Размеры меньше, а проблем больше

Несмотря на рост объемов перевозок европейские авиакомпании испытывают трудности из-за окончания срочных контрактов на поставки топлива

Дженс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Энди НАТИВИ, Генуя
Европейские сетевые авиакомпании, не столь крупные, как British Airways, Air France — KLM или Lufthansa, испытывают все большие трудности в связи с окончанием действия срочных (хеджевых) сделок на поставки топлива и последующими потерями за счет баснословных цен на авиакеросин.
Уже несколько европейских перевозчиков сообщили в марте об ухудшении показателей своей деятельности, указав в качестве основной причины большие расходы на закупки топлива. В то же время объемы перевозок остаются высокими, поскольку темпы роста экономики многих европейских стран значительно выше по сравнению с прошлыми годами.
Судя по всему, больше всего пострадала Austrian Airlines с ее амбициозной стратегией расширения, названной "Фокус на Восток". Финансовые показатели компании значительно ухудшились. В 2005 г. убытки составили 100 млн евро, в то время как в предыдущем году было получено 74 млн евро дохода. Чистые потери оказались даже больше — 129 млн евро, хотя в 2004 г. была получена прибыль в размере 42 млн евро. Общая выручка за этот период возросла на 7,6% и составила 2,4 млрд евро.
Выход из тяжелого финансового кризиса станет самой безотлагательной задачей будущего исполнительного директора компании Альфреда Отша, который ранее был одним из руководителей фирмы Siemens. В апреле он будет введен в совет директоров, а 1 мая сменит нынешнего исполнительного директора Austrian Вагна Соренсена. То, что из группы кандидатов на этот пост, в которую, по слухам, входили также исполнительные директора альянса Star Alliance Яаан Альбрехт и компании Condor Ральф Текентруп, выбрали именно г-на Отша, означает ясно выраженное желание акционеров Austrian Airlines сохранить, несмотря на сложную финансовую ситуацию, независимость авиакомпании. Альфред Отш обещает проводить в жизнь стратегию поддержания независимости и продолжить расширение сети маршрутов в Азиатском и Восточноевропейском регионах.
А председатель совета директоров и исполнительный директор авиакомпании Lufthansa Вольфганг Майрхубер, напротив, связывает рост компании с расширением только сети европейских маршрутов. При этом г-н Майрхубер не собирается действовать немедленно, а намерен дождаться, пока у соперников не закончатся силы. Lufthansa — основной конкурент Austrian Airlines в Восточной Европе, хотя обе компании являются партнерами по альянсу Star Alliance и действуют в рамках антитрестовского законодательства, распространяющегося на австро-германский рынок перевозок.
Подчеркивая, насколько финансовые показатели большой тройки европейских перевозчиков отличаются от показателей других сетевых компаний Европы, Вольфганг Майрхубер заявил, что Lufthansa планирует удвоить доход от эксплуатации, доведя его к 2008 г. до 1 млрд евро. А руководство Austrian считает, что перекрыть показатели этого года компании вряд ли удастся.
Испанская Iberia находится в гораздо лучшем финансовом положении по сравнению с Austrian. Тем не менее в прошлом году ее доходы от эксплуатации упали на 36,7%, в основном из-за роста цен на топливо. Они составили 116 млн евро при общем объеме продаж в 4,9 млрд евро. По словам исполнительного директора компании Фернандо Конте, Iberia ставит своей целью "укрепление положения" в преддверии давно ожидаемого процесса консолидации европейских стран.
Iberia заинтересована в приобретении пакета акций авиакомпании TAP Portugal, своего соседа и конкурента, но только при условии перехода управления к руководству испанской компании. TAP является государственным предприятием, ее приватизация еще только планируется.
Между тем девятью процентами акций самой компании Iberia владеет British Airways. Уже давно ходят слухи о том, что британская компания стремится включить ее в качестве партнера в свой альянс oneworld. Однако Iberia пытается проводить и собственную политику. "Мы серьезно изучаем возможность участия в инициативах, связанных с созданием низкозатратных компаний, потребности в которых имеются на рынке", — отметил г-н Конте. Испания является ключевым сектором рынка для европейских перевозчиков-без-излишеств, оказывающих серьезное давление на сетевых перевозчиков, обслуживающих маршруты малой и средней протяженности.
Крис Авери, аналитик фирмы JP Morgan, вдвое сократил свою оценку доходов компании Iberia в 2006 финансовом году, заявив, что "при нынешних ценах на топливо срочные сделки не обеспечивают достаточной защиты". По мнению г-на Авери, доходы компании Iberia от эксплуатации составят в этом году не более 115 млн евро, поскольку стоимость топлива возрастает на 30%.
Alitalia могла бы значительно улучшить показатели прошлого года, но в итоге не добилась своей цели, закончив финансовый год с дефицитом бюджета. Больше всего настораживают признаки того, что результаты 2006 г. могут заметно пострадать еще до конца I квартала. Исполнительный директор Alitalia Джанкарло Чимоли сообщил, что февральские споры с профсоюзами стоили компании 60- 80 млн евро выручки. Это привело к тому, что даже небольшого положительного баланса, на который рассчитывал крупнейший перевозчик Италии, получить не удалось. На состоявшемся в начале марта совете директоров авиакомпании результаты ее финансовой деятельности подверглись серьезной критике.
И все же г-н Чимоли обещает добиться профицита бюджета. Группа компаний Alitalia закончила год с убытками в 167 млн евро, что значительно лучше по сравнению с потерянными в 2004 г. 858 млн евро. Убытки от эксплуатации также быстро сокращаются и составили 47,5 млн евро — существенно меньше прошлогодних 775,8 млн. Такое улучшение показателей связано главным образом с увеличением выручки на 11,6%, до уровня в 4,8 млрд евро, и с ростом на 7,8% объемов пассажирских перевозок. Общее число перевезенных пассажиров составило 23,9 млн чел.
В отличие от других перевозчиков, которые уделяют основное внимание пассажирам с высокими доходами, Alitalia, не меняя размеров своего парка, увеличила общее число посадочных мест. Это позволило поднять коэффициент загрузки на 0,3%, до 71,5%. Компания больше всего страдает от высоких цен на топливо, поскольку она практически не заключала срочные сделки. Расходы на топливо привели к потерям, отмечает Джанкарло Чимоли.
Из-за повышения затрат на топливо сократились на 33% и доходы от эксплуатации в компании Aer Lingus — до 72,4 млн евро. Ухудшение показателей пришлось на весьма неблагоприятный для нее момент. Ирландское правительство пытается продать свой контрольный пакет акций в Aer Lingus с целью использования вырученных денег для расширения парка дальнемагистральных самолетов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.