Разыскивается лидер ОрВД

Более двадцати стран принимают участие в разработке новой системы организации воздушного движения в небе Европы, но кто станет во главе ее?

Дэвид ХЬЮЗ, Вашингтон, Роберт УОЛЛ, Париж
Усилия европейских стран по капитальному ремонту своей системы организации воздушного движения (ОрВД) приведут к перестройке всей структуры воздушного движения на континенте и в перспективе — к созданию единой организации по управлению новой системой.
Объединенный европейский консорциум по исследованию ОрВД (SESAR, Single European Sky ATM Research), объединяющий 30 фирм и организаций, в своем первом отчете рекомендовал Евроконтролю (Европейское агентство по УВД), не конкретизируя при этом детали, сформировать такую единую организацию. Эта рекомендация дана членами исследовательской группы с явной оглядкой на США, где функции руководства движением в небе в 50 штатах возложены на Федеральную авиационную администрацию (FAA). (Причем многие считают это огромным преимуществом американцев.) На обоих континентах проблема одна и та же — необходимость революционных изменений системы УВД в течение ближайших 20 лет, пока система еще справляется со своими задачами.
Однако далеко не все заинтересованные стороны склоняются к тому, чтобы отобрать власть у национальных агентств и передать ее общеевропейскому органу. Вот почему вопрос еще далек от решения.
Этьен Франсуа, руководитель группы специалистов Евроконтроля, участвующей в программе SESAR, отмечает, что первый отчет, получивший обозначение D1, был подготовлен в срок. В нем отражены как положительные стороны, так и недостатки существующей системы УВД. В конце июля отчет был утвержден руководством Евроконтроля. Со стороны европейского агентства над отчетом работало около 60 чел. По мнению г-на Франсуа, нынешний этап отличался высокой степенью взаимного сотрудничества всех участников программы. Правда, стоит отметить, что это только первый и достаточно простой этап. В дальнейшем предстоит подготовить еще пять отчетов.
Сформировавшаяся в Европе структура очень раздроблена, отмечает Этьен Франсуа, поэтому предстоит пройти долгий путь, прежде чем появится единый орган. Тем более что роль такого органа остается пока не совсем ясной.
Примечательно, что консорциум SESAR пригласил специалистов Евроконтроля для участия в выработке генерального плана формирования ОрВД, несмотря на то что эта работа может вылиться в изменение роли и полномочий самого агентства. Между тем Олаф Длуги, председатель исполнительного комитета консорциума, считает, что изменения в Евроконтроле неизбежны.
"Нельзя сказать о необходимости принципиального изменения организации воздушного движения и не затронуть в этой связи существующие структуры", — подчеркивает г-н Длуги. Со стороны консорциума SESAR не призывать к изменениям в Евроконтроле было бы равносильно честному признанию в том, что консорциуму запрещено вмешиваться в дела воздушного транспорта.
Евроконтроль, штаб-квартира которого находится в Брюсселе, играет ключевую роль в формировании стратегии УВД, проведении научно-исследовательских работ и развитии системы и даже в непосредственном управлении потоками воздушного движения в небе Европы. Однако агентство не обладает полномочиями, связанными с юридическими аспектами деятельности системы (которые есть у FAA), — эти полномочия сохраняются за Еврокомиссией. Чтобы настаивать на том, что все 25 европейских стран должны следовать генеральному плану развития ОрВД, Евроконтролю требуется поддержка Еврокомиссии.
В сентябре комиссар Евросоюза по вопросам транспорта Жак Барро собирает совещание, где будут обсуждены вопросы регулирования в области авиации, в том числе и будущее европейской структуры ОрВД. В нем примут участие руководители самого высокого уровня. Задача совещания — подготовить к ноябрю соглашение между странами-членами Евросоюза и Евроконтролем о мерах по улучшению европейской системы ОрВД.
"В рамках консорциума SESAR мы не можем сказать, каким должен быть орган, разрабатывающий структуру ОрВД, — заявил Олаф Длуги, — но характер самой этой структуры управления воздушным движением в небе Европы — это как раз то, что должен всесторонне проанализировать консорциум SESAR и затем выработать ясные и четкие рекомендации по ее формированию". Отметим, что председатель исполнительного комитета консорциума в прошлом был военным и гражданским летчиком, руководил региональной авиакомпанией, а в настоящее время входит в совет Ассоциации авиакомпаний европейских стран.
