Проект Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации
в части использования беспилотных воздушных судов
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, № 30, ст. 3291; 2007, № 50, ст. 6245; 2009, № 29, ст. 3616; 2010, № 30, ст. 4014; 2011, № 7, ст. 901; 2012, N 31, ст. 4318) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 8:
а) слова "и другие объекты" заменить словами "пункты управления совместно с линиями управления и контроля, каналами связи и другими элементами, которые используются для дистанционного пилотирования беспилотных воздушных судов с весом конструкции более 115 кг,";
б) дополнить вторым абзацем следующего содержания: "Сверхлегкие воздушные суда с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) обязательной сертификации не подлежат.";
2) статью 16 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами совместно с пилотируемыми воздушными судами осуществляется при условии наличия у беспилотного воздушного судна возможности обнаружения другого воздушного судна и предотвращения опасного сближения и столкновения с ним.
В случае отсутствия у беспилотного воздушного судна возможности обнаруживать и избегать столкновения с пилотируемыми воздушными судами выполнение полетов беспилотных воздушных судов производится только в воздушном пространстве, где полеты пилотируемых воздушных судов не выполняются.";
3) статью 32 дополнить пунктами 4, 5 и 6 следующего содержания:
"4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом (экипажем), находящимся на его борту.
5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, выполняющее полет без пилота (экипажа) на борту.
6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий беспилотное воздушное судно, связанные с ним пункт/пункты управления, линии управления и контроля, каналы связи, а также другие элементы, которые используются для выполнения полета.";
4) в пункте 1 статьи 33:
а) четвертый абзац считать абзацем пятым;
б) дополнить абзацем четвертым в следующей редакции: "сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат;";
5) в статье 34:
а) в пункте 1 слова "При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну" заменить словами "Гражданскому воздушному судну, зарегистрированному в Российской Федерации,";
б) дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:
"7. Гражданское воздушное судно имеет опознавательную табличку, изготовленную из огнеупорного материала и прикрепляемую снаружи на видном месте. В случае неуправляемого аэростата опознавательная табличка прикрепляется на видном месте на наружной части его полезного груза.
На опознавательной табличке указываются обозначения, присвоенные гражданскому воздушному судну, а также название и контактные данные его владельца.
8. Если на воздушном судне отсутствуют части, имеющие достаточный размер для нанесения на них знаков, указанных в настоящей статье, порядок нанесения знаков на такое воздушное судно определяется уполномоченным органом в области гражданской, государственной или экспериментальной авиации соответственно.";
6) в пункте 1 статьи 36 после слов "Гражданские воздушные суда" дополнить словами ", кроме сверхлегких воздушных судов с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания),";
7) в пункте 2 статьи 38 после слов "командиру воздушного судна" дополнить словами ", командиру беспилотного воздушного судна";
8) в пункте 1 статьи 53 после слов "экипажа гражданского воздушного судна," дополнить словами "кроме сверхлегкого гражданского воздушного судна с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания),";
9) в статье 56:
а) в пункте 1 после слова "Экипаж" дополнить словом "пилотируемого";
б) пункт 1 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Внешний экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного, либо нескольких внешних пилотов, один из которых является командиром беспилотного воздушного судна. Внешний экипаж может включать наблюдателя (наблюдателей), оператора целевой нагрузки и других лиц, участвующих в управлении беспилотным воздушным судном.
Наблюдателем является член внешнего экипажа, осуществляющий визуальное наблюдение за беспилотным воздушным судном и окружающим его воздушным пространством в целях оказания помощи внешнему пилоту для безопасного выполнения полета.";
10) в статье 57:
а) в пункте 1 в скобках после слова "летчика" дополнить словами ", внешнего пилота";
б) в пункте 1 перед словами "а также подготовку и опыт" дополнить словами "кроме пилота сверхлегкого гражданского воздушного судна с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания),";
в) в пункте 2 после слова "Командир" дополнить словом "пилотируемого";
г) пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания: "Командир беспилотного воздушного судна руководит работой внешнего экипажа' беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.";
11) в статье 58:
а) в подпункте 2 пункта 1:
после слов "в целях обеспечения безопасности ' полета" дополнить словом "пилотируемого";
после слов "По прибытии" дополнить словом "пилотируемого";
б) в пункте 2 после слов "В случае вынужденной посадки" дополнить словом "пилотируемого";
12) в статье 59 после слова "Если" дополнить словом "пилотируемое";
13) в статье 67:
а) в абзаце пятом подпункта 1 пункта 1 после слов в скобках "при эксплуатации сверхлегких" дополнить словами "и беспилотных";
б) в подпункте 2 пункта 1 после слов "на каждого члена экипажа" дополнить словами ", кроме членов внешнего экипажа беспилотного воздушного судна";
в) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания: "При невозможности иметь на борту гражданского воздушного судна бумажные оригиналы документов разрешается использование электронных версий документов в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.";
13) пункт 2 статьи 84 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"6) при эксплуатации беспилотных авиационных систем -исключением возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным воздушным судам, на пункты управления, а также защитой линий управления и контроля, каналов связи от несанкционированного доступа и попыток намеренного искажения информации.";
14) в пункте 3 статьи 86 после слов "Терпящее или потерпевшее бедствие" дополнить словом "пилотируемое";
15) в статье 88:
а) в пункте 1 после слов "потерпевших бедствие" дополнить словом "пилотируемых";
б) пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания: "Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организуется и осуществляется эксплуатантом (владельцем).";
в) пункт 4 после слов "Полеты воздушных судов," дополнить словом "кроме беспилотных воздушных судов,";
16) в пункте 3 статьи 89 после слов "потерпевшего бедствие" дополнить словом "пилотируемого";
17) в подпункте 2 пункта 2 статьи 96 после слов "объекты обеспечения полетов воздушных судов" дополнить словами ", пункт/пункты управления беспилотных воздушных судов";
18) в пункте 1 статьи 132 после слов "членов экипажа воздушного судна" дополнить словами ", кроме членов внешнего экипажа беспилотных воздушных судов,".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
Проект федерального закона (далее - проект) разработан в целях государственного регулирования вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части, касающейся применения беспилотных воздушных судов (БВС).
