спанью. — Центральной единицей, на которой строятся все существующие структуры, является рейс. Для сегодняшнего рынка это неприемлемо. Авиакомпании понимают ценность пассажира, им приходится бороться за пассажира, и поэтому новый подход ставит во главу угла именно пассажира, что в корне меняет архитектуру IT-решений. Во-вторых, она отличается моделью, объединяющей предложения всех перевозчиков в одном приложении с инвенторной системой, модулем бронирования и DCS. Проще говоря, нам нужна модель, которая и через 20 лет не потеряет своей работоспособности". При этом новые продукты для онлайн-продаж должны учитывать интересы не только пассажиров, но и перевозчиков. Например, одним из наиболее действенных стимулов для бронирования билетов через Интернет является возможность поиска низких тарифов. Это распространенная услуга, но с точки зрения авиакомпании такая технология минимизирует ее доходы. Компромиссный вариант — поиск по календарю, предоставляющий возможность выбора между самым дешевым тарифом и более привлекательным временем вылета или менее жесткими условиями возврата билета.
Другие взгляды на будущее GDS — у Никласа Андреена, регионального управляющего директора Galileo International. "Мы не диктуем авиакомпаниям и агентствам, как им работать, мы создаем оптимальную среду для эффективной работы. Прежде всего это касается контента". Проект Travelport (для которого Galileo предоставляет GDS-платформу) объединяет компании, работающие по разным направлениям в сфере туристических услуг. В систему помимо авиаперевозчиков (сетевых и низкотарифных) входит 60 тыс. гостиниц, агентства по прокату автомобилей, экскурсионные бюро, предприятия общественного питания, железнодорожные агентства, круизные компании, страховщики и так далее. "Таким образом, мы предлагаем своему клиенту интегрированный и всеобъемлющий продукт и гарантируем привлекательные цены", — уверяет г-н Андреен. Кроме того, Travelport много внимания уделяет отслеживанию поведенческих моделей клиентов и упрощению доступа к сервисам.

Перспективный российский рынок
Энди Даулинг, технический директор Sabre Travel Network, совсем не торопится хоронить GDS: "То, что было нам интересно в 1960 г., будет нам интересно и в 2060 г. Будущее — и за GDS в том числе. По крайней мере, в России в ближайшие пять лет количество бронирований через GDS останется на уровне не менее 85%". Российские агентства отличаются от своих западных коллег. В России с точки зрения Sabre наряду с возможностями бронирования билетов и предоставления дополнительных услуг агентствам требуются системы по автоматизации их деятельности и оптимизации внутренних бизнес-процессов, поскольку многое еще делается по старинке. Вот почему Sabre делает ставку на интегрированное решение, предназначенные как для онлайн-бизнеса, так и для автоматизации бэк-офиса агентства.
Систему, разработанную специально для России, в Sabre называют "всеобъемлющей" — она гармонизована с широко распространенной электронной бухгалтерией производства российской фирмы "1С", позволяет работать с документами установленного образца, выставлять счета, выписывать акты, счета-фактуры, вести отчетность. Для тех, кто работает и с Sabre, и с "Сиреной 2000", создана возможность использования единого депозитария. Особое внимание уделяется простоте навигации и обработки данных, включая открытые коды программирования, таблицы и отчеты в привычном формате Excel.
"Российский рынок очень привлекательный, — отмечает Фредерик Спанью из Amadeus, — на внутреннем рынке сумасшедшая конкуренция, но многие российские перевозчики и агентства доросли до нужного масштаба, чтобы активно осваивать международный рынок. Для взаимодействия с партнерами необходимы соответствующие технологии". Кроме того, инициатива IATA по переходу на электронное билетооформление держит в напряжении всех — и перевозчиков и IT-провайдеров. "Ничего космически сложного с технологической точки зрения в этом нет, — успокаивает г-н Спанью, — но усилия потребуются большие, чтобы обеспечить плавный переход в каждом аэропорту, в каждой точке продаж".
При подготовке статьи использованы материалы конференции "Маркетинг авиатранспортных услуг — 2006"
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.