Прогноз борьбы чиновников с включением авиации в EU ETS

Сергей Детенышев, ген. директор Airport Investments: "Зачем мы воюем с решением ЕС о включении авиации в EU ETS, никто объяснить (и понять) не может"

Так совпало, что эти две новости попали в прессу почти одновременно.

6 августа газета "Коммерсант" опубликовала новость о том, что по инициативе Минтранса РФ "Комитет по природным ресурсам выносит на осеннюю сессию Госдумы поправки к закону "О защите окружающей среды", которые позволяют правительству запрещать российским компаниям покупать квоты на выбросы".

А 7 августа Газета.ру публикует статью о новых научных исследованиях, в рамках которых были статистически доказаны два предположения: а) о факте и последствиях глобального потепления и б) об антропогенной причине этого потепления.

Естественно, эти две публикации не могли не вызвать у меня сильного когнитивного диссонанса, особенно на фоне массовых российских и мировых наводнений, засух и пожаров, приносящих экономике миллиардные убытки.

С одной стороны, депутаты из вышеупомянутого комитета собираются бороться с антропогенным глобальным потеплением путем поправок в закон о защите окружающей среды, что правильно и логично.

Но с другой стороны, суть предложенных поправок — это не национальные меры по снижению вредных выбросов, разработанные в ответ на рост количества природных катастроф, как того следовало бы ожидать из названия законопроекта, а ничем не обоснованный запрет российским компаниям следовать экологическим требованиям других стран, причем при ведении бизнеса на территории этих стран! Нужно отметить, что депутаты проявили некоторую осмотрительность и не стали непосредственно запрещать компаниям исполнять законы других стран, а делегировали такое "право" правительству РФ.

Такая "защитная мера" в рамках характера упомянутого законопроекта сама по себе смотрится изощренно-издевательски, не говоря уже о крайне сомнительной юридической правомочности российских властей запрещать что-либо кому-либо вне российской юрисдикции, и при этом не нести за последствия введенного запрета никакой финансовой и уголовной ответственности.

Со слов ответственных чиновников, мы по неизвестной причине воюем с решением ЕС о включении авиации в EU ETS и следуем в кильватере аналогичных решений Китая, Индии и США. Зачем мы это делаем, и почему не наоборот — с гораздо более близким нам Евросоюзом в рамках наших же международных обязательств против экологически отсталых США и Китая — никто объяснить (и понять) не может. Зато санкции, предусмотренные за нарушение соответствующей директивы ЕС всем вполне понятны — сначала огромные штрафы, а затем остановка полетов, скорее всего взаимная. А удорожание авиабилетов от действия европейской системы квотирования носит символический характер (1-2 евро на билет) и никак не влияет на экономику российских авиакомпаний. Вот уж воистину в настолько бессмысленной позиции российских чиновников легко можно углядеть "всемогущую руку Госдепа"!

В настоящее время в нарушителях директивы ЕС числятся восемь китайских авиакомпаний и две индийские, им вынесено предупреждение о введении санкций. Существует вероятность, что введение санкций отложат до октября 2013 г. в связи с очередной попыткой ICAO к этому сроку разработать некий глобальный механизм сокращения выбросов парниковых газов от авиации, но вероятность такой задержки санкций крайне низка в связи с предысторией вопроса и намерением руководства ЕС неукоснительно соблюдать принятые в ЕС законы, невзирая на какое-либо внешнее давление.

Новость об одобрении законопроекта профильным комитетом Госдумы вызвала среди отечественных авиакомпаний волну вопросов, главный из которых: что будет дальше? Неужели торговая война с остановкой полетов? Кто тогда компенсирует нам убытки? Или европейцы испугаются грозных китайцев, американцев и русских, и отменят свою директиву? Или…

Естественно, чиновники, инициировавшие этот законопроект, искренне считают, что отмена европейской директивы под внешним давлением неизбежна, и мы, совместно с товарищами из Китая, США и Индии, посрамим хитрых европейских буржуев, жадных до чужих денег. Кроме того, чиновники считают, что слухи о разработке китайскими и американскими товарищами собственных систем, аналогичных EU ETS — не более чем досужие слухи и вымыслы внутренних врагов.

В этой связи попробуем на примере свежих новостей посмотреть, кто и что делает по вопросу включения авиации в EU ETS, а также попробуем оценить, насколько вероятны сценарии отмена директивы или начала торговой войны. Обзор, конечно, поверхностный и субъективный, но основные тенденции отражает.

