Проект ФЗ "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации"

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в аэропортах в Российской Федерации, устанавливает порядок размещения аэропортов, обеспечения их инфраструктурой, регистрации аэропортов, порядок управления аэропортами и осуществления деятельности в аэропортах, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности аэропортов.
2. Целями государственного регулирования деятельности в аэропортах является обеспечение интересов государства, физических и юридических лиц, безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности.
3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все гражданские аэропорты Российской Федерации независимо от их форм собственности.

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с
осуществлением деятельности в аэропортах
1. Законодательство, регулирующее отношения, возникающие при осуществлении деятельности в аэропортах в Российской Федерации, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.
2. Деятельность в аэропортах регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) авиаузел – два и более аэропорта одного статуса, контрольные точки аэродромов которых расположены в пределах территории, граница которой задана окружностью с радиусом 50 километров;
2) авиационная деятельность в аэропортах – деятельность, осуществляемая операторами аэропорта по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, по предоставлению аэровокзала, грузового терминала, наземному обслуживанию авиаперевозок;
3) аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
4) аэропорт – имущественный комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал, подъездные пути, другие здания и сооружения, оборудование, предназначенные для приема, обслуживания и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, пассажиров, обработки груза, багажа, почты;
5) аэровокзал (аэровокзальный комплекс) – объект инфраструктуры аэропорта, предназначенный для обслуживания пассажиров и включающий в себя необходимые для этого пассажирский терминал (терминалы), устройства и приспособления для посадки и высадки пассажиров, а также служебно-вспомогательные помещения, подъездные пути смежных видов транспорта;
6) взлетно-посадочная полоса (ВПП) – часть территории аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов;
7) гидроаэродром – комплекс объектов и оборудования на водном участке (акватории) и береговой полосе, предназначенный для взлёта, посадки, стоянки и технического обслуживания гидросамолётов;
8) главный оператор аэропорта – хозяйствующий субъект из числа операторов аэропорта, владеющий сертификатом соответствия аэропорта (держатель сертификата);
9) грузовой терминал – склад аэропорта, где осуществляются операции по перронной и складской обработке груза;
10) инфраструктура аэропорта – аэровокзальный комплекс, аэродром, стоянки автотранспорта, объекты коммунального хозяйства, линии электропередач, объекты электросетевого хозяйства, трубопроводы нефти, газа и продуктов их переработки, газораспределительные системы, автомобильные дороги, железнодорожные пути, прочие объекты и коммуникации, необходимые для обеспечения деятельности аэропорта, а также иные объекты общего пользования;
11) инфраструктурный платеж – плата за пользование объектами инфраструктуры аэропорта;
12) контролируемая зона аэропорта – часть территории аэропорта, включающая аэродром, критические зоны радиомаячных систем посадки, объекты управления воздушным движением, радио- и электросветотехнического оборудования аэродромов, склады авиатопливообеспечения, грузовые терминалы, склады хранения опасных грузов, а также прилегающую к ним территорию и здания, сооружения или их части, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности аэропорта;
13) контрольная точка аэродрома – точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат, определяемая главным оператором аэропорта и опубликованная в инструкции по производству полетов;
14) наземное обслуживание авиаперевозок – деятельность, осуществляемая операторами аэропорта по обслуживанию, посадке и высадке пассажиров, доставке пассажиров и экипажа, обработке грузов, багажа и почты, техническому обслуживанию воздушных судов, обеспечению их горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.
15) неавиационная деятельность в аэропортах – деятельность, осуществляемая в аэропортах и не относящаяся к авиационной;
16) оператор аэропорта – хозяйствующий субъект, осуществляющий авиационную деятельность в аэропорту;
17) полоса воздушных подходов – часть воздушного пространства, где воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку, которая примыкает к торцу взлетно-посадочной полосы. Для аэродромов классов А – Е полоса воздушных подходов ограничена в горизонтальной плоскости – сектором равным 8,5 градусов в каждую сторону от продольной оси и максимальным радиусом равным 30 километров в проекции на земную или водную поверхность от её торцов, а в вертикальной плоскости – высотой 1 километр относительно высоты контрольной точки аэродрома. Методика определения границ полосы воздушных подходов для неклассифицированных аэродромов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации;
18) пропускная способность аэропорта – технологическая характеристика аэропорта, определяющая максимальное число обслуживаемых в аэропорту воздушных судов и пассажиров в установленный промежуток времени;
19) слот – временной интервал прибытия или отправления воздушного суда согласно сезонному расписанию и суточному плану по приему и отправке воздушных судов;
20) территория аэропорта – территория, включающая в себя земельные участки (части акватории), на которых расположен аэропорт;
21) технология работы аэропорта – описание форм и методов осуществления деятельности в аэропорту, включая порядок взаимодействия и разграничение ответственности между главным оператором аэропорта, оператором аэропорта и потребителями аэропортовых услуг, описание обеспечивающих систем управления и связи, а также другие обязательные к исполнению организационно-технологические документы.
22) центр взлетно-посадочной полосы – точка, которая определяет местоположение взлетно-посадочной полосы в выбранной системе координат, совпадающая с геометрическим центром продольной оси взлетно-посадочной полосы.

Статья 4. Классификация аэропортов и аэродромов
1. Классификация аэропортов и аэродромов устанавливается в целях учета основных характеристик аэропортов и аэродромов при проектировании, эксплуатации и сертификации, а также обеспечении инфраструктурой.
2. Критериями классификации аэропортов являются:
1) характер выполняемых перевозок;
2) статус аэропортов;
3) объем воздушных перевозок.
3. Критериями классификации аэродромов является вид поверхности и длина взлетно-посадочных полос.

Статья 5. Классификация аэропортов в зависимости от характера
выполняемых перевозок
1. В зависимости от характера выполняемых перевозок аэропорты делятся на следующие типы:
1) международные аэропорты;
2) аэропорты внутренних перевозок.
2. К международным относятся аэропорты, открытые для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.
3. К аэропортам внутренних перевозок относятся аэропорты, открытые для приема и отправки воздушных судов в/из аэропортов Российской Федерации.

Статья 6. Классификация аэропортов в зависимости от статуса
1. Устанавливаются следующие статусы аэропортов:
1) аэропорты федерального значения;
2) аэропорты регионального значения;
3) аэропорты местного значения.
2. К аэропортам федерального значения относятся аэропорты, обеспечивающие стабильное функционирование межрегиональных и международных авиасвязей Российской Федерации и включенные в Перечень аэропортов федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
3. К аэропортам регионального значения относятся аэропорты, предназначенные для организации воздушного сообщения между субъектами Российской Федерации, не включенные в Перечень аэропортов федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
4. К аэропортам местного значения относятся аэропорты, предназначенные для организации воздушного сообщения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами и обеспечивающие выполнение воздушных перевозок на местных воздушных линиях.
5. Решение об отнесении аэропортов к аэропортам регионального значения и аэропортам местного значения принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.

Статья 7. Классификация аэропортов в зависимости от объема
воздушных перевозок
В зависимости от объема воздушных перевозок аэропорты делятся на следующие классы, определяемые годовым объемом пассажирских перевозок, т.е. суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных и трансферных пассажиров:
1) внеклассные – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока более 15000 тыс. пассажиров;
2) аэропорты I класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 10000 тыс. до 15000 тыс. пассажиров;
3) аэропорты II класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 7000 тыс. до 10000 тыс. пассажиров;
4) аэропорты III класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 4000 тыс. до 7000 тыс. пассажиров;
5) аэропорты IV класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 1000 тыс. до 4000 тыс. пассажиров;
6) аэропорты V класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 100 тыс. до 1000 тыс. пассажиров;
7) неклассифицированные – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока менее 100 тыс. пассажиров.

Статья 8. Классификация аэродромов в зависимости от вида
поверхности и длины взлетно-посадочных полос
1. В зависимости от вида поверхности взлетно-посадочных полос аэродромы делятся на следующие виды:
1) с искусственным покрытием;
2) грунтовые;
3) снежные и ледовые;
4) гидроаэродромы.
2. В зависимости от длины взлетно-посадочных полос аэродромы делятся на классы, определяемые длиной взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием в стандартных аэродромных условиях:
1) аэродромы класса А – аэродромы, имеющие взлетно-посадочную полосу длиной не менее 3200 метров;
2) аэродромы класса Б – аэродромы, имеющие взлетно-посадочную полосу длиной не менее 2600 метров;
3) аэродромы класса В – аэродромы, имеющие взлетно-посадочную полосу длиной не менее 1800 метров;
4) аэродромы класса Г – аэродромы, имеющие взлетно-посадочную полосу длиной не менее 1300 метров;
5) аэродромы класса Д – аэродромы, имеющие взлетно-посадочную полосу длиной не менее 1000 метров;
6) аэродромы класса Е – аэродромы, имеющие взлетно-посадочную полосу длиной не менее 500 метров;
7) неклассифицированные аэродромы – аэродромы, имеющие взлетно-посадочную полосу длиной менее 500 метров и гидроаэродромы.
3. Для аэродромов с грунтовыми (снежными, ледовыми) взлетно-посадочными полосами класс аэродрома устанавливается с учетом 10-процентного увеличения приведенных длин взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием.

Статья 9. Государственная регистрация аэропортов и аэродромов
1. Гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .
2. Государственный реестр аэропортов Российской Федерации и Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации (далее - реестры) представляют собой федеральные информационные ресурсы и содержат необходимые сведения о гражданских аэропортах и аэродромах независимо от их форм собственности, назначения и значения.
3. К данным об аэропорте, аэродроме, подлежащим включению в реестры, относятся:
1) наименование аэропорта, аэродрома;
2) местоположение аэропорта, аэродрома, контрольная точка аэродрома, указатель местоположения (индекс) взлетно-посадочных полос (центров взлетно-посадочных полос);
3) сведения о собственниках, владельцах аэродрома, главном операторе аэропорта;
4) тип, статус, класс аэропорта, класс аэродрома;
5) назначение аэродрома;
6) технические характеристики аэродрома, аэропорта;
7) типы воздушных судов и виды других летательных аппаратов, разрешенных к использованию на аэродроме, в аэропорту.
4. При вводе в эксплуатацию аэропорта или изменении сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, главный оператор аэропорта в срок, не превышающий 30 дней со дня ввода аэропорта в эксплуатацию или с момента изменения сведений обязан предоставить данные в соответствующий государственный реестр.

Глава 2. Основы государственного регулирования
деятельности в аэропортах
Статья 10. Полномочия органов государственной власти в области
регулирования деятельности в аэропортах
1. Под государственным регулированием деятельности в аэропортах понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение.
2. Государственное регулирование деятельности в аэропортах осуществляется в целях обеспечения:
1) баланса интересов государства, лиц, осуществляющих деятельность в аэропортах, авиаперевозчиков, пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;
2) целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования аэропортов;
3) безопасности полетов воздушных судов и других летательных аппаратов;
4) авиационной безопасности;
5) промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности, безопасности низковольтного и высоковольтного оборудования, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты от чрезвычайных ситуаций;
6) равных условий для осуществления хозяйственной деятельности в аэропортах;
7) конкурентоспособности аэропортов.
3. Государственное регулирование деятельности в аэропортах осуществляется путем:
1) проведения государственной политики в области регулирования деятельности в аэропортах;
2) определения основ деятельности органов, осуществляющих государственное регулирование деятельности в аэропортах;
3) издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в аэропортах, эксплуатацией объектов инфраструктуры аэропортов, осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением установленных норм и правил;
4) лицензирования отдельных видов деятельности в аэропортах;
5) организации обязательного подтверждения соответствия;
6) осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в аэропортах, в том числе в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов и других летательных аппаратов, авиационной безопасности, недискриминационного доступа авиаперевозчиков к услугам операторов аэропорта, защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции в аэропортах;
8) осуществления контроля и надзора за соблюдением международных договоров Российской Федерации, связанных с деятельностью в аэропортах;
9) управления государственной собственностью в аэропортах;
10) предоставления бюджетных инвестиций, бюджетных субсидий, государственной помощи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в аэропортах;
11) выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
4. Государственное регулирование деятельности в аэропортах осуществляется федеральными органами государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
5. Органы государственной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование деятельности в аэропортах, не вправе создавать препятствия для осуществления не запрещенной законом деятельности в аэропортах, или возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение каких-либо обязанностей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 11. Сертификация аэропортов, их объектов и оборудования
1. Аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации этих аэродромов и аэропортов и их оборудования и определяются федеральными авиационными правилами.
2. Обязательной сертификации подлежат следующие объекты и оборудование аэропортов: аэродромы, системы светосигнального оборудования аэродромов, радиотехническое оборудование, объекты радионавигации, объекты радиолокации, объекты авиационной электросвязи, поисковое и аварийно-спасательное оборудование, оборудование для обеспечения авиационной безопасности, технические средства, применяемые в авиатопливообеспечении, специальная техника, задействованная в обслуживании воздушных судов, оборудование метеорологического обеспечения, материалы для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома, авиационные горюче-смазочные материалы и специальные жидкости.
3. Главный оператор аэропорта для получения сертификата соответствия аэропорта должен обеспечить выполнение в аэропорту установленных федеральными авиационными правилами видов аэропортовой деятельности самостоятельно либо посредством договоров с операторами аэропорта, один из которых является собственником (владельцем) аэродрома и осуществляет деятельность по его эксплуатации на основании действующего сертификата.

