Проект ФЗ " Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности...", редакция от 22.10.2010

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение аэродромов, вертодромов, гидроаэродромов, аэропортов и устанавливает общие принципы осуществления аэропортовой деятельности в Российской Федерации.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на аэропорты Российской Федерации независимо от их форм собственности, гражданские аэродромы, вертодромы, гидроаэродромы, аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования.
Статья 2. Правовое регулирование отношений связанных с осуществлением аэропортовой деятельности в аэропортах Российской Федерации
1. Законодательство об аэропортах, аэродромах и аэропортовой деятельности в Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, настоящего Федерального закона, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
аэропортовый сбор (тариф) – установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации плата за услуги в аэропорту Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации.
гидроаэродром – комплекс объектов и оборудования на водном участке (акватории) и береговой полосе, предназначенный для взлёта, посадки, стоянки и технического обслуживания гидросамолётов;
главный оператор аэропорта – хозяйствующий субъект, имеющий сертификат соответствия аэропорта, свидетельство о государственной регистрации гражданского аэродрома, свидетельство о годности аэродрома к эксплуатации, имеющий и (или) использующий на любом законном основании гражданский аэродром;
единая технология работы аэропорта представляет собой совокупность форм и методов осуществления аэропортовой деятельности в аэропорту, включающая технологические графики обслуживания воздушных судов, порядок взаимодействия и разграничение ответственности между главным оператором аэропорта, оператором аэропорта и потребителями аэропортовых услуг, табель аэропортовой информации, обеспечивающие системы управления и связи, обязательные к исполнению организационно-технологические документы;

оператор аэропорта – хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании аэродром, вертодром, гидроаэродром и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах;
приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории;
2. Иные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в воздушном законодательстве Российской Федерации.

Статья 4. Границы аэродрома (вертодрома, гидроаэродрома) и аэропорта
1. Границы аэродрома (вертодрома, гидроаэродрома) и аэропорта, устанавливаются, изменяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Границы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории международных аэропортов определяются по согласованию с главным оператором аэропорта.
Статья 5. Классификация гражданских аэродромов
1. Аэродромы гражданской авиации классифицируются по размеру взлетно-посадочной полосы и наличию (отсутствию) искусственного покрытия
2. Класс аэродрома и методика классификации определяется в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Статья 6. Классификация аэропортов
Аэропорты подразделяются на аэропорты федерального значения, аэропорты регионального значения и аэропорты местного значения.
1. Аэропорты федерального значения - аэропорты, необходимые для организации воздушного сообщения между г. Москвой, г. Санкт-Петербургом и административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, а также международные аэропорты.
Аэродромы аэропортов федерального значения могут находиться только в государственной собственности.
2. Аэропорты регионального значения – аэропорты, необходимые для организации воздушного сообщения между субъектами Российской Федерации, а также в границах субъектов Российской Федерации, за исключением аэропортов федерального значения и местного значения.
3. Аэропорты местного значения - аэропорты, необходимые для организации воздушного сообщения в границах поселений, городских округов, а также между поселениями при выполнении полетов по местным воздушным линиям, за исключением аэропортов федерального значения и регионального значения.
Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В АЭРОПОРТАХ
Статья 7. Основные направления государственного регулирования, надзора и контроля деятельности гражданской авиации в аэропортах
1. Государственное регулирование деятельности гражданской авиации на аэродромах (вертодромах, гидроаэродромах), и в аэропортах осуществляется в целях обеспечения:
1) потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках;
2) охраны интересов государства;
3) безопасности полетов воздушных судов и других летательных аппаратов;
4) авиационной безопасности;
5) экологической безопасности, в том числе предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов;
6) комплексного развития в государственных интересах и в целях гражданской авиации аэродромной и аэропортовой сети;
7) эффективной и безопасной эксплуатации аэропортовой инфраструктуры;
8) требуемого уровня соответствия аэропортовых услуг в аэропорту;
9) равного доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах;
10) требуемого уровня эксплуатационной готовности аэродромов (вертодромов, гидроаэродромов) и конкурентоспособности аэропортов.
11) создания в аэропорту конкурентных условий авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
2. Государственное регулирование деятельности гражданской авиации в аэропортах осуществляется посредством:
1) лицензирования и сертификации отдельных видов деятельности;
2) осуществления государственного контроля и надзора деятельности гражданской авиации;
3) установление сборов (тарифов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах;
4) установления порядка сдачи в аренду имущества аэропортов, находящегося в государственной собственности;
5) проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры аэропортов;
6) управления государственной собственностью;
7) запрета на совмещение аэропортовой деятельности и деятельности по осуществлению воздушных перевозок.
3. Государственное ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий в аэропортах осуществляется органами регулирования естественных монополий в соответствии с законодательством о естественных монополиях
4. Государственный контроль (надзор) осуществляется за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг, а также за соблюдением сертификационных и других требований.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью гражданской авиации на аэродромах (вертодромах, гидроаэродромах) и в аэропортах осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации.