Начнем с позиции США. Как не известно чиновникам, но известно Википедии, США пару лет назад уже пытались внедрить у себя аналог EU ETS, но неудачно. Причиной стал традиционный федерализм и конфликт лоббистских групп. Вообще, в США давние и прочные традиции борьбы с выбросами парниковых газов, но до недавних пор, в силу упомянутого федерализма, все основные меры принимались на региональных уровнях — в разных штатах разные. Эта самостоятельность штатов и оказалась одной из причин жесткого конфликта при попытке создать национальную систему, при которой одни штаты (корпорации), имеющие схожие с федеральным проектом собственные системы, получали преимущество перед другими штатами, развивающими иные решения. Принятие закона отложено до момента урегулирования конфликта и согласования компромисса.

По причине вынужденной задержки в принятии федерального стандарта, а также исходя из собственных представлений о правах и роли США в международном сообществе, американцы тянут время и угрожают (но и только!) запретить своим авиакомпаниям участвовать в EU ETS. Но, во-первых, они этого до сих пор не сделали, а прошло уже немало времени, и все американские авиакомпании успешно отчитались о выбросах и открыли счета, а, во-вторых, американцы — это совсем не китайцы, и они легко смогут засудить свое правительство за нелегитимные запреты и понесенные убытки.

Китайские авиаторы, как представители нации с сильной вертикалью власти, конечно, судиться с Коммунстической партией Китая не пойдут, поэтому китайское правительство шагнуло несколько дальше. Министерство транспорта страны своим приказом запретило подведомственным авиакомпаниям идти на поводу у Запада. Но самое неприятное для российских чиновников то, что и китайские товарищи ускоренно точат нож на наш бюджетный кошелек, высокими темпами внедряя у себя собственный углеродный рынок и системы, аналогичные EU ETS. Более того, они это делают совместно с ЕС и на основе европейского опыта по EU ETS, рассчитывая на признание совместно созданных систем как основания для исключения китайских авиакомпаний из EU ETS. Китайские политики прямо заявляют, что рассчитывают такими совместными мерами избежать торговой войны.

И американцы, и китайцы честно заявляют, что не имеют ничего против самой идеи EU ETS, но настаивают на принятии глобальных механизмов посредством ICAO. Такая позиция совершенно логична, т. к. ICAO примет "глобальный механизм" не ранее, чем системы, аналогичные EU ETS заработают в США и/или в Китае. Т. е. фактически речь идет об отсрочке применения санкций на год-другой при максимальной активности всех сторон процесса.

Как я уже неоднократно писал и говорил, Россия в этой интереснейшей глобальной экономической игре занимает позицию статиста, если не сказать — деревенского дурачка. Мы усиленно надуваем щеки и грозим кулачком в сторону Брюсселя, не имея в этом вопросе никаких собственных экономических или геополитических интересов, которые стоило бы таким образом отстаивать. Мы верим, что этот поезд можно развернуть, пытаемся его затормозить в то время как все остальные просто занимают в нем лучшие места.

И, в отличие от предусмотрительных американцев и китайцев, мы уже развязали торговую войну, лишив ряд европейских авиакомпаний коммерческих прав на полеты в РФ. Ну? индийцы еще нам компанию в нашей глупости составляют… Китайцы же даже за конфликт с Airbus извинились и пообещали все компенсировать после урегулирования отношений по углеродному рынку. Мы же выставляем себя крайне ненадежными международными партнерами, легко поступающимися национальными интересами по развитию российского международного транзита и трансфера в угоду личным амбициям отдельных чиновников.

Прогноз. Рискну предположить, что ЕС все же сохранит неизменным свое законодательство и правоприменение, но Китай, вероятно, своего добьется, и его авиакомпании будут исключены из EU ETS в связи с верификацией европейцами китайских углеродных систем. Американцы, вероятно, стерпят, билль похоронят, начнут платить, а через год-два введут, наконец, свою федеральную систему торговли квотами. Тогда же ICAO (равно как и ВТО), наконец, скажет, что глобальная система должна быть похожа на системы европейцев, китайцев и американцев, после чего все остальные страны бросятся ускоренными темпами создавать и верифицировать в ООН собственные системы, несколько лет приобретая квоты у тройки лидеров.

В России, учитывая отсутствие публично озвученного мнения первых лиц по данной теме и колоссальное количество вопросов, которые законопроект порождает (как финансовых, так и юридических), внесенный законопроект не имеет никаких шансов быть принятым. И даже в случае принятия "волевого решения в режиме ручного управления", принятие этого законопроекта в трех чтениях, его подписание президентом РФ, а затем издание соответствующего постановления правительства с непосредственным запретом займет, по меньшей мере, год.