Статья 12. Государственный контроль (надзор) в сфере
деятельности в аэропортах
Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере деятельности в аэропортах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Статья 13. Обеспечение управления воздушным движением
в районе аэропорта
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обязан обеспечить управление воздушным движением (аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома) с учетом пропускной способности аэропорта.
2. Предоставление сведений, необходимых для осуществления аэронавигационного обслуживания в районе аэродрома, осуществляется главным оператором аэропорта.

Статья 14. Особенности антимонопольного регулирования
деятельности аэропортов
1. В целях антимонопольного регулирования товарным рынком для любого товара, который может быть заменен в потреблении другим товаром, и обращение которого осуществляется в двух или более аэропортах, входящих в один авиаузел, признаются территории таких аэропортов.
2. Хозяйствующий субъект, производящий либо реализующий товар, обращение которого осуществляется в двух или более аэропортах, входящих в один авиаузел, не является субъектом естественной монополии, если такой товар может быть заменен в потреблении другими товарами, производящимися либо реализующимися хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц с первым хозяйствующим субъектом.
3. В целях антимонопольного регулирования деятельности в аэропортах, расположенных в пределах одного авиаузла, к числу государственных и муниципальных преференций, предоставляемых хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в аэропорту, с предварительного согласия антимонопольного органа, получаемого на стадии бюджетного планирования, относятся:
1) предоставление бюджетных инвестиций, субсидий, платежей, взносов, перечислений, трансфертов для осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта государственного и муниципального имущества аэропорта, в том числе инфраструктуры аэропорта, за счет средств бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований;
2) увеличение уставного капитала операторов аэропорта, собственников (владельцев) объектов аэропорта за счет средств бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.

Глава 3. Управление аэропортами
Статья 15. Принципы управления аэропортами
Основными принципами управления аэропортами являются:
1) приоритет безопасности полетов, авиационной безопасности;
2) обязательность актов, указаний и требований главного оператора аэропорта в пределах прав, предоставленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для исполнения всеми лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта и пребывающими на этой территории;
3) осуществление авиационной и неавиационной деятельности всех видов на территории аэропорта в соответствии с технологиями работы аэропорта;
4) недопущение при осуществлении хозяйственной деятельности на территории аэропорта действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией;
5) защита прав и законных интересов авиаперевозчиков и иных лиц, осуществляющих деятельность в аэропортах, пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Статья 16. Руководитель исполнительного органа главного
оператора аэропорта
Руководитель исполнительного органа главного оператора аэропорта является должностным лицом, осуществляющим функции старшего авиационного начальника аэродрома, входящего в состав данного аэропорта.

Статья 18. Обязанности главного оператора аэропорта
1. Главный оператор аэропорта исполняет следующие обязанности:
1) организация авиационной деятельности на территории аэропорта на основе технологий работы аэропорта, координация авиационной деятельности и контроль над ней;
2) обеспечение постоянной готовности аэропорта к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок;
3) обеспечение выполнения требований безопасности полетов и экологической безопасности;
4) обеспечение выполнения требований авиационной безопасности;
5) обеспечение выполнения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории аэропорта;
6) организация поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения в аэропорту;
7) контроль за качеством услуг, предоставляемых на территории аэропорта;
8) разработка и обеспечение выполнения сезонного расписания и суточного плана по приему и отправке воздушных судов;
9) выделение временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов (слотов);
10) ведение учета и анализа регулярности воздушных перевозок;
11) организация неавиационной деятельности на территории аэропорта и контроль за ней;
12) координация мер по обеспечению на территории аэропорта промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечению авиационной безопасности, пожарной безопасности, безопасности низковольтного и высоковольтного оборудования, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты от чрезвычайных ситуаций;
13) разработка схемы территориального планирования размещения аэропорта;
14) согласование в установленных настоящим Федеральным законом случаях размещения, проектирования и строительства зданий и сооружений, перевода помещений из нежилых в жилые в зонах с особыми условиями использования территории аэропорта (как существующих, так и тех, установление которых требуется в связи с размещением планируемых объектов аэропорта);
15) взаимодействие с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностными лицами при проведении проверок в сфере аэропортовой деятельности;
16) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, связанным с деятельностью в аэропорту;
17) предоставление отчетов по деятельности аэропорта, иной информации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
18) проведение мобилизационных мероприятий на территории аэропорта;
19) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима, охраны аэропорта;
20) организация режима движения людей и техники по территории аэропорта;
21) выполнение иных функций в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Иные обязанности главного оператора аэропорта могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая федеральные авиационные правила.

Статья 17. Права главного оператора аэропорта
1. Главный оператор аэропорта осуществляет следующие права:
1) разработка правил и технологий работы аэропорта, обязательных к применению всеми хозяйствующими субъектами и другими лицами, осуществляющими свою деятельность в аэропорту или пребывающими на территории аэропорта, контроль их соблюдения;
2) заключение договоров, предметом которых является осуществление юридическими и физическими лицами деятельности на территории аэропорта;
4) установление и взимание сборов и платежей, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона, согласование тарифов за наземное обслуживание, устанавливаемых операторами аэропорта;
5) согласование размещения опасных производственных объектов на территории аэропорта;
6) согласование в установленных настоящим Федеральным законом случаях размещения, проектирования и строительства зданий и сооружений, перевода помещений из нежилых в жилые в пределах зон с особыми условиями использования территории аэропорта (как существующих, так и тех, установление которых требуется в связи с размещением планируемых объектов аэропорта);
7) приостановление обслуживания воздушных судов авиаперевозчиков в случае систематической ненадлежащей оплаты последними оказанных им услуг;
8) закрытие и открытие аэродрома для приема и отправки воздушных судов;
9) согласование схемы движения транспорта и маршрутов транспорта общего пользования, определение мест стоянки и остановки транспортных средств в пределах территории аэропорта, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
10) распоряжение брошенными вещами, находящимися на территории аэропорта;
11) перемещение имущества, создающего помехи нормальному функционированию аэропорта либо угрозу авиационной безопасности или безопасности полетов, в специально отведенные главным оператором аэропорта места (включая воздушные суда, транспортные средства, самоходные машины, иное имущество);
12) удержание воздушных судов в случае неисполнения авиаперевозчиками (собственниками, владельцами) обязательств по оплате предоставленных в установленном порядке услуг главным оператором аэропорта или операторами аэропорта, вплоть до полного исполнения соответствующего обязательства;
13) обращение в суд с исками и заявлениями, в том числе: о прекращении деятельности, препятствующей нормальному функционированию или развитию аэропорта, об оспаривании нормативных правовых актов, препятствующих нормальному функционированию или развитию аэропорта; об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, препятствующих нормальному функционированию или развитию аэропорта;
14) согласование мест размещения подразделений органов внутренних дел на территории аэропорта;
15) согласование мест размещения служб пограничного, таможенного и других видов контроля на территории аэропорта;
16) обращение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства государственной границы, с предложениями об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории международного аэропорта, об установлении пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, согласование пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;
17) запрос и получение от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в аэропорту, информации и документов, необходимых для выполнения функций главного оператора.
2. Иные права главного оператора аэропорта могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая федеральные авиационные правила.
3. Акты главного оператора аэропорта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
4. Главный оператор аэропорта вправе возлагать исполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на основе договоров на иные хозяйствующие субъекты, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные обязанности могут исполняться, а права осуществляться исключительно самим главным оператором аэропорта.
5. Права и обязанности по организации авиационной деятельности на территории аэропорта, управлению авиационной деятельностью и контролю над ней могут передаваться главным оператором аэропорта на основе договоров иным операторам аэропорта, имеющим сертификаты и лицензии, необходимые для соответствующих видов деятельности.

 

Статья 18. Выделение слотов авиаперевозчикам в аэропортах
1. Главный оператор аэропорта выделяет слоты по запросам авиаперевозчиков для планирования и выполнения авиаперевозчиками полетов в определенный период (дни и часы) с учетом типа воздушного судна.
2. Слоты выделяются главным оператором аэропорта с учетом пропускной способности аэропорта.
3. Переуступка подтвержденных слотов между авиаперевозчиками допускается исключительно по согласованию с главным оператором аэропорта.

Статья 19. Отношения главного оператора аэропорта с операторами
аэропорта, владельцами и пользователями объектов
инфраструктуры аэропорта
1. Отношения главного оператора аэропорта с операторами аэропорта, владельцами и пользователями объектов инфраструктуры аэропорта, осуществляющими деятельность в аэропорту, строятся на основе технологий работы аэропорта, утверждаемых главным оператором аэропорта и обязательных к применению хозяйствующими субъектами и иными лицами, осуществляющими деятельность в аэропорту.
2. Целями утверждения технологий работы аэропорта является обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности, координации деятельности операторов аэропорта, владельцев инфраструктуры и потребителей услуг, устойчивого функционирования аэропорта.
3. Деятельность операторов аэропорта и иных лиц на территории аэропорта осуществляется на основании договоров, заключаемых с главным оператором аэропорта.

Статья 20. Сборы, тарифы и платежи в аэропортах
1. В аэропортах могут взиматься следующие виды сборов с авиаперевозчиков в пользу операторов аэропорта, оказывающих соответствующие услуги:
1) за обеспечение взлета и посадки воздушных судов (размер сбора может варьироваться в зависимости от уровня авиационного шума (эмиссий), производимых воздушным судном);
2) за обеспечение стоянки воздушных судов;
3) за обеспечение авиационной безопасности;
4) за использование пассажирами аэровокзала.
2. Размеры сборов, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются главным оператором аэропорта в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
3. В аэропортах операторами аэропорта устанавливаются тарифы за наземное обслуживание, правила формирования и применения которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации. Тарифы за наземное обслуживание устанавливаются операторами аэропорта, оказывающими соответствующие услуги по наземному обслуживанию, и подлежат согласованию с главным оператором аэропорта.
4. С лиц, осуществляющих деятельность в аэропорту, могут взиматься следующие виды платежей:
1) концессионные платежи;
2) инфраструктурные платежи;
3) иные платежи.
5. Концессионные платежи подлежат уплате главному оператору аэропорта операторами аэропорта и иными лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность в аэропорту
6. Инфраструктурные платежи взимаются в пользу владельцев соответствующих объектов инфраструктуры. Размер инфраструктурных платежей устанавливается владельцами соответствующих объектов инфраструктуры аэропорта по согласованию с главным оператором.
7. Ставки сборов, тарифов и платежей могут устанавливаться дифференцировано в зависимости от состава, объемов и характера потребляемых услуг.
8. Стоимостная основа сборов, тарифов и платежей определяется с учетом экономически обоснованных затрат по соответствующему сбору, тарифу, платежу, по виду услуг, включая расходы на содержание объектов аэропорта, внедрение инновационных технологий, арендную плату оператора аэропорта (арендатора) за пользование объектами инфраструктуры балансодержателю (арендодателю), а также с учетом нормативной прибыли оператора аэропорта, амортизационных отчислений и инвестиционных отчислений в развитие аэропорта.
10. Доходы от неавиационной деятельности главного оператора аэропорта, операторов аэропорта, включая доходы от сборов на развитие аэропорта и платежей хозяйствующих субъектов, осуществляющих неавиационную деятельность в аэропорту, не учитываются при расчете размера сборов и тарифов за наземное обслуживание.

Статья 21. Право удержания воздушных судов на территории
аэропорта
1. Главный оператор аэропорта вправе, в случае неисполнения авиаперевозчиками (собственниками, владельцами воздушного судна) своих обязательств по оплате предоставленных в установленном порядке услуг главным оператором аэропорта или операторами аэропорта, удерживать воздушные суда, используемые ими, вплоть до полного исполнения соответствующего обязательства, вне зависимости от наличия прав третьих лиц на воздушные суда.
2. Расходы по удержанию воздушного судна возлагаются солидарно на авиаперевозчика и собственника воздушного судна.
3. В отношении воздушного судна, находящегося на аэродроме непрерывно в течение двенадцати месяцев, за стоянку которого в течение указанного срока не осуществлена оплата места стоянки, главный оператор аэропорта вправе обратиться в суд с требованием обращения взыскания на такое воздушное судно в порядке, определяемом гражданским законодательством для обращения взыскания на заложенное имущество.

Глава 4. Основы деятельности в аэропортах
Статья 22. Авиационная и неавиационная деятельность
1. В аэропортах осуществляется авиационная и неавиационная деятельность.
2. Специальные требования к видам авиационной деятельности, связанные с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, регламентируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации и устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Неавиационная деятельность всех видов на территории аэропорта осуществляется на основании договоров, заключаемых юридическими и физическими лицами с главным оператором аэропорта.

Статья 23. Особенности обработки груза, почты в аэропортах
1. Обработка грузов (почты) в аэропорту осуществляется в рамках оказания услуг по наземному обслуживанию и оказания складских услуг.
2. К услугам по наземному обслуживанию относятся следующие услуги по обработке грузов (почты):
1) разгрузка груза (почты) с воздушного судна;
2) погрузка груза (почты) на воздушное судно;
3) перемещение груза (почты) между воздушным судном и грузовым терминалом;
4) консолидация, деконсолидация груза (почты);
5) информирование о движении груза;
6) оформление сопроводительной документации на груз (почту).
3. По договору на оказание услуг по наземному обслуживанию заказчиком выступает авиаперевозчик.
4. Услуги по обработке грузов (почты), не указанные в части 2 настоящей статьи, относятся к складским услугам.
5. По договору оказания складских услуг заказчиком может выступать грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), перевозчик, экспедитор либо иное физическое или юридическое лицо.

Статья 24. Особенности оказания услуг пассажирам на территории
аэропорта
1. В аэровокзалах должна предоставляться визуальная и/или акустическая информация:
1) о времени отправления и прибытия воздушных судов;
2) о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;
3) о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;
4) о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;
5) об общих правилах выполнения пассажирами требований авиационной безопасности, включая правила и порядок проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;
6) об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) о местах оказания услуг пассажирам;
8) о месте нахождения служебных помещений для размещения ответственных должностных лиц аэропорта, ведомств и представительств авиакомпаний, осуществляющих из/в аэропорт воздушные перевозки.
2. Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
3. Время начала и окончания регистрации пассажиров и оформления багажа в аэропорту и в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, время начала и окончания посадки пассажира на воздушное судно устанавливается главным оператором аэропорта с учетом технологических особенностей пассажирского терминала, типа воздушного судна и способа доставки пассажирок к воздушному судну.
4. Регистрация пассажиров и оформление багажа производятся на основании билета либо записи в информационной системе бронирования перевозчика, документа, удостоверяющего личность пассажира, а также, при необходимости, иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Процедура прохождения предполетного досмотра пассажира и контроля посадки пассажира на воздушное судно осуществляется на основании посадочного талона или с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
6. Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс.

Статья 25. Порядок деятельности залов повышенной комфортности
в аэропортах
1. Главный оператор аэропорта, и (или) оператор аэропорта по согласованию с главным оператором аэропорта, вправе организовать на территории аэропорта деятельность залов повышенной комфортности.
2. Зал повышенной комфортности аэропорта, открытого для международных перевозок, должен иметь оборудованные помещения (части помещений), непосредственно предназначенные для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля при пропуске через государственную границу Российской Федерации.
3. Регламент и порядок работы залов повышенной комфортности утверждаются главным оператором аэропорта.
4. Зал повышенной комфортности, предназначенный исключительно для обслуживания граждан в соответствии с перечнем, утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, именуется залом официальных лиц и делегаций. Порядок деятельности залов официальных лиц и делегаций устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
5. Главный оператор аэропорта, и (или) оператор аэропорта, вправе устанавливать плату за обслуживание пассажиров в зале повышенной комфортности, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Глава 5. Размещение и развитие аэропорта,
обеспечение аэропорта инфраструктурой
Статья 26. Планирование размещения аэропортов
1. Планирование размещения аэропортов осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством посредством подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также схем территориального планирования размещения аэропортов.
2. Размещение (планируемое размещение) аэропортов отображается в документах территориального планирования:
1) аэропорта федерального значения – на схеме территориального планирования Российской Федерации, схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, в документах территориального планирования муниципальных образований, на схеме территориального планирования размещения аэропорта федерального значения;
2) аэропорта регионального значения – на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, в документах территориального планирования муниципальных образований, на схеме территориального планирования размещения аэропорта регионального значения;
3) аэропорта местного значения – в документах территориального планирования муниципальных образований, на схеме территориального планирования размещения аэропорта местного значения.
3. В документах территориального планирования субъекта Российской Федерации и территориального планирования муниципальных образований отображаются границы зон планируемого размещения аэропорта и границы зон с особыми условиями использования территорий аэропорта (существующих и тех, установление которых требуется в связи с размещением планируемых объектов аэропорта).
4. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований, в которых отображаются границы зон планируемого размещения аэропорта, а также границы зон с особыми условиями использования территорий аэропорта перед утверждением подлежат согласованию с главным оператором такого аэропорта, а при планировании размещения вновь создаваемого аэропорта – с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Статья 27. Схема территориального планирования размещения
аэропорта
1. Документом территориального планирования, определяющим перспективное развитие аэропорта, является схема территориального планирования размещения аэропорта.
2. Схема территориального планирования размещения аэропорта включает в себя положение о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
3. Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования размещения аэропорта, включают в себя:
1) цели и задачи территориального планирования;
2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
4. На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования размещения аэропорта, отображаются:
1) границы муниципальных образований – городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
2) границы зон с особыми условиями использования территорий, указанных в статьях 31 – 33 настоящего Федерального закона;
3) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
4) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения взлетно-посадочных полос и иных объектов аэропорта или на которых размещены взлетно-посадочные полосы и иные объекты аэропорта;
5) расположение существующих и планируемых к размещению взлетно-посадочных полос и иных объектов аэропорта.
5. К схеме территориального планирования размещения аэропорта прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме, которые содержат:
1) стратегию, направления, перспективы развития аэропорта, параметры его деятельности, соответствующие проекты и мероприятия по территориальному расширению аэропорта, сроки планируемого расширения территории аэропорта;
2) основные характеристики планируемых к размещению взлетно-посадочных полос и иных объектов аэропорта и характеристики зон с особыми условиями использования территорий, указанных в статьях 31 – 33 настоящего Федерального закона.
6. Разработка схемы территориального планирования размещения аэропорта осуществляется главным оператором аэропорта, а при разработке схемы территориального планирования вновь создаваемого аэропорта – уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
7. Схема территориального планирования размещения аэропорта федерального и регионального значения утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласование, утверждение и реализация схем территориального планирования размещения аэропортов федерального, регионального значения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
8. Схема территориального планирования размещения аэропорта местного значения утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования. Согласование, утверждение и реализация схем территориального планирования размещения аэропортов местного значения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для документов территориального планирования муниципальных образований, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Статья 28. Зоны с особыми условиями использования территорий
аэропорта
1. В целях создания необходимых условий для обеспечения безопасности полетов, исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций на территориях, прилегающих к территории аэропорта, обеспечения перспективного развития аэропорта устанавливаются зоны с особыми условиями использования территории аэропорта.
2. Для аэропорта устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территорий:
1) санитарно-защитная зона аэропорта;
2) зона повышенного шумового воздействия;
3) зона безопасности полетов;
4) зона ограничения высотности застройки;
5) зона перспективного развития аэропорта.
3. Установление границ зон с особыми условиями использования территорий аэропорта, указанных в части 2 настоящей статьи, и их государственный учет осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом настоящего Федерального закона.
4. Границы зон с особыми условиями использования территорий аэропорта устанавливаются исходя из расположения существующих и планируемых к размещению взлетно-посадочных полос и иных объектов аэропорта.
5. Размещение и строительство зданий, строений, сооружений в пределах зон с особыми условиями использования территорий аэропорта подлежит согласованию с главным оператором аэропорта. Порядок согласования с главным оператором аэропорта размещения и строительства зданий, строений, сооружений в пределах зон с особыми условиями использования территорий аэропорта осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Согласованию при размещении и строительстве зданий, строений, сооружений в пределах зон с особыми условиями использования территорий аэропорта с главным оператором аэропорта, а при размещении и строительстве зданий, строений, сооружений в пределах зон с особыми условиями использования территорий вновь создаваемых аэропортов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) подлежат следующие документы:
1) акт о выборе земельного участка для строительства;
2) разрешение на строительство;
3) решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
7. Срок действия согласований, указанных в части 6 настоящей статьи, составляет 3 года.
8. Главный оператор аэропорта вправе отказать в согласовании указанных в части 6 настоящей статьи документов в случаях, если запланированное строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений будет причинять вред здоровью людей, угрожать безопасности полетов, а также противоречить схеме территориального планирования размещения аэропорта.
9. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включающие территорию аэропорта или ее часть, а также территорию в пределах границ зон с особыми условиями использования территорий аэропорта в процессе подготовки должны быть согласованы с главным оператором аэропорта.

Статья 29. Санитарно-защитная зона аэропорта
1. Границы санитарно-защитной зоны аэропорта определяются и устанавливаются в порядке, определенном законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения с учетом настоящего Федерального закона.
2. Максимальный размер санитарно защитной зоны аэропорта не может превышать 50 метров от границы контролируемой зоны аэропорта.
3. Ограничения деятельности в пределах санитарно-защитной зоны устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

 

Статья 30. Зона повышенного шумового воздействия
1. Для аэропорта устанавливается зона повышенного шумового воздействия, в пределах которой уровень авиационного шума превышает максимально установленные значения.
2. Размеры зоны повышенного шумового воздействия определяются расчетным путем в установленном законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения порядке, исходя из следующих значений максимального уровня шума: 85 дБА – в дневное время, 75 дБА – в ночное время.
3. Граница зоны повышенного шумового воздействия аэропорта отражается на схеме территориального планирования размещения аэропорта, а также на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации (для аэропорта федерального и регионального значения), в соответствующих документах территориального планирования муниципальных образований (для аэропорта местного значения).
4. В пределах зоны повышенного шумового воздействия запрещается строительство объектов жилищного, социально-культурного и бытового, рекреационного назначения, а также дачное строительство.

Статья 31. Зона безопасности полетов
1. Для аэропорта устанавливается зона безопасности полетов.
2. Размеры зоны безопасности полетов устанавливается в зависимости от класса аэродрома, определяемого в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
3. Размеры зоны безопасности полетов аэропорта, имеющего аэродром класса А определяется как объединение окружностей радиусом 30 км от центров взлетно-посадочных полос.
4. Размеры зоны безопасности полетов аэропорта, имеющего аэродром класса Б – Е, неклассифицированный аэродром, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.
4. Граница зоны безопасности полетов отражается на схеме территориального планирования размещения аэропорта, а также на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации (для аэропорта федерального и регионального значения), в соответствующих документах территориального планирования муниципальных образований (для аэропорта местного значения).
5. В пределах зоны безопасности полетов запрещается размещать без согласования с главным оператором аэропорта:
1) животноводческие фермы, скотобойни, объекты выбросов отходов, и другие объекты, способствующие привлечению или скоплению птиц;
2) линии связи и электропередачи, а также другие источники электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств;
3) промышленные и иные предприятия и сооружения, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в пределах зоны безопасности полетов.
Статья 32. Зона ограничения высотной застройки
1. Для аэропорта устанавливается зона ограничения высотной застройки.
2. Граница зоны ограничения высотной застройки аэропорта, в состав которого входит аэродром класса А, определяется как объединение проекций полос воздушных подходов на земную или водную поверхность и окружностей радиусом 15 километров от центров взлетно-посадочных полос.
3. Порядок определения границы зоны ограничения высотной застройки аэропорта, в состав которого входит аэродром класса Б – Е либо неклассифицированный аэродром, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.
4. Граница зоны ограничения высотной застройки отражается на схеме территориального планирования размещения аэропорта, а также на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации (для аэропорта федерального и регионального значения), в соответствующих документах территориального планирования муниципальных образований (для аэропорта местного значения).
5. В пределах зоны ограничения высотной застройки запрещается размещение и реконструкция без согласования с главным оператором аэропорта любых объектов недвижимости.
6. Ограничения по высоте объектов капитального строительства в границах зоны ограничения высотной застройки устанавливаются главным оператором аэропорта в порядке и на основании методики, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.
Статья 33. Зона перспективного развития аэропорта
1. Граница зоны перспективного развития аэропорта включает текущее и планируемое размещения взлетно-посадочных полос аэродрома и иных объектов капитального строительства аэропорта, отраженных на схеме территориального планирования размещения аэропорта, а при ее отсутствии на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, в соответствующих документах территориального планирования муниципальных образований.
2. В пределах зоны перспективного развития аэропорта запрещается размещение без согласования с главным оператором аэропорта любых объектов недвижимости.

Статья 34. Требования к инфраструктуре аэропортов
1. Требования к инфраструктуре аэропорта устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации в зависимости от класса аэропорта.
2. Требования к инфраструктуре аэропорта включают:
1) требования к количеству и пропускной способности подъездных путей, обеспечивающих транспортную доступность аэропорта для пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей (автомобильных дорог и железнодорожных путей);
2) требования к количеству и характеристикам линий электропередачи, трансформаторных подстанций, трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, газораспределительных систем, прочих коммуникаций, необходимых для осуществления деятельности аэропорта;
3) иные требования, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.
3. При проектировании аэропортов и разработке схем территориального планирования размещения аэропортов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, либо представительные органы местного самоуправления муниципального образования предоставляют организациям, осуществляющим обеспечение аэропорта электроэнергией, водой, газом и инфраструктурой наземного транспорта, сведения о планируемых объектах энерго-, водо-, газопотребления, и инфраструктуры наземного транспорта аэропорта.

Глава 6. Земельные и имущественные отношения
в аэропорту
Статья 35. Право собственности на земельные участки и имущество
аэропортов
1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения аэропортов осуществляется в соответствии с земельным законодательством
2. Земельные участки, на которых расположен аэропорт, и имущество аэропорта могут находиться в государственной и муниципальной собственности, в собственности физических и юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Исключительно в федеральной собственности находятся здания и сооружения аэронавигационного обеспечения.

Статья 36. Условия предоставления в аренду имущества аэропорта,
находящегося в государственной или муниципальной
собственности
1. Передача в аренду имущества аэропорта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе объектов инфраструктуры аэропорта, осуществляется в соответствии с их целевым назначением в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Размер арендной платы за пользование находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом аэропорта, в том числе объектами инфраструктуры аэропорта, может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в пять лет.
3. Договор аренды имущества аэропорта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на сорок девять лет, если более короткий срок не будет предложен арендатором такого имущества, или иной срок не установлен договором, действующим на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Использование указанного в части 1 настоящей статьи объекта аренды не по назначению, а равно и неиспользование такого объекта аренды по вине арендатора более одного года являются существенными нарушениями условий договора аренды и могут повлечь за собой его досрочное расторжение по требованию арендодателя в судебном порядке.
5. Использованием по назначению и обслуживанием указанного в части 1 настоящей статьи объекта аренды является его использование и обслуживание как непосредственно арендатором, так и третьими лицами на основании договора с ним.
6. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты инфраструктуры аэропорта, не должен превышать сумму, рассчитанную исходя из установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставки земельного налога для земель транспорта.

Статья 37. Порядок заключения, изменения и прекращения
договора аренды имущества аэродрома, находящегося
в государственной или муниципальной собственности
1. Не допускается предоставление в аренду имущества аэродрома, назначение которого неразрывно связано и обеспечивает единый технологический процесс, находящегося в государственной или муниципальной собственности, разным лицам.
2. Преимущественным правом аренды вновь созданного имущества аэродрома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обладает лицо, владеющее на праве собственности или на праве аренды имуществом аэродрома, назначение которого неразрывно связано со вновь созданным имуществом и обеспечивает единый с ним технологический процесс. Договор аренды имущества аэродрома заключается с таким лицом без проведения конкурса.
3. Лицо, владеющее на праве собственности или на праве аренды имуществом аэродрома, назначение которого неразрывно связано с вновь созданным имуществом и обеспечивает единый с ним технологический процесс, имеет право пользования вновь созданным имуществом до заключения договора аренды, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
4. Размер платы за пользование таким имуществом определяется в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.
5. Действующий арендатор имущества аэродрома обладает преимущественным правом заключения договора аренды имущества аэродрома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения конкурса.
6. Преимущественным правом аренды имущества аэродрома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае досрочного расторжения договора аренды, обладает главный оператор аэропорта. Договор аренды имущества аэродрома заключается с главным оператором аэропорта без проведения конкурса.

Статья 38. Размер арендной платы за пользование имуществом
аэродрома, находящимся в государственной
или муниципальной собственности
1. Размер арендной платы за пользование аэродромом с искусственными покрытиями, находящимся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из площади искусственных покрытий аэродрома.
2. Размер единой ставки арендной платы за один квадратный метр искусственных покрытий аэродромов определяется Правительством Российской Федерации.
3. Методика расчета, размер арендной платы за использование аэродромов без искусственных покрытий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Глава 7. Особенности размещения и деятельности пунктов
пропуска через Государственную границу Российской Федерации
в аэропортах
Статья 39. Особенности установления и размещения пунктов
пропуска через государственную границу в аэропортах
1. Предложения об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории аэропорта, пределов (участков) пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории аэропорта вносятся в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере обустройства государственной границы, главным оператором аэропорта.
2. Перечень документов, прилагаемых к предложению об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропорту, требования к их форме и содержанию, порядок и сроки рассмотрения предложения устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Пределы пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории аэропорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства государственной границы, по согласованию с главным оператором аэропорта.
4. В пределы пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропортах включаются обустроенные места для прохода физических лиц, следующих через Государственную границу Российской Федерации, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров, а также иные помещения (части помещений), непосредственно предназначенные для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля при пропуске через Государственную границу Российской Федерации.
5. Не включаются в пределы пункта пропуска, но могут передаваться федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере обустройства государственной границы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
1) помещения бытового назначения (для приема пищи, отдыха, личной гигиены и иных целей);
2) иные помещения, необходимые для организации перемещения через государственную границу Российской Федерации лиц, грузов, товаров и животных, а также осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
6. Не включаются в пределы пункта пропуска:
1) части помещений, предназначенные для накопления пассажиров, расположенные после линии паспортного контроля на вылете и до линии паспортного контроля на прилете;
2) помещения магазина беспошлинной торговли, в том числе торговые залы, подсобные помещения, склады;
3) залы повышенной комфортности, за исключением помещений (частей помещений), указанных в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона.
7. Органы, осуществляющие пограничный, таможенный и иные установленные законодательством Российской Федерации виды контроля, обязаны осуществлять контроль при пропуске через Государственную границу Российской Федерации также и в залах повышенной комфортности международных аэропортов.

Статья 40. Строительство и реконструкция зданий, строений
и сооружений, в которых находятся помещения,
предназначенные для размещения пунктов пропуска
через Государственную границу Российской Федерации
в аэропортах, за счет средств частных инвестиций
1. Строительство и реконструкция зданий, строений и сооружений, в которых находятся помещения, предназначенные для размещения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропортах, может осуществляться за счет средств юридических лиц.
2. Здания, строения и сооружения, в которых находятся помещения, предназначенные для размещения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропортах, построенные и реконструированные за счет средств юридических лиц, предоставляются федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере обустройства государственной границы, для организации пункта пропуска через государственную границу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Обслуживание пассажиропотока в пунктах пропуска
через Государственную границу Российской Федерации
в аэропортах
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля при пропуске через Государственную границу Российской Федерации в аэропортах, обязаны обеспечить прохождение предполетных и послеполетных операций по осуществлению контроля в течение времени, не превышающего максимально допустимого значения, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации для аэропортов определенного класса, с учетом пропускной способности аэропорта для обеспечения его нормального функционирования.

Статья 42. Особенности осуществления коммерческой деятельности
в пунктах пропуска через Государственную границу
Российской Федерации в аэропортах
К видам коммерческой деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропортах, относятся:
1) торговая деятельность;
2) деятельность по предоставлению услуг связи;
3) деятельность предприятий общественного питания;
4) деятельность по предоставлению банковских услуг;
5) деятельность по обеспечению медико-санитарной помощи;
6) рекламная деятельность.

Глава 8. Обеспечение безопасности в деятельности аэропортов
Статья 43. Права главного оператора аэропорта по обеспечению
безопасности полетов
1. Главный оператор аэропорта в целях обеспечения безопасности полетов имеет право направлять собственнику (владельцу) земельного участка, расположенного в зоне безопасности полетов либо в зоне ограничения высотной застройки, на котором находится объект, являющийся источником создания опасных факторов, влияющих на безопасность полетов, либо осуществляется деятельность, в результате которой создаются опасные факторы, влияющие на безопасность полетов, требование о прекращении функционирования такого объекта либо прекращения указанной деятельности, и об устранении последствий функционирования такого объекта либо осуществления указанной деятельности.
2. В случае неисполнения требования главного оператора аэропорта, указанного в части 1 настоящей статьи, главный оператор аэропорта вправе обратиться в суд (арбитражный суд) с иском о понуждении собственника (владельца) земельного участка к прекращению функционирования такого объекта либо прекращению указанной деятельности, об устранении последствий функционирования такого объекта либо осуществления указанной деятельности, а также вправе в случае возникновения крайней необходимости за свой счет устранить источник опасных факторов, влияющих на безопасность полетов, с возложением на собственника (владельца) земельного участка обязанности по возмещению главному оператору аэропорта расходов на устранение источника опасных факторов, влияющих на безопасность полетов.

Статья 44. Ответственность за нарушение безопасности полетов
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, юридические и физические лица, виновные в нарушении требований безопасности полетов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 45. Правовое положение служб авиационной
безопасности аэропортов
1. Службы авиационной безопасности непосредственно осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
2. Службы авиационной безопасности аэропортов являются самостоятельными юридическими лицами, либо структурными подразделениями операторов аэропортов, с особыми уставными задачами, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные, в том числе, с использованием и применением служебного оружия.
3. Службы авиационной безопасности аэропортов оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
4. Службы авиационной безопасности имеют право:
1) задерживать граждан, нарушивших требования авиационной безопасности, для передачи их правоохранительным органам;
2) сообщать о гражданах, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют намерение нарушить требования авиационной безопасности, правоохранительным органам;
3) приостанавливать отправку багажа, груза и почты, содержащих предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам;
4) применять иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, если жизни и здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность.
5. Структура, штаты и конкретные функции службы авиационной безопасности аэропорта устанавливаются исходя из объёмов работы и особенностей режима работы аэропорта в соответствии с федеральными законами, Воздушным кодексом Российской Федерации настоящим Федеральным законом, федеральными авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами по вопросам авиационной безопасности.
6. Порядок сертификации служб авиационной безопасности аэропортов и предъявляемые к ним требования устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Служба авиационной безопасности аэропорта осуществляет досмотр всех лиц, в том числе должностных лиц органов государственной власти, при доступе в контролируемую зону аэропорта, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Глава 9. Заключительные положения
Статья 46. Заключительные положения
До утверждения методики, предусмотренной частью 6 статьи 32 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации главный оператор аэропорта руководствуется действующими международными нормами и правилами.
Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года.

Президент Российской Федерации

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office poyasnitelnaya_zapiska.doc40.5 КБ
Иконка документа Microsoft Office perechen_aktov.doc20.5 КБ
Иконка документа Microsoft Office finansovoye_obosnovaniye.doc20 КБ

Ссылки по теме

Комментарии

Уважаемый Сергей Николаевич, убедительно прошу Вас, при рассмотрении Закона о деятельности аэропортов, уделить внимание вопросу обслуживания пассажиров с детьми, инвалидов, маломобильных, престарелых лиц и ветеранов ВОВ.
В настоящий момент отсутствует единый подход к обслуживанию пассажиров этих категорий, а несогласованное предъявление требований и различие предлагаемых услуг вызывает справедливые нарекания. Необходимо определиться с обязательными услугами для этих пассажиров на всех объектах транспорта.
Более десяти лет работаю в аэропорту Внуково заведующей Комнатой матери и ребёнка (КМР) и знаю точно, что унифицированных правил сейчас нет. Написано, что обязаны при задержке рейса разместить пассажиров в КМР, а что такое КМР?... Документы все устарели. Та же ситуация с инвалидами, маломобильными и престарелыми пассажирами

Предложения к Закону о деятельности аэропортов

Обслуживание детей:
1. Детские территории в вокзалах (для пассажиров с детьми до 14 лет)
- Специально обозначенные места с удобными диванами
Вся семья может расположиться на отдых, не сдавая багаж и детские коляски в Камеру хранения. Места должны быть не "сидячими", а с возможностью положить уснувшего ребёнка.
- Игровые комплексы (аттракционы, Интернет, DVD-зал и т.п.) для детей всех возрастных категорий.
- Кафе с детским меню
- Магазины с товарами детского ассортимента
- Аптека ( памперсы, соски, бутылочки, детское питание…)
- Пеленальные, детские туалеты (особенно необходимы для девочек, путешествующих с папами) и душевые
- Кулеры
- Детские места в медпункте (туалет детский, пеленальный стол, TV-DVD). В дороге больному ребёнку особенно требуется уютная, близкая к домашней, обстановка.
В настоящий момент при задержках рейсов пассажирам зачастую негде купить детское питание и расположить детей на отдых. Также эта территория необходима при массовых перевозках детских групп (летние и зимние лагеря, дети-инвалиды, Кремлёвская ёлка).

Комната матери и ребёнка
- Находится на детской территории
- Медосмотр проводится на месте
- Помещения спален и игровых должны быть удалены друг от друга
- Необходимо место для хранения детских колясок. Во-первых, сдавать их в камеру хранения дорого, во-вторых, ими приходится пользоваться во время пребывания в КМР (прогулки, посещение магазинов, кафе и .т.п)
Судя по сайтам аэропортов, далеко не во всех Комнатах матери и ребёнка соблюдаются санитарные правила (количество мест, спальные места и душевые для взрослых, общая посуда, мебель с матерчатым покрытием, сроки медосмотров для персонала и т.п.), а также нормы пожарной безопасности (количество мест, хранение багажа и колясок, расположение электророзеток). Устанавливаются тарифы на обслуживание взрослых пассажиров в КМР. Эти обстоятельства вводят в заблуждение пассажиров и приводят к предъявлению необоснованных требований в оказании услуг КМР.

Обслуживание маломобильных, престарелых пассажиров и
ветеранов Великой Отечественной Войны

1. Специально отведённые места с возможностью прилечь.
В нашей стране у пассажиров данных категорий, в большинстве случаев, нет возможности оплатить место в гостинице и им приходится, в буквальном смысле, мучиться на неудобных сидениях продолжительное время.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.