Прогноз рынка вертолетной техники

Военные вертолеты пользуются стабильно растущим спросом во всем мире. Производители гражданской техники возлагают большие надежды на нарождающиеся рынки Индии и Китая

Дуглас РОЙС, Forecast International
Мировой рынок вертолетной техники переживает период бурного развития. В ближайшее время спрос на вертолеты будет настолько велик, что для его удовлетворения компаниям могут даже потребоваться дополнительные производственные мощности. В частности, необычайное оживление царит на рынке гражданских вертолетов. И хотя нынешний рост вряд ли сохранится надолго, в ближайшие несколько лет темпы производства не должны серьезно замедлиться — благодаря сохраняющейся потребности в новых машинах для замены устаревающих парков, а также благоприятной экономической ситуации.

Причем рост наблюдается не только в индустриально развитых регионах. Серьезный спрос на вертолеты ожидается со стороны развивающихся экономик Индии и Китая. Хотя в обеих странах имеется большое количество потенциальных заказчиков, в настоящее время Индия представляется более перспективным рынком. Бум китайской экономики, конечно же, приводит к увеличению числа бизнесменов, и нет сомнений, что в отдаленном будущем вертолеты в качестве корпоративного транспорта станут использоваться там так же широко, как и в других частях развитого мира. Но прежде Китаю нужно отменить жесткие ограничения на полеты ВС гражданской авиации, сдерживающие рост вертолетного рынка. А когда это произойдет и произойдет ли вообще, неизвестно.
Новые возможности открываются и на прочих азиатских, а также на латиноамериканских и восточноевропейских рынках. Стремясь первыми освоить эти новые для себя территории, крупные вертолетостроительные компании заключают дилерские соглашения с местными поставщиками авиатехники или попросту поглощают их.
Один из факторов, подстегивающих рост рынка гражданской вертолетной техники, — это развитие новых технологий. Так, определенное внимание привлекают попытки увеличить максимальные скорости полета винтокрылых ЛА. Однако гораздо больший интерес рынок проявляет к работам по усовершенствованию БРЭО, повышению показателей эксплуатационной готовности, улучшению ТТХ вертолетов и снижению стоимости их эксплуатации.
В сегменте легких гражданских вертолетов, который включает модели как с поршневыми, так и с газотурбинными двигателями, на рынке конкурируют пять производителей: Eurocopter, Bell Helicopter Textron, AgustaWestland, Sikorsky (вместе с приобретенным им в 2004 г. Schweizer Aircraft) и Robinson Helicopter.
Лучшим годом для Robinson стал 2005-й. Хотя годом позже объем поставок легких поршневых моделей R22 и R44 слегка снизился, компания все же отправила заказчикам почти 750 вертолетов. Теперь же Robinson собирается предложить рынку пятиместную модель R66 с новым турбовальным газотурбинным двигателем Rolls-Royce RR300. Она должна занять нишу между предыдущей моделью компании, четырехместным R44, и вертолетом 206 JetRanger производства Bell Helicopter.
Остальные четыре компании, представленные в данном сегменте, конкурируют почти исключительно на рынке вертолетов с газотурбинными двигателями. Несмотря на то что легкие газотурбинные машины традиционно продаются не намного активнее, чем поршневые модели, в денежном выражении объем этого рынка гораздо выше, поскольку газотурбинные вертолеты стоят значительно дороже поршневых.
Eurocopter уже который год удерживает первое место по объему поставок легких газотурбинных вертолетов. Но в последние годы доля компании на этом рынке постепенно уменьшается, по мере того как другие производители наращивают темпы продаж.
Bell рассчитывает сократить свое отставание от Eurocopter при помощи программы MAPL (Modular Affordable Product Line), нацеленной на внедрение ряда новейших технологий в разработки компании. Первой моделью, воплощающей концепцию MAPL, стал легкий двухдвигательный Bell 429. Компания изначально планировала запустить в производство до конца десятилетия три модели с использованием MAPL — легкие одно- и двухдвигательные вертолеты пассажировместимостью от 5 до 8 чел. Но, похоже, планы изменились: теперь Bell рассматривает возможность внедрения MAPL при создании более крупного двухдвигательного вертолета среднего класса, условно названного new medium twin. По всей видимости, этот шаг вызван желанием противопоставить свой продукт популярной модели AW139, в разработке которой Bell принимал непосредственное участие, но которая теперь продается исключительно под маркой AgustaWestland.
За последний год серьезно укрепила свои позиции компания MD Helicopters. После ее приобретения в 2005 г. инвестиционной группой Patriarch Partners компания сумела восстановить доверие поставщиков и потребителей, утерянное при прежнем руководстве. Принятые меры помогли MD Helicopters остаться на плаву, но пока не очевидно, сможет ли компания успешно конкурировать с Eurocopter, Bell и AgustaWestland.
На рынке легких вертолетов с газотурбинными силовыми установками покупателям предоставляется выбор из одно- и двухдвигательных моделей. Последние стоят дороже и, несмотря на более высокие ЛТХ и более надежную силовую установку, начиная с середины 90-х гг. темпы их производства были ниже, чем однодвигательных моделей. Только сравнительно недавно количество произведенных легких вертолетов с двумя двигателями стало сопоставимо с объемами производства однодвигательных. В целом можно сказать, что в ситуациях, где цена имеет решающее значение, эксплуатанты чаще отдают предпочтение одномоторным машинам. Там же, где от вертолета требуются способность совершать длительные полеты над водной поверхностью, высокие ЛТХ или грузоподъемность, покупатели готовы заплатить больше за двухдвигательную модель.
С точки зрения географии высокие темпы производства легких одномоторных вертолетов сохранятся в Северной Америке, где полеты подобных машин над городской территорией регламентируются менее строго, чем в Европе. Надо отметить, что по мере увеличения взлетной массы одного двигателя становится мало. Все модели вертолетов среднего и тяжелого классов оснащены двумя двигателями.
Рынок более тяжелых гражданских вертолетов проигрывает в объеме рынку военных летательных аппаратов (ЛА) в этом же сегменте. Высоким спросом среди коммерческих ЛА среднего и тяжелого классов пользуются вертолеты общего назначения, способные выполнять широкий спектр задач. Наиболее востребованные модели на этом рынке, такие как AgustaWestland EH101, Eurocopter AS332/ EC225, Ка-32 и Ка-62, Ми-8/17 и Sikorsky S-92, можно скорее отнести к среднему классу. В то же время спроса на новые гражданские модели тяжелого класса наподобие Boeing CH-47 и Sikorsky CH-53 практически не наблюдается.
Конвертоплан BA609, созданный совместно компаниями Bell и AgustaWestland, является аналогом аппарата с поворотными двигательными установками Bell/Boeing V-22 Osprey, разработанного в интересах армии США. BA609, взлетный вес которого составляет 7257 кг, способен перевозить до девяти пассажиров. Он может применяться в качестве административного и служебного транспорта, при поисково-спасательных операциях и для обучения пилотов конвертопланов.
На рынке военных вертолетов также наблюдается благоприятная ситуация; при этом значительная часть спроса на такую продукцию приходится на США.
Свертывание программы разработки ударного вертолета RAH-66 Comanche в 2004 г. позволило Сухопутной армии США использовать высвободившиеся фонды для обновления своего вертолетного парка. В армию уже начали поступать первые вертолеты модели UH-72A, военной версии EC145, и компания American Eurocopter планирует в дальнейшем наращивать темпы поставок. Продолжается и разработка по программе Armed Reconnaissance Helicopter боевого разведывательного вертолета ARH-70A, за основу которого взята модель Bell 407. Отставание программы от графика и увеличение ее стоимости вызвало недовольство конгресса и Минобороны США. В какой-то момент казалось, что Bell может потерять контракт. Однако компании удалось сохранить за собой статус основного подрядчика.
По состоянию на январь оставались неопределенными итоги конкурса ВВС США на поставку по крайней мере 141 единицы боевых поисково-спасательных вертолетов CSAR-X (Combat Search and Rescue-X). Первоначально победителем был объявлен Boeing HH-47, созданный на базе двухвинтового транспортного вертолета CH/MH-47 Chinook. Однако конкуренты Boeing — Lockheed Martin, предлагавший модель US101, разработанную на основе AgustaWestland EH101, и Sikorsky с вертолетом HH-92 — заявили протест, который был поддержан Главным контрольным управлением США. Поэтому существует вероятность, что результаты конкурса будут оспорены в федеральном суде.
Американские ВС отказались от ряда программ по модернизации существующей техники в пользу покупки новых типов вертолетов, таких как UH-60M для Сухопутных войск, MH-60R для ВМФ, а также CH-53K и UH-1Y для Корпуса морской пехоты. Сухопутные войска также начали закупки новых партий вертолетов Boeing AH-64D Apache и CH-47F в дополнение к уже имеющимся паркам модернизированных вертолетов этих типов.
Значительная активность на рынке военных вертолетов наблюдается и за пределами США. Так, в сегменте легких винтокрылых машин Eurocopter начал поставки ударного вертолета Tiger, который уже составляет серьезную конкуренцию модели Boeing AH-64 Apache. Параллельно Eurocopter продолжает работу над военными версиями нескольких гражданских моделей вертолетов.
В среднем и тяжелом классах особой популярностью пользуются транспортные и многоцелевые вертолеты. Основными конкурентами здесь выступают модели AgustaWestland EH101, Eurocopter EC725, NH Industries NH90, а также H-92 и UH-60M компании Sikorsky. Вскоре к ним присоединится новый южнокорейский транспортный вертолет KUH (Korea Utility Helicopter), который совместно продвигают на рынок разработчик Korea Aerospace Industries и компания Eurocopter.
AgustaWestland продолжает разработку военного вертолета AW149 на базе популярной гражданской модели AW139. Он призван составить конкуренцию более тяжелым транспортным типам, таким как Sikorsky UH-60 Black Hawk. Кроме того, компания развернула производство вертолета нового поколения Future Lynx в интересах британского Министерства обороны, хотя эту машину правильнее было бы назвать глубокой модернизацией уже существующего типа.
Одновременно AgustaWestland реанимировала программу создания многоцелевого боевого вертолета AW129 в рамках конкурса турецких сухопутных войск на приобретение 92 ударных винтокрылых ЛА. Лицензионное производство AW129 планируется развернуть на базе турецкого предприятия Turkish Aerospace Industries.
До сих пор официально не определен победитель тендера индийской армии на поставку 197 легких вертолетов общего назначения. В тендере осталось два участника: Eurocopter AS550C3 и Bell 407. Индийская сторона уже объявляла о победе Eurocopter но, учитывая противоречивые сообщения СМИ за последние полтора года, попеременно приписывавшие победу то одному, то другому производителю, об окончательном итоге нельзя судить с определенностью, пока не будет подписан соответствующий контракт. Вне зависимости от того, кто окажется победителем, основную часть вертолетов в рамках этой программы будет производить по лицензии индийская компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL). В настоящее время HAL продолжает производство легкого многоцелевого вертолета собственной разработки ALH Dhruv для Вооруженных сил Индии. Одновременно компания работает над созданием ударной версии этой машины под названием Light Combat Helicopter.
Практически все военные вертолеты, представленные на рынке, снабжены газотурбинными силовыми установками. Несмотря на то что поршневые винтокрылые ЛА составляют значительную долю гражданского рынка, они совсем не так широко распространены в вооруженных силах, где им в основном отводится роль учебно-тренировочных машин.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.