Россия совершенствует систему поддержания летной годности воздушных судов
Какими бы непростыми ни были условия технической эксплуатации воздушных судов для российских авиакомпаний в результате санкций со стороны недружