Просветить всех

Новые разработки для авиационной безопасности

Террористические угрозы в гражданской авиации привели к чудовищному результату: добропорядочные пассажиры вынуждены выстаивать в аэропортах огромные очереди для проверки, что значительно снижает удобство пользования воздушным транспортом. А на коротких маршрутах дополнительные затраты времени могут вообще сделать перелет бессмысленным. Понятно, что мириться с такой ситуацией никто не хочет.
Чтобы решить проблему хотя бы для часто летающих пассажиров, Администрация транспортной безопасности США (TSA) разрабатывает для них программу Registered Traveler.
Идея в том, чтобы зарегистрированные в программе пассажиры могли избежать длинных очередей на пунктах спецдосмотра, благодаря тому что они заранее предоставляют компетентным органам свою биографическую и биометрическую информацию, проходят предварительную проверку на лояльность и платят ежегодный взнос приблизительно в 100 долл.
Однако организационными мерами дело не ограничивается. Как отметил недавно глава TSA Эдмунд Кип Хоули, членство в программе Registered Traveler отнюдь не означает автоматического освобождения пассажира от прохождения системы безопасности. Поэтому особое внимание уделяется техническим мерам контроля, позволяющим быстро и ненавязчиво выполнять сканирование путешественников.
Стив Брилл, основатель компании Verified Identity Pass — первого провайдера услуг в рамках программы Registered Traveler, получившего одобрение TSA, — рассчитывает, что новые технологии будут пользоваться хорошим спросом, поскольку позволят пассажирам в зоне спецконтроля не снимать верхнюю одежду и обувь, то есть позволят избежать, пожалуй, самой неудобной из всех процедуры досмотра.
Для этого должны использоваться комбинированные сканирующие аппараты SRT (Secure Registered Traveler) производства компании General Electric. По виду и размерам они напоминают бегущую дорожку в тренажерном зале. Встав на специальный постамент, пассажир при помощи специальной смарт-карты, хранящей его биометрическую информацию (образы радужных оболочек двух глаз и отпечатки десяти пальцев), проходит регистрацию в рамках программы Registered Traveler. Тем временем его пальцы анализируются на наличие следов взрывчатых веществ методом спектроскопического измерения подвижности захваченных ионов, а с помощью квадрупольного резонанса проверяется наличие оружия или взрывчатки в его обуви.
После прохождения процедуры пассажир получает талон со своей фотографией и штрих-кодом, в котором, в частности, содержится информация для работников TSA о том, следует ли сразу пропустить этого пассажира через зону спецконтроля или — если аппарат SRT не показал уверенного результата — подвергнуть его дополнительной проверке.
В январе начинается эксплуатация описанной системы в пяти пунктах США: аэропортах Орландо (Флорида) — четыре аппарата SRT, Индианаполиса и Сан-Хосе (Калифорния) — по шесть аппаратов, Цинциннати — два, в терминале авиакомпании British Airways в Нью-Йоркском аэропорту JFK — два аппарата SRT. В 2006 г. компания General Electric инвестировала 16 млн долл. в Verified Identity Pass и рассчитывает использовать программу Registered Traveler для дальнейшей отработки своих технологий в области безопасности.
Основные конкуренты Verified Identity Pass — фирма RT Go (дочерняя компания Unisys) и альянс Fast Lane Option (FLO). Ожидается, что обе компании в скором времени получат одобрение TSA для предоставления услуг в рамках программы Registered Traveler. По данным TSA, интерес к участию в программе уже проявили около 20 аэропортов. При этом в рамках программы должна быть обеспечена взаимная совместимость технологий независимо от того, какой провайдер обслуживает тот или иной аэропорт.
Пока, впрочем, участниками программы стало немногим более 35 тыс. пасс., в основном из Орландо, где программа стартовала еще летом 2005 г. По статистике аэропорта Орландо, максимальное время, потраченное на ожидание и прохождение спецдосмотра, для обычных пассажиров составляет 32 мин, тогда как для участников программы Registered Traveler — всего 3 мин. В среднем же участник программы тратит на досмотр лишь 4 с, а обычному пассажиру требуется 4 мин 16 с.
Тем временем TSA продолжает тестирование и других сканирующих систем. В аэропорту Финикса проходит испытание аппарат SmartCheck, разработанный компанией American Science & Engineering (AS&E). Физической основой действия аппарата служит обратное рассеяние рентгеновских лучей. Первые версии этого устройства AS&E разработала более 10 лет назад — они открывают контролерам полный образ человеческого тела, заодно демонстрируя спрятанное под одеждой оружие, взрывчатку или другие находящиеся под одеждой предметы.
Эти устройства нашли применение в американских тюрьмах, но к столь откровенному просвечиванию всех пассажиров подряд общественное мнение сегодня еще не готово. Поэтому программное обеспечение SmartCheck стоимостью 722 тыс. долл., разработанное в рамках контракта с TSA, демонстрирует контролерам только размытый контур тела пассажира, а не его четкое изображение.
Представители AS&E говорят, что технология SmartCheck является ненавязчивой и позволит отказаться от проверок, состоящих в похлопывании и ощупывании пассажиров. Тем не менее возможность широкого использования подобных аппаратов пока вызывает дискуссию, несмотря на то что изображение на экране SmartCheck скрывает человеческое лицо и доступно только сотрудникам Администрации транспортной безопасности.
Другой производитель аппаратов, использующих обратное рассеяние рентгеновских лучей, — компания Rapiscan Systems, дочерняя фирма OSI Systems. Аппарат Rapiscan Secure 1000 в ближайшее время также должен пройти проверку TSA в одном из аэропортов Соединенных Штатов. В 2004 г. эта система уже подвергалась испытаниям в лондонском аэропорту Хитроу — там пассажирам, отобранным для дополнительной проверки, предлагали выбор между традиционным прощупыванием или сканированием на рентгеновском аппарате. Говорят, многие предпочитали просвечивание.


Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.