Преувеличенный переизбыток

Спад на мировом рынке авиаперевозок и рост цен на топливо стали одной из причин сокращения западными сетевыми авиакомпаниями провозных мощностей, а также модернизации парка за счет приобретения новой техники и вывода из эксплуатации самолетов с низкой топливной эффективностью. Довольно четко эта тенденция прослеживается на примере авиакомпаний США: за последние пять лет парк традиционных (не низкозатратных) американских авиакомпаний уменьшился на 21%, с 3469 машин в предкризисном 2000 г. до 2747 по состоянию на конец 2005 г. Сокращение провозных мощностей и пересмотр привычных бизнес-моделей уже принесли результат. По итогам 2005 г. средний процент занятости кресел у авиакомпаний США составил 77,6% (в 2004 г. — 75,5%). Последний раз этот показатель достигал такого уровня в 1946 г. По мнению западных аналитиков, этим летом процент занятости кресел возрастет еще больше.
Сегодня принято считать, что начавшийся в 2001 г. циклический кризис остался позади и отрасль находится на подъеме. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что зарубежные авиаперевозчики размещают все больше заказов на новую технику. Вместе с тем рост портфеля заказов вызывает обеспокоенность у ряда западных компаний, в первую очередь у связанных с лизинговым бизнесом. Например, президент и исполнительный директор GECAS (одной из крупнейших лизинговых компаний мира) Генри Хабшман обратил внимание отрасли на несоответствие между темпами роста пассажиропотока и провозных мощностей перевозчиков. По его словам, объемы перевозок увеличиваются в среднем на 4,5% в год, тогда как количество располагаемых мест авиакомпаний в течение следующих пяти лет будет расти на 5,5% в год. Учитывая это, г-н Хабшман призвал авиакомпании "быть поскромнее", отмечая, что переизбыток провозных мощностей может вызвать в 2008-2009 гг. очередной кризис в отрасли.
Впрочем, у лизингодателей есть основания опасаться роста портфеля заказов на новую технику. Едва ли перевозчики размещают крупные заказы на нее только из-за того, что все они неверно оценивают реальные темпы роста пассажиропотока. Скорее, эксплуатанты пытаются увеличить доходность перевозок за счет модернизации своего парка на основе экономически более эффективной техники. Это означает, что приход новых ВС приведет к появлению на вторичном рынке большего числа самолетов нынешнего поколения. А это в свою очередь подорвет остаточную стоимость той техники, что сегодня представлена на вторичном рынке. Дефицитные сейчас машины станут просто никому не нужны.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.