Rolls-Royce вернулся

Компания намерена расширять свой бизнес в России

Энтузиазм, с которым ведущие мировые производители в первой половине 1990-х ринулись сотрудничать с российским авиапромом, в течение десятилетия сменился почти повсеместным разочарованием — по ряду причин действительно успешных проектов оказалось совсем мало. Не увенчался особым успехом и первый поход в Россию компании Rolls-Royce — второго после General Electric мирового производителя двигателей для гражданской авиации. Самолеты Ту-204-120 с двигателями RB211-535E4B были построены в количестве всего пяти экземпляров (эксплуатируются в Cairo Aviation, Mahan Air и TNT), а установка двигателей Rolls-Royce на Ту-334 и Бе-200 и вовсе не состоялась.
В результате сотрудничество британских двигателистов с Россией свелось фактически к закупкам титана — по словам гендиректора корпорации "ВСМПО-Ависма" Владислава Тетюхина, предприятие обеспечивает 15-25% потребностей Rolls-Royce в этом металле. Кроме того, в ноябре 2005 г. был выполнен подписанный в конце 2004 г. контракт с компанией "Камов-Холдинг" на поставку 24 двигателей для вертолетов Ка-226, а в августе 2005 г. состоялось подписание нового контракта еще на 50 двигателей (стоимость одного двигателя Model 250 составляет менее 1 млн долл.). При таком уровне активности нужда Rolls-Royce в московском офисе, выполнявшем в основном технические функции по поддержке командированных в Россию сотрудников компании, постепенно сошла на нет, и в конце 2004 г. офис был закрыт. Ближайшее представительство осталось в Праге.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Как сообщил председатель совета директоров Rolls-Royce Саймон Робертсон, принципиальное отличие в том, что сейчас появился региональный директор Rolls-Royce по России — им стал Владимир Расщупкин — и теперь московский офис будет полноценным региональным представительством компании.
По словам Владимира Расщупкина, всего за месяц удалось провести переговоры с четырьмя потенциальными поставщиками, но их имена пока не раскрываются. "Rolls-Royce пришел в Россию, чтобы существенно увеличить активность по всем направлениям: по закупке материалов, поставкам двигателей, совместным проектам, инженерным работам", — сказал он.
Домининирующим бизнесом Rolls-Royce является гражданская авиация, хотя большие надежды в России компания возлагает также на компрессорное оборудование для газоперекачивающих станций, судостроение и ряд других направлений. Из авиационных проектов получил новый импульс контракт на поставку грузовых самолетов Ту-204-120CE (кроме двигателей Rolls-Royce они оборудованы интегрированной приборной панелью в англоязычном исполнении с индикацией бортовых параметров в британской системе измерений, принятой в мировой гражданской авиации). Первый полет самолета такого типа состоялся в середине мая. Rolls-Royce выступает поставщиком двигателей, которые поступают в Россию на условиях временного ввоза. Всего китайский контракт предусматривает поставку 5 самолетов с опционом еще на 10 машин, то есть объем заказа для Rolls-Royce в лучшем случае составит 30 двигателей, или около 300 млн долл.
Большие перспективы откроются, если компании Rolls-Royce удастся стать поставщиком двигателей для 22 дальнемагистральных самолетов по заказу "Аэрофлота", который пока выбирает между Boeing 787 и Airbus A350. В случае успеха Rolls-Royce может рассчитывать примерно на 1 млрд долл. за двигатели и почти на такую же сумму за их техническое обслуживание в период эксплуатации.
Вообще, ремонт двигателей также обещает стать привлекательной статьей доходов Rolls-Royce в России. Сегодня "Трансаэро" эксплуатирует четыре Boeing 747-200, оснащенных двигателями RB211-524 (всего 16 двигателей), а "ВИМ-авиа" — четыре Boeing 757 с RB211-535 (8 двигателей). Эти компании уже заключили с Rolls-Royce соглашения о технической поддержке и ремонте двигателей. Кроме того, авиакомпания "Полет" в этом году начинает эксплуатацию шести Saab 2000 с двигателями Rolls-Royce AE2100 (всего 12 двигателей). Очевидно, что количество двигателей Rolls-Royce в России со временем будет только расти, а сервисное обслуживание составляет примерно 50% бизнеса компании. Впрочем, ее представители пока затрудняются сказать, будет ли создаваться новый сервисный центр в России или двигатели будут отправляться на существующие европейские предприятия. "Все зависит от желания заказчиков, — говорит директор по международным отношениям Rolls-Royce Рольф Мерфи, — например, компания Emirates эксплуатирует 400 наших двигателей, однако осваивать полный цикл капитального ремонта она не стремится".
Поскольку московский офис Rolls-Royce только начинает работать, понятно, что представители компании гораздо охотнее говорят о перспективах, нежели о конкретных планах. К тому же, как подчеркивают они, развитие сотрудничества — это дорога с двусторонним движением, так что определенный интерес и инициативы должны исходить и со стороны российских партнеров. Вот тогда можно будет говорить не только о перспективах, но и о заключенных контрактах.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.