Пулково на пути к реконструкции

Новый аэровокзальный комплекс Пулково может быть построен к 2013 году. Консорциум, объединяющий ВТБ, оператора аэропорта Франкфурта Fraport и греческую Copelouzos Group, стал победителем конкурса на право реконструкции и дальнейшего управления аэропортом Пулково. За ВТБ остается финансирование проекта, немецкие специалисты будут осуществлять функции оператора.
Расширение воздушных ворот Северной столицы городу необходимо уже давно. Разразившийся кризис и падение объемов перевозок (для Пулково по итогам первого полугодия оно составило 12,6%) несколько снизили летнюю напряженность для аэровокзала, давно работающего на пределе своих ресурсов, однако восстановление пассажиропотока, ожидаемое в ближайшие годы, вновь поставит аэропорт на грань возможностей. Такое положение дел не может устраивать ни пассажиров, испытывающих многочисленные неудобства, ни руководство аэропорта и города, теряющих потенциальные прибыли. Подведенные в конце июня итоги конкурса выявили победителя, которым стало ООО "Воздушные ворота Северной столицы", и, таким образом, подводят черту под многолетним подготовительным процессом к масштабной реконструкции единственного аэропорта Санкт-Петербурга.
"Конкурс стоит признать очень успешным, — с удовлетворением отмечает представитель ОАО "Аэропорт Пулково", которое в дальнейшем будет выполнять функции супервайзера проекта. — Все предложенные проекты очень сильные, выбрать лучший было непросто". Довольны результатами конкурса и в руководстве города.
К итоговой стадии борьбы за один из крупнейших инфраструктурных проектов в области российской гражданской авиации подошли лишь трое участников из семи, чьи заявки были приняты. Помимо консорциума ВТБ с Fraport, в финальную часть отбора прошли ООО "Невский аэропорт" (структура, созданная холдингом "Базовый элемент" и сингапурской компанией Changi Airports International) и ООО "Петропорт-концессия" (инвесторы — "Лидер" и Газпромбанк, оператор — Flughafen Wien AG). Важной особенностью конкурса стало то, что в качестве предполагаемых операторов аэропорта выступили мировые лидеры на данном рынке, что свидетельствует о явной перспективности авиатранспортного рынка Санкт-Петербурга.
Жюри оценивало участников конкурса по нескольким критериям, разбитым на три основных блока: финансовая часть, включающая затраты проекта и объем роялти, которые компания будет в дальнейшем перечислять городу; техническая часть, описывающая применяемые технологии, сроки строительства и т. п., и юридическая, посвященная будущим правовым отношениям между городом и инвестором.
До последнего момента эксперты затруднялись назвать победителя и сходились в том, что все предлагаемые проекты очень сильные, хотя и отмечали, что шансы ООО "Невский аэропорт" несколько снизились в связи с непростым положением, которое испытывает главный инвестор проекта. В итоге компании-финалисты предложили примерно равные условия в части затрат (около 1,1 млрд евро) и юридической составляющей, однако в технической части и в части предлагаемых условий роялти преуспел российско-немецкий консорциум. Победитель будет реализовывать проект, разработанный британской компанией Grimshaw & Partners и утвержденный в сентябре 2007 г. (см. АТО № 88, с. 60).
Впрочем, строительство аэропорта начнется не раньше чем через год. На сегодня идут заключительные согласовательные процедуры, которые, как ожидается, не принесут никаких сюрпризов и должны быть завершены до ноября 2009 г., когда будет подписано официальное соглашение между сторонами. После этого, к лету 2010 г., инвестор должен завершить разработку проектной документации и определиться с выбором подрядчиков.
По планам первый этап реконструкции аэровокзального комплекса — строительство нового здания терминала и частичная реконструкция аэродромной инфраструктуры — займет три года и завершится в 2013 г. Изначально предполагалось, что работы начнутся в начале 2010 г. и новый аэровокзал будет готов в 2012 г., однако планы пока сдвинуты на полгода, что в условиях кризиса кажется не очень существенным. Данные сроки выглядят вполне реалистичными, хотя предыдущий опыт реализации аналогичных проектов в других российских аэропортах выявил значительные отставания от графиков.
Однако для Петербурга задержки с реализацией проекта и затягивание фазы строительства в условиях перегруженности единственного аэропорта в городе могут иметь существенные негативные последствия. Остается надеяться, что финансовые возможности ВТБ, привлечение квалифицированных подрядчиков и опыт компании Fraport позволят к назначенному сроку превратить Пулково в эффективный и удобный аэропорт. 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.