Развитие авиационных, космических и телекоммуникационных технологий привело к появлению и необходимости практического использования БВС в различных сферах деятельности.
Достигнутый уровень технологий БВС, прежде всего в области дистанционного пилотирования, поставил перед авиационными властями государств-участников Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с проблемой интеграции БВС в воздушное пространство, используемое пилотируемыми воздушными судами с экипажем на борту.
В настоящее время применение БВС в Российской Федерации осуществляется посредством установления временного и местного режимов полетов, а также кратковременных разрешений на выполнение полетов в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС.
Расширяющиеся возможности использования БВС в целях обеспечения потребностей экономики, решения задач в областях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, таможенного дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сфере внутренних дел требуют разработки нормативной правовой базы, учитывающей особенности БВС при их использовании в гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Беспилотные воздушные суда по определению являются воздушными судами, на них в значительной мере распространяются существующие нормы и правила. Однако специфика их использования требует разработки и внесения изменений в воздушное законодательство Российской Федерации.
Целью проекта является создание законодательной базы по вопросам использования БВС в интересах государственной, экспериментальной и гражданской авиации, государственной регистрации, сертификации, допуска и выполнения полетов, поддержания летной годности, требований к авиационному персоналу, обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, расследования авиационных происшествий.
Проектом предусматривается включение в Воздушный кодекс Российской Федерации норм, устанавливающих понятия "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний экипаж".
Кроме того, проектом реализуются особенности применения в гражданской авиации сверхлегких гражданских воздушных судов с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания).
Реализация проекта потребует последующего внесения " изменений в нормативные правовые акты в сфере государственной, гражданской и экспериментальной авиации.
При разработке проекта использованы рекомендации ИКАО, изложенные в циркуляре Cir 328 AN/190 "Беспилотные авиационные системы (БАС)", а также стандарты и рекомендуемая практика, реализованные в Приложении 2 "Правила полетов" и Приложении 7 "Национальные и регистрационные знаки воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации.
При разработке проекта учтены изменения Воздушного кодекса Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 129-ФЗ (вступают в силу с 29.10.2012).
Сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющие значение для оценки регулирующего воздействия проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
1. Краткое описание предлагаемого нового правового регулирования
Развитие авиационных, космических и телекоммуникационных технологий привело к появлению и необходимости практического использования беспилотных воздушных судов (БВС) в различных сферах деятельности.
Достигнутый уровень технологий БВС, прежде всего в области дистанционного пилотирования, поставил перед авиационными властями государств-участников Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с проблемой интеграции БВС в воздушное пространство, используемое пилотируемыми воздушными судами с экипажем на борту.
В настоящее время применение БВС в Российской Федерации осуществляется посредством установления временного и местного режимов полетов, а также кратковременных разрешений на выполнение полетов в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС.
Расширяющиеся возможности использования БВС в целях обеспечения потребностей экономики, решения задач в областях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, таможенного дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сфере внутренних дел требуют разработки нормативной правовой базы, учитывающей особенности БВС при их использовании в гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
2. Проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы
Беспилотные воздушные суда по определению являются воздушными судами, на них в значительной мере распространяются существующие нормы и правила. Однако специфика их использования требует разработки и внесения изменений в воздушное законодательство Российской Федерации.
Проект федерального закона направлен на создание законодательной базы по вопросам использования БВС в интересах государственной, экспериментальной и гражданской авиации, государственной регистрации, сертификации, допуска и выполнения полетов, поддержания летной годности, требований к авиационному персоналу, обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, расследования авиационных происшествий.
Проектом предусматривается включение в Воздушный кодекс Российской Федерации норм, устанавливающих понятия "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний экипаж".
Кроме того, проектом реализуются особенности применения в гражданской авиации сверхлегких гражданских воздушных судов с весом конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания).
3. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" разработан в целях государственного регулирования вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части, касающейся применения беспилотных воздушных судов.
4. Новые полномочия, функции, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменение порядка их реализации
Проект не предусматривает новых полномочий, функций, обязанностей и прав органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменение порядка их реализации.
5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение новых полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации
Дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение новых полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации проектом не предусматривается.
6. Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности или изменение содержания существующих обязанностей
Новых обязанностей субъектов предпринимательской деятельности не предусматривается.
7. Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, их количественная
оценка
Субъекты деятельности в области авиации, занимающиеся разработкой, производством и эксплуатацией беспилотных воздушных судов.
8. Оценка расходов субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, связанных с необходимостью соблюдать закрепляемые за ними
обязанности, либо с изменением содержания таких обязанностей
Реализация проекта федерального закона вызовет повышение активности субъектов деятельности в области авиации, занимающихся разработкой, производством и эксплуатацией беспилотных воздушных судов и, в связи с этим, прогнозируемое уменьшение расходов.
Достоверно оценить размер уменьшения указанных расходов не представляется возможным в разумные сроки.
9. Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий
Риски недостижения целей правового регулирования, а также негативных последствий от введения правового регулирования для экономического развития Российской Федерации в целом или отдельных отраслей экономики, конкуренции, рынков товаров и услуг, в том числе развития субъектов малого и среднего предпринимательства не прогнозируются.
10. Сведения о результатах консультаций с субъектами предпринимательской и иной деятельности
Не проводились.
11. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность вводимых административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности, обоснованность расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, возникновению которых способствуют положения проекта акта
Отсутствуют.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators