Причиной катастрофы AW609 назвали несовершенный алгоритм управления

Причиной катастрофы AW609 назвали несовершенный алгоритм управления
Производитель не смог просчитать поведение конвертоплана на предельных скоростях :: Dmitry Mottl // Wikipedia

Причиной катастрофы одного из прототипов конвертоплана AW609, произошедшей в октябре 2015 г., стал не до конца проработанный алгоритм управления воздушным судном. Об этом говорится в промежуточном отчете (документ .pdf) Агентства по расследованию происшествий на гражданском воздушном транспорте Италии (ANSV).

Как следует из записей, полученных из многофункционального регистратора полетной информации (сочетает возможности параметрического и голосового самописцев) и средств телеметрии, непосредственно перед происшествием конвертоплан начал испытывать колебания по крену. Следуя стандартной схеме, командир воздушного судна стал гасить их соответствующими движениями ручки управления.

Однако из-за особенностей алгоритма управления AW609 попытка погасить колебания по крену привела к появлению колебаний по рысканью. В результате воздушное судно вошло в резонанс, который в ANSV обозначили как "расширенный голландский шаг". Судя по всему, синхронизированное раскачивание по обеим осям и привело к потере управляемости и катастрофе воздушного судна.

Комментируя предварительные итоги расследования, в агентстве подчеркнули, что разбившееся воздушное судно (N609AG) и еще один летный прототип AW609 (N609TR) ранее уже попадали в "расширенный голландский шаг", хотя и не столь энергичный. Разница с фатальным случаем заключалась только в скорости: в день катастрофы конвертоплан во время пикирования разогнался до 293 узлов (543 км/ч), что требовалось нормами сертификации. Максимальная скорость, которой оба прототипа достигали в предыдущие разы, составляла 285 узлов (523 км/ч).

Вместе с тем в ходе расследования выяснилось, что на стадии проектирования производитель — компания Leonardo Helicopters — не смог смоделировать поведение конвертоплана на подобных скоростях. В частности, симулятор, который использовался при разработке, оказался неспособен воспроизвести поведение воздушного судна в предельных режимах.

В связи с этим ANSV предписало Федеральной авиационной администрации США (FAA) и Европейскому агентству по безопасности авиаперевозок (EASA), которые отвечают за сертификацию AW609, убедиться в том, что производитель доработает аэродинамическую модель конвертоплана. Ведомство призвало в случае необходимости провести дополнительные испытания в аэродинамической трубе. Аналогичным образом американские и европейские авиавласти должны будут проследить за тем, чтобы для AW609 доработали алгоритм управления.

Катастрофа опытного образца AW609 произошла 30 октября 2015 г. Воздушное судно развалилось в ходе полета. КВС и второй пилот погибли. На время расследования производитель остановил летные испытания. В середине мая 2016 г. итальянские власти арестовали третий прототип AW609, который после наземных испытаний должен был отправиться в США.

AW609 позиционируется как первый в мире гражданский конвертоплан. По последним данным, его сертификацию планировалось завершить в 2018 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.