Но в современных российских условиях отечественным авиакомпаниям имеет смысл не дожидаться внезапного вмешательства первых лиц страны, а срочно открывать счета и закупать пока еще дешевые квоты на год-два вперед. Это, конечно, не спасет авиакомпании от неформальных санкций чиновников, но позволит на какое-то время сохранить международную репутацию и оттянуть остановку полетов до появления рекомендаций ICAO.

Вопрос о создании национальной системы квотирования, на мой взгляд, сейчас для нашего правительства не актуален. Просто потому, что мы давно и прочно сидим на сырьевой игле, и слезать с нее не собираемся. Довольно ярко эту тенденцию иллюстрирует федеральная подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг", в рамках которой нет ни одного живого авиационного проекта по реализации выгодной географии сибирских просторов, зато есть множество других проектов (морских, ЖД, автомобильных), обслуживающих исключительно экспорт сырья на рубеж и импорт оттуда ТНП.

А собственно экологической проблемы для правительства РФ, похоже, вообще не существует. Это несложно заметить, посмотрев на все то чадящее, что беспрепятственно ездит по нашим дорогам.

С другой стороны, может отсутствие в России системы, аналогичной EU ETS, и к лучшему, учитывая сложившуюся у нас практику правоприменения, когда первые лица государства публично высказывают недоверие работе, к примеру, Росавиации, называя сертифицированные им авиакомпании "живопырками", состоящими "из 2-3 человек". К чему нам еще одна неработающая система?

Комментарии

Принимали ли Вы участие в специальном семинаре по EU ETS в рамках форума "Транспорт России" в 2012 году?

Удалось ли Вам посетить мероприятия конференции стран-противников EU ETS в Москве?

Во-первых, аргументы стран-противников известны уже давно. В своих работах, в т.ч. для Минтранса, я их неоднократно перечислял, и объяснял их несостоятельность. Ничего нового никто так и не придумал.

Во-вторых, мое мнение противоречит мнению ВМО - кто ж меня, оппозиционера, пригласит на эти мероприятия единомышленников? )))

И в-третьих, авиакомпаниям эта проблема неинтересна. Во всяком случае, не настолько, чтобы платить за ее решение, точнее за недопущение. А вот когда применят штрафы, или остановят полеты, или когда цены на квоты взлетят из-за ожидания одобрения Минтранса - тогда можно будет идти жаловаться... )))

Аватар пользователя Rust2008

Россия, как я понял, пока только Транссибом угрожает. А пойти по пути китайских товарищей и разработать свою систему, подобную европейской - никто не думает?
И еще такой, возможно, дилетантский вопрос. Ладно, Аэрофлот и подконтрольные ему авиакомпании. Но частные авиакомпании (Трансаэро, ЮТэйр и т.д.) ведь финансово не подотчетны государству, разве что налоги и прочие сборы платят. Даже если они заплатят Евросоюзу - как об этом узнает государство? По особому расчетному счету? И вообще, какие рычаги планирует использовать государство, запрещая что-то авиакомпаниям? Авиакомпания сама по себе, что хочу, то покупаю, кому хочу, тому и плачу - разве не так?

Предложение о создании национальной системы торговли выбросами было основным в моем контракте с Минтрансом. И более того, за такой наш шаг европейцы были готовы рассмотреть вопрос отмены виз для компенсации нашим авиакомпаниям затрат на приобретение квот (лично разговаривал с еврокомиссарами, в т.ч. на саммите в Питере). Но ВМО выбрал другой путь - конфронтационный.

Насчет контроля Вы также правы. Есть схемы с дочерними компаниями, и пр. Это одна из причин, по которой авиакомпании не проявляют интереса к проблеме. Однако, и воспользоваться возможностью не спешат, т.к. наказание в нашей стране может быть неформальным. К примеру, нерасположенность межведомственной комиссии, или строгость ФАВТ при оценке фин.состояния, или еще что...

Аватар пользователя Rust2008

...или отказы Росавиации в выдаче разрешений на полеты в другие страны. А это уже существенный удар.

Австралия присоединила свою национальную систему торговли выбросами к EU ETS. Ждем остальных...

http://www.flightglobal.com/news/articles/australia-to-link-emissions-trading-system-with-eu-ets-375853/

Мне кажется, что создание национальных ETS в противовес европейской это тупиковый путь. Американская, бразильская, китайская, российская, японская, индийская, монгольская,египетская..... Армии чиновников, активная торговля воздухом, сложные схемы взаимозачетов. Это действительно выход из ситуации?
Мне кажется, что решение вопроса в рамках ИКАО себя не исчерпало.
Глобальный вопрос для глобальной отрасли требует глобального решения, а не
создания обособленных рынков и палаточек для торговли "пшиком".

