Рискованное финансирование: того, что озаботило авиастроителей, пока не замечают инвесторы

Источник:
: Авиационное финансирование
Подробно об авторе:
Валерий ВАЙСБЕРГ, Анатолий ХОДОРОВСКИЙ, Алла ЮРОВА, инвестиционная компания «Регион»

Экономика авиакомпаний характеризуется значительной капиталоемкостью и высокими постоянными издержками. В конце прошлого века совершенствование инструментов лизинга дало мощный стимул к развитию бизнеса авиакомпаний, позволив им быстро увеличить парк воздушных судов для поддержания высоких темпов роста мирового пассажиропотока и выполнения производственных программ. Однако в условиях замедления роста рынка авиаперевозок и уязвимости современной финансовой системы лизинг становится все опаснее, превращаясь в один из существенных факторов риска для компаний. В то же время значительная часть перевозчиков продолжает наращивать парк с помощью лизинга, что напрямую затрагивает интересы их акционеров. Удивительно, но первыми это заметили не они, а производители воздушных судов

Kоличество самолетов в мире растет уверенными темпами: за 10 лет, с 2000 г., мировой авиапарк увеличился на 42%. А согласно прогнозам Boeing, к 2030 г. парк удвоится, достигнув примерно 40 тыс. воздушных судов. На ближайшие 20 лет авиастроители ожидают заказов на 34 тыс. самолетов общей стоимостью 4 трлн долл.

Если говорить не о перспективе на десятилетия, а о дне сегодняшнем, то и здесь ситуация выглядит вполне благополучно. В 2011 г. компания Boeing поставила своим клиентам на 8% гражданских самолетов больше, чем в докризисном 2007 г., — 477 самолетов за 36 млрд долл. Компания Airbus за 12 месяцев прошлого года поставила 534 самолета и еще получила заказ на 1419 ВС стоимостью 140 млрд долл.

Эта достаточно оптимистичная ситуация заставляет задуматься над тем, откуда авиакомпании в непростое с финансовой точки зрения время берут средства на столь быстрое и масштабное расширение парка?

Ссылки по теме

Комментарии

Очень красивая диаграмма, толко совсем непонятно, на каком основании авторы решили что опер. лиз более рискован чем фин. лиз или финансирование за счет собственных или заемных средств (за исключением бондов, которые для стороны, привлекшей облигационный займ, по сути являются безрисковым инструментом (процентная ставка для эммитента фиксирована, все риски - у держателей бондов). Кроме того, нужно разделять понятия "стоимости финансирования" и "финансовые риски". В идеальном рынке стоимость финансирования яваляется функцикией от объективной оценки риска той или иной инвестиции, на практике дело обстоит далеко не так.

Что касается собственно рисков, то на мой взгляд - дело обстоит на 100% противоположно мнению авторов . При опер. лизе достаточно часто используются фиксированные ставки (или те или иные виды комбинируемых и плавающих методов при расчете лизинговых ставок). В это случае денежные потоки по годам фиксированы и авиакомпания может с достаточной точность прогнозировать свои расходы на лизинг на многие годы вперед. Безусловно остаются риски, связанные с прогнозированием доходов, но они зависят от выбранного вида финансирования.

Кроме того, и это самое главное, при опер. лизе полностью устраняются риски связанные с реализационной стоимостью ВС по окончанию срока аренды. Никто не может достоверно предсказать цену на тот или иной тип ВС на вторичном рынке через 10-12 лет. Соответсвенно этот риск лессоры берут на себя. Наконец, большинство лизингодателей тем или иным образом аффилированы с крупными финансовыми институтами и стоимость финансирования для них ниже, чем для а/к (сама по себе авиационная отрасль очень рискована и потенциальные кредиторы будут закладывать высокие дефолтные риски а/к в ставку).

Выводы авторов статьи, как мне кажется, неоднозначны, ибо не доказан главный постулат - опер. лиз приводит к возникновению доп. рисков для а/к.

Фразу "Безусловно остаются риски, связанные с прогнозированием доходов, но они зависят от выбранного вида финансирования." прошу читать как : Безусловно остаются риски, связанные с прогнозированием доходов, но они НЕ зависят от выбранного вида финансирования."

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.