Статья 8. Государственные реестры гражданских аэродромов и аэропортов
1. Государственный реестр аэропортов Российской Федерации – совокупность данных системы регистрации и допуска аэропортов к осуществлению аэропортовой деятельности.
Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации - совокупность данных системы регистрации и допуска аэродромов к эксплуатации.
2. Форма и порядок ведения государственных реестров определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. Ведение государственных реестров осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
Статья 9. Сертификация аэропортов, гражданских аэродромов
1. Сертификация аэропортов, гражданских аэродромов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
2. Порядок обязательной сертификации, сертификационные требования к аэропортам и аэродромам, подлежащим сертификации, устанавливаются федеральными авиационными правилами в соответствии с классификацией аэропорта, гражданского аэродрома.
Глава 3.
АЭРОПОРТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 10. Виды аэропортовой деятельности
1. Перечень видов авиационной деятельности, осуществляемой в аэропорту, содержание вида деятельности и требования к каждому из них определяются федеральными авиационными правилами.
2. Перечень видов неавиационной деятельности, осуществляемой в аэропорту, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Осуществление аэропортовой деятельности
В целях обеспечения безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности аэропортовая деятельность операторов аэропорта осуществляется на основе соответствующих технологий, предусмотренных федеральными авиационными правилами. Координация аэропортовой деятельности в аэропорту осуществляется на основе утверждаемой главным оператором единой технологии работы аэропорта, соответствующей федеральным авиационным правилам.
Статья 12. Особенности аэропортовой деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов
1. Деятельность по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами.
2. Главный оператор аэропорта, операторы аэропорта обеспечивает необходимое содействие для строительства и функционирования топливозаправочных комплексов в аэропорту, в том числе предоставление земельных участков в аэропорту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Доступ к услугам по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропорту осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Взаимодействие с государственными органами и организациями в аэропорту
1. Здания, помещения и сооружения международного аэропорта, необходимые для организации и осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, предоставляются на основании договоров безвозмездного пользования федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственные функции в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
2. Требования к объему, расположению и оснащению помещений необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом пропускной способности (технической возможности) аэропорта.
Статья 14. Язык общения, используемый в аэропортах
1. Для информирования в международных аэропортах Российской Федерации применяются русский и английский языки.
2. Для информирования в аэропортах федерального значения применяется государственный язык Российской Федерации.
3. Для информирования в аэропортах регионального и местного значения применяются государственный язык Российской Федерации, а также могут применяться государственные языки республик, входящих в состав Российской Федерации.
Статья 15. Сборы (тарифы) на услуги в аэропортах
1. Правила формирования и применения тарифов, взимания сборов за услуги, оказываемые в аэропортах, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
2. Размеры сборов (тарифов) или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Статья 16. Требования, предъявляемые к руководителю главного оператора аэропорта
Обязательными требованиями к руководителю хозяйствующего субъекта, являющегося главным оператором аэропорта, являются наличие высшего профессионального образования и стаж работы не менее пяти лет на руководящих должностях эксплуатанта коммерческой авиации или оператора авиационной деятельности в аэропортах.
Статья 17. Основные функции главного оператора аэропорта
К основным функциям главного оператора аэропорта относятся:
1) разработка суточного плана по приемке и отправке воздушных судов, обеспечение его выполнение операторами, ведение учета и анализ регулярности воздушных перевозок, предоставление слотов в соответствии с федеральными авиационными правилами;
2) координирование аэропортовой деятельности в аэропорту на основе единой технологии работы аэропорта;
3) организация проведения мобилизационных мероприятий в аэропорту;
4) разработка и утверждение генерального плана развития аэропорта;
5) осуществление координации работ в аэропорту, обеспечивающих готовность аэропорта к приему и выпуску, обслуживанию воздушных перевозок, а также соблюдению всеми операторами аэропорта и пользователями аэропортовых услуг требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности;
6) разработка и утверждение единой технологии работы аэропорта;
7) осуществление согласования застройки на приаэродромной территории в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статья 18. Права главного оператора
1. Главный оператор аэропорта самостоятельно либо с привлечением иного оператора аэропорта и владельцев объектов инфраструктуры аэропорта:
1) имеет исключительное право закрытия аэродрома (вертодрома, гидроаэродрома) в аэропорту для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими и (или) метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов.
2) приостанавливает обслуживание воздушных судов эксплуатантов в аэропорту, в случаях ненадлежащей оплаты последними оказанных им аэропортовых услуг.
Статья 19. Единая технология работы в аэропорту
В целях обеспечения безопасности полетов, авиационной, экологической безопасности, координации деятельности в аэропортах деятельность операторов, владельцев инфраструктуры и потребителей услуг осуществляется на основе единой технологии аэропорта, обязательной к применению всеми хозяйствующими субъектами и другими лицами, осуществляющими свою деятельность в аэропорту.
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аэропортах и аэропортовой деятельности
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 5.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АЭРОПОРТУ