Видите-ли, глобальная система уже придумана, и называется она Киотский протокол, объединяющий в себе все отрасли народного хозяйства, производящие эмиссию ПГ. И каждая страна, выполняющая свои обязательства по сокращению выбросов делает это на базе площадки ООН, включая верификацию системы учета и отчетности,а также, при необходимости, интеграцию систем мотивации и принуждения с учетом уровня развития каждой страны. К чему авиация выведена на отдельную площадку того же самого ООН - мне непонятно! Эдак можно каждую отрасль выводить в отдельную систему - они уже все глобальные и не менее важные, чем авиация: СХ, энергетика, ТНП. Пожрать, одеться, согреться - будет поважнее слетать в Ниццу на уикенд... При этом производят все отрасли одни и те же парниковые газы, и применяются к ним одни и те же методы снижения эмиссии. Другой вопрос, что уровни необходимой экономической мотивации для разных отраслей пока еще разные, и необходимы разные цены на квоты для каждой отрасли, для чего в рамках EU ETS предусмотрены этапы.
В любом случае время дискуссий надо/ненадо уже давно прошло. Все уже действуют...

Почему такое внимание авиации, доля которой в эмиссии около 3%...
А время дискуссий не прошло, и действуют все в совершенно разных направлениях.
Вспомните ситуацию с правилами ЕС 261/2004. В России их просто и коротко послали далеко-далеко. Все выплаты только по суду.

В том, что АФЛ не производит должные выплаты добровольно, а только по суду? Ну так это же не отмена введенных санкций, а просто проявление неуважения к своим пассажирам, что в условиях открытого неба было бы равносильно преднамеренному банкротству авиакомпании. Скорее всего дело в отсутствии или неэффективности санкций, которые должны были создаваться каждым государством ЕС, тут я не в курсе, вопрос не изучал. Передам запрос в европейский офис.
---------------------------
В отношении доли авиации - ничего удивительного и загадочного. Все остальные отрасли уже включены в EU ETS, и просто дошла очередь до более мелких эмитентов ПГ. Уникальность ситуации в том, что 1) авиация отдельно оговорена в Киотском протоколе и зачем-то выведена на площадку ИКАО, и 2) под действие закона попали предприятия и выбросы в иностранной юрисдикции, что создало прецедент распространения экологического регулирования на всю международную торговлю, при чем неминуемо пострадают технологически отсталые индустриальные страны, вроде Китая и Индии, что и вызвало их реакцию. Амеры же просто обиделись, что их обошли на повороте, да и производство у них немного отстает от европейского по экологии.
Тем не менее, китайцы уже договорились с европейцами по EU ETS (http://www.ato.ru/content/kitay-pokupaet-50-samoletov-airbus-a320).
Дополнение к статье:
The agreement comes as part of a series of trade deals signed by China and Germany at the start of German chancellor Angela Merkel’s two-day visit to China. One of these deals involves Airbus assembling aircraft in China, according to the Xinhua news agency, which is big news in its own right.
The deals would also appear to dispel fears that China’s dispute with the European Union over its emissions trading scheme would spark a trade war, including the possibility of China blocking its firms from buying Airbus aircraft.
Jason Holland, Editor, Aircraft Technology Engineering & Maintenance
Американцы заключили контракт на 23М$ на внедрение своей глобальной системы по ПГ. http://www.icfi.com/news/2012/08/icf-awarded-epa-climate-change-contract
Покажите мне, кто действует в "разных направлениях" кроме нас? )))

http://www.gazeta.ru/social/news/2012/08/31/n_2508297.shtml
Более 200 пассажиров рейса авиакомпании "Аэрофлот" по маршруту Москва – Хабаровск уже шесть часов не могут вылететь на Дальний Восток из-за неисправности рулевого управления самолета.
......
На просьбу пригласить представителя "Аэрофлота" службы аэропорта вызвали в полицию.
......
Пассажиры с детьми требуют гостиницу. Вместо этого дают талоны на питание из расчета 490 рублей на человека.
......
Ваша цитата: "их просто и коротко послали далеко-далеко. Все выплаты только по суду." теперь обретает законченные черты! ))) Это Вы специально для меня мастер-класс проводите? )))

"Передам запрос в европейский офис". (Aero, Чт, 30/08/2012 - 22:18).
Ну да, осталось еще в госдеп запрос отправить, чтобы прислали инструкцию, как нам в "лифтах не пукать".
Вообще зомбированость киотских лохотронщиков в России уже не поражает, а вызывает лишь иронию.
В целом, нам в очередной раз предлагается выбрать из плохого и очень плохого решения.
В этих разводах киотисты в России "собаку съели", и можно с уверенностью утверждать, что и дебильное решение в законопроекте и мнение автора статьи родились в одном идеологическом центре, и не в России….
Главное в этих разводах, это то, что нам российским потребителям (услуг авиаперевозок) предлагается мыслить интересами продавца. Причем продавца услуги из другой страны, которая нагло пытается продать нам наши же права на наши же природные ресурсы России. Ни США, ни Индия, ни Китай и подавно страны ЕС, не обладают правом на поглотительный ресурс наших территорий, которые поглощают как наши, так и их выбросы парниковых газов.
Объективно, торговать между странами (и компаниями разных стран) надо не правами на выбросы (квотами, как это прописано в Киотском лохотроне), а ресурсом равным положительной разнице между объемами поглощения и объемами выбросов парниковых газов. И принимая во внимание, что подобным ресурсом из вышеназванных стран обладает только Россия, это у России авиакомпании (и не только авиакомпании) других стран должны покупать ресурс для наличия у них прав на выбросы парниковых газов.
России необходимо капитализировать этот ресурс и определить порядок его использования субъектами хозяйственной деятельности, в том числе и авиакомпаниями. Но у нас все делается через ж.. и активно сопровождается дезинформацией. И обсуждаемая статья и действия наших чиновников, яркий тому пример, особенно на фоне незаконной продажи прав на выбросы парниковых газов, которую организовали МЭР, МПР и Сбербанк РФ по статье 6 Киотского лохотрона….
К этому можно и добавить, что согласно исследованиям ИЭА http://www.iea.ru/article/kioto_order/prognoz.pdf эффективная стоимость прав на выбросы для стран ЕС составляет около 3000 евро за т выбросов, а в России свыше 350 евро за т выбросов. Фактически сегодня на международном углеродном рынке прав на выбросы эти права стоят в пределах 10 евро. Можно продавать ресурс России по 10 Евро за т, но надо быть круглым дебилом, чтобы продавать российские права стоимостью 350 по цене 10, и уж тем более покупать эти права на выбросы у стран ЕС….
В России не нужна европейская (киотская) система торговли правами на выбросы. Это все равно, что распространять "правило не пукать в лифте" на поведение в лесу…..
А вот система стимулирования сокращения выбросов, ибн внедрения новых технологий, уменьшающих воздействие на окружающую среду (а не на мыльный пузырь - климат) России нужна, как и всему миру. И такая система разработана и предложена, в том числе и Минтрансу. Но ее внедрение в России Евросоюз (в отличие от Киотского лобби в России) оплачивать не будет. И посему предложение национальной системы нашим чиновниками не интересно. В ЕС киотские функционеры зомбированы на национальные интересы своих стран, а наши на интересы других стран…..

Китай предпринял первый шаг в сторону решения карбонового конфликта с ЕС, связанного с включением международной авиации в углеродный рынок Евросоюза. Китайские власти объявили о вводе ответных мер — запуске внутренней системы авиационных платежей для китайских перевозчиков, сборы с которых пойдут на финансирование энергоэффективных мер в авиасекторе. Официально на китайское предложение ЕС пока не отреагировал, однако международные эксперты уже охарактеризовали авиационную инициативу в качестве потенциальной схемы перенаправления платежей "в китайскую казну"
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2015067?isSearch=True

Вы нам нужны...
Кстати, правда ли, что в начале года китайцы прямо запретили своим перевозчикам участвовать в EU ETS?

7 китайских и 2 индийские авиакомпании не отчитались за прошедший период. Остальные, включая США - отчитались, открывают счета и покупают квоты.
Я уверен, что китайцы все же подготовили отчетность и прошли аудит, и только ждут отмашки от КПК после грядущего признание китайской системы все это отправить в ЕС.
Неясен один момент. По предварительным данным китайская система действует только в отношении рейсов китайских АК. А из EU ETS исключаются только иностранные рейсы, прилетающие в аэропорты ЕС, т.е. китайские АК будут платить за свои рейсы, вылетающие из АП ЕС. Чтобы бюджеты стран остались при своих деньгах, китайцам нужно квотировать также и исходящие из Китая рейсы АК ЕС, а такая исключительность запрещена Чикагской конвенцией. Или для всех иностранцев, или никому. Как они решат эту проблему? Думаю, введут для всех...

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.