В конце июля консорциум SESAR представил первый из шести отчетов, которые он должен в течение двух лет направить Евроконтролю. По поводу единого органа управления ОрВД в отчете D1 говорится, что такой орган "должен обладать всеми полномочиями по определению состава [единой европейской] системы, планированию и руководству ее деятельностью". Его задачей должно стать соединение в единое целое научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стратегическое планирование и проведение в жизнь намеченных программ, а также управление ресурсами системы в процессе ее эксплуатации с целью обеспечения слаженности действий отдельных звеньев.
"Необходимо, однако, четко представлять себе, что понимание роли нового органа еще не обеспечивает принятия конкретных решений, а лишь говорит о том, что и когда необходимо сделать, и/или предупреждает о возможных последствиях", — утверждается в отчете. По мнению Олафа Длуги, новый орган мог бы упростить юридические отношения и вопросы регулирования перевозок, которые сегодня "очень запутаны" из-за того, что ими занимаются 25 стран. Из-за этой раздробленности США обладают значительным преимуществом в создании системы воздушных перевозок нового поколения, возглавляемой FAA.
Сегодня в Европе сформировалась структура ОрВД с разделением функций. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) отвечает за проблемы безопасности воздушного движения, а Евроконтроль больше занимается развитием системы управления им. Регулирующие функции сохраняются за Еврокомиссией.
Как отметил один из руководителей отрасли, любой призыв к объединению этих организаций еще не отражает точку зрения всех участников консорциума SESAR. По его мнению, такая структура будет поддержана авиакомпаниями, но ей вряд ли отдадут предпочтение провайдеры аэронавигационных услуг. Евроконтролю еще предстоит привести все заинтересованные стороны к консенсусу.
Отчет D1, по словам официальных лиц, предполагался, в основном, описательным. Все содержащиеся в нем утверждения о будущих изменениях являются предварительными, многие из них затрагивают вопросы, требующие серьезного обсуждения.
Но поскольку вывод о неспособности нынешней европейской системы ОрВД справиться с предстоящим ростом объемов перевозок новостью ни для кого не является, то в отчете еще раз акцентируется внимание на необходимости безотлагательного расширения пропускной способности системы УВД. В отчете также подчеркивается, что если к 2015 г. ничего не будет сделано, то Европа упрется в "непреодолимый барьер переполненного воздушного пространства". Поэтому нужно революционным образом изменить существующее положение, с тем чтобы к 2020 г. УВД Европы было способно справиться с возросшим втрое, как это прогнозируется, объемом воздушного движения.
Фактором, ограничивающим воздушное движение в целом, в настоящее время является и пропускная способность аэропортов. В Хитроу, например, представители NATS, британского провайдера УВД, недавно заявили, что в соответствии с соглашением, заключенным с муниципальными властями, пропускная способность аэропорта ограничена 480 тыс. взлетов и посадок в год. В 2005 г. аэропорт обслужил 478 тыс. взлетов и посадок.
Если к 2015 г. в Европе ничего не будет сделано для улучшения ситуации с УВД, то, по словам Олафа Длуги, Boeing и Airbus не смогут продать столько самолетов, сколько могли бы. "Вы не сумеете найти место для их парковки и лишь часть из них удасться поднять в воздух", — говорит он.
Специалисты, участвующие в программе SESAR, уже работают над вторым отчетом, в котором должны быть сформулированы задачи новой системы ОрВД. Отчет должен быть готов в декабре.

Общее число агентств В состав Евроконтроля входит 36 провайдеров аэронавигационных услуг
Европейские агентства УВД
Показатели деятельности за 2004 г. 8,9 млн полетов по правилам полетов по приборам
13,4 млн летных часов
96,6 млн отдельных услуг
Основные ресурсы (Европа) 68 региональных центров, 190 приводных станций, 417 контрольно-диспетчерских пунктов; стоимость инфраструктуры средств связи, навигации и наблюдения 10 млрд евро (12,8 млрд долл.)
Количество сотрудников 54000 чел.
Операционная рентабельность Не применимо (возмещение издержек)
Доход 8,9 млрд долл.
Затраты на НИОКР 64 млн долл.
Доля доходов 10 основных провайдеров аэронавигационных услуг 76%
Степень использования имеющихся возможностей 95%

Источник: Отчет консорциума SESAR.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.