Статья 21. Земельные участки для обеспечения деятельности в аэропорту
1. В целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры аэропорта на земельных участках, прилегающих к границе аэропорта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Земельные участки в границах аэропорта не могут находиться в собственности иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства.
3. В границы аэропорта для осуществления деятельности в аэропорту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
4. Земельный участок, расположенный в границах аэропорта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах аэропорта, для государственных нужд, порядок подготовки и принятия таких решений определяются земельным законодательством Российской Федерации.
6. При аренде земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и на которых расположены объекты аэропортовой инфраструктуры или которые предоставлены для строительства этих сооружений, размер арендной платы не должен превышать 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Статья 22. Ограничение оборота объектов инфраструктуры аэропорта
1. Исключительно в федеральной собственности находятся следующие объекты инфраструктуры аэропорта:
- аэродромы (вертодромы, гидроаэродромы), необходимые для осуществления полномочий Российской Федерации и включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень;
- объекты единой системы организации воздушного движения;
- средства технического информирования и метеообеспечения.
2. Не подлежат отчуждению в частную собственность либо передаче в муниципальную собственность находящиеся в государственной собственности аэродромы.
3. Имущество аэропорта, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, может передаваться во владение и пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Имущество, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, не подлежит продаже в ходе процедур банкротства, в том числе не подлежит включению в конкурсную массу.
Статья 23. Управление государственным имуществом в аэропорту
1. Управление государственным имуществом в аэропорту осуществляется в целях создания условий для обеспечения и развития деятельности в аэропорту, эффективного использования государственного имущества в соответствии с его целевым назначением и обеспечения сохранения и воспроизводства государственной собственности.
2. Управление федеральным имуществом в аэропорту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации осуществляет наряду с имеющимися полномочиями полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Статья 24. Условия предоставления имущества, находящегося в государственной собственности и расположенного в аэропорту, во владение и в пользование.
1. Передача в аренду земельных участков и объектов инфраструктуры аэропорта, находящихся в государственной собственности осуществляется в соответствии с их целевым назначением в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Размер арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами инфраструктуры аэропорта определяется на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды государственного недвижимого имущества, расположенного в границах аэропорта, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартом оценки, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
3. Порядок индексации арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности объектами инфраструктуры аэропорта определяется в соответствии с условиями заключенного сторонами договора аренды.
4. Срок аренды находящегося в государственной собственности и расположенного в аэропорту имущества составляет сорок девять лет, если более короткий срок не будет заявлен арендатором такого имущества. В случае возложения на арендатора находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры аэропорта обязанности осуществлять за свой счет капитальный ремонт такого арендованного объекта минимальный срок его аренды не может составлять менее чем пятнадцать лет.
5. Обязательными условиями договора аренды, концессионного соглашения в отношении находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры аэропорта являются:
1) использование объекта аренды, объекта концессионного соглашения по назначению;
2) равный доступ к услугам в аэропорту, оказываемым с использованием объекта аренды, объекта концессионного соглашения;
3) беспрепятственный доступ представителей органов государственного контроля и надзора для осуществления своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Использование указанного в части 5 настоящей статьи объекта аренды не по назначению, неиспользование такого объекта аренды по вине арендатора, а равно невнесение арендной платы, являются существенными нарушениями условий договора аренды и могут повлечь за собой его досрочное расторжение по требованию арендодателя.
7. Арендатор вправе сдавать с согласия арендодателя находящийся в государственной собственности объект инфраструктуры аэропорта в субаренду.
8. Договор аренды находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры аэропорта заключается без проведения торгов с лицами, являющимися главными операторами аэропорта.

Статья 25. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, статья 1383; 2004, N 35, статья 3607; 2006, N 30, статья 3290; 2007, N 1, статья 29, N 50, статья 6245; 2008, N 29, статья 3418) следующие изменения:
1) пункт 4 статьи 40 изложить в следующей редакции:
"4. международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и в котором в соответствии с законодательством установлен и открыт пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации;
2) Пункт 3 статьи 44 изложить в следующей редакции:
"3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров, заключенных в соответствии с типовым договором, форма которого утверждается Правительством Российской Федерации.".

Статья 26. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340) следующие изменения:

1) пункт 11 статьи 381 изложить в следующей редакции:
11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, аэродромов, вертодромов, гидроаэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

2) пункт 2 статьи 395 изложить в следующей редакции:
"2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, вертодромами, гидроаэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения;

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.