Просветить всех

Новые разработки для авиационной безопасности

Террористические угрозы в гражданской авиации привели к чудовищному результату: добропорядочные пассажиры вынуждены выстаивать в аэропортах огромные очереди для проверки, что значительно снижает удобство пользования воздушным транспортом. А на коротких маршрутах дополнительные затраты времени могут вообще сделать перелет бессмысленным. Понятно, что мириться с такой ситуацией никто не хочет.
Чтобы решить проблему хотя бы для часто летающих пассажиров, Администрация транспортной безопасности США (TSA) разрабатывает для них программу Registered Traveler.
Идея в том, чтобы зарегистрированные в программе пассажиры могли избежать длинных очередей на пунктах спецдосмотра, благодаря тому что они заранее предоставляют компетентным органам свою биографическую и биометрическую информацию, проходят предварительную проверку на лояльность и платят ежегодный взнос приблизительно в 100 долл.
Однако организационными мерами дело не ограничивается. Как отметил недавно глава TSA Эдмунд Кип Хоули, членство в программе Registered Traveler отнюдь не означает автоматического освобождения пассажира от прохождения системы безопасности. Поэтому особое внимание уделяется техническим мерам контроля, позволяющим быстро и ненавязчиво выполнять сканирование путешественников.
Стив Брилл, основатель компании Verified Identity Pass — первого провайдера услуг в рамках программы Registered Traveler, получившего одобрение TSA, — рассчитывает, что новые технологии будут пользоваться хорошим спросом, поскольку позволят пассажирам в зоне спецконтроля не снимать верхнюю одежду и обувь, то есть позволят избежать, пожалуй, самой неудобной из всех процедуры досмотра.
Для этого должны использоваться комбинированные сканирующие аппараты SRT (Secure Registered Traveler) производства компании General Electric. По виду и размерам они напоминают бегущую дорожку в тренажерном зале. Встав на специальный постамент, пассажир при помощи специальной смарт-карты, хранящей его биометрическую информацию (образы радужных оболочек двух глаз и отпечатки десяти пальцев), проходит регистрацию в рамках программы Registered Traveler. Тем временем его пальцы анализируются на наличие следов взрывчатых веществ методом спектроскопического измерения подвижности захваченных ионов, а с помощью квадрупольного резонанса проверяется наличие оружия или взрывчатки в его обуви.
После прохождения процедуры пассажир получает талон со своей фотографией и штрих-кодом, в котором, в частности, содержится информация для работников TSA о том, следует ли сразу пропустить этого пассажира через зону спецконтроля или — если аппарат SRT не показал уверенного результата — подвергнуть его дополнительной проверке.
В январе начинается эксплуатация описанной системы в пяти пунктах США: аэропортах Орландо (Флорида) — четыре аппарата SRT, Индианаполиса и Сан-Хосе (Калифорния) — по шесть аппаратов, Цинциннати — два, в терминале авиакомпании British Airways в Нью-Йоркском аэропорту JFK — два аппарата SRT. В 2006 г. компания General Electric инвестировала 16 млн долл. в Verified Identity Pass и рассчитывает использовать программу Registered Traveler для дальнейшей отработки своих технологий в области безопасности.
Основные конкуренты Verified Identity Pass — фирма RT Go (дочерняя компания Unisys) и альянс Fast Lane Option (FLO). Ожидается, что обе компании в скором времени получат одобрение TSA для предоставления услуг в рамках программы Registered Traveler. По данным TSA, интерес к участию в программе уже проявили около 20 аэропортов. При этом в рамках программы должна быть обеспечена взаимная совместимость технологий независимо от того, какой провайдер обслуживает тот или иной аэропорт.
Пока, впрочем, участниками программы стало немногим более 35 тыс. пасс., в основном из Орландо, где программа стартовала еще летом 2005 г. По статистике аэропорта Орландо, максимальное время, потраченное на ожидание и прохождение спецдосмотра, для обычных пассажиров составляет 32 мин, тогда как для участников программы Registered Traveler — всего 3 мин. В среднем же участник программы тратит на досмотр лишь 4 с, а обычному пассажиру требуется 4 мин 16 с.
Тем временем TSA продолжает тестирование и других сканирующих систем. В аэропорту Финикса проходит испытание аппарат SmartCheck, разработанный компанией American Science & Engineering (AS&E). Физической основой действия аппарата служит обратное рассеяние рентгеновских лучей. Первые версии этого устройства AS&E разработала более 10 лет назад — они открывают контролерам полный образ человеческого тела, заодно демонстрируя спрятанное под одеждой оружие, взрывчатку или другие находящиеся под одеждой предметы.
Эти устройства нашли применение в американских тюрьмах, но к столь откровенному просвечиванию всех пассажиров подряд общественное мнение сегодня еще не готово. Поэтому программное обеспечение SmartCheck стоимостью 722 тыс. долл., разработанное в рамках контракта с TSA, демонстрирует контролерам только размытый контур тела пассажира, а не его четкое изображение.
Представители AS&E говорят, что технология SmartCheck является ненавязчивой и позволит отказаться от проверок, состоящих в похлопывании и ощупывании пассажиров. Тем не менее возможность широкого использования подобных аппаратов пока вызывает дискуссию, несмотря на то что изображение на экране SmartCheck скрывает человеческое лицо и доступно только сотрудникам Администрации транспортной безопасности.
Другой производитель аппаратов, использующих обратное рассеяние рентгеновских лучей, — компания Rapiscan Systems, дочерняя фирма OSI Systems. Аппарат Rapiscan Secure 1000 в ближайшее время также должен пройти проверку TSA в одном из аэропортов Соединенных Штатов. В 2004 г. эта система уже подвергалась испытаниям в лондонском аэропорту Хитроу — там пассажирам, отобранным для дополнительной проверки, предлагали выбор между традиционным прощупыванием или сканированием на рентгеновском аппарате. Говорят, многие предпочитали просвечивание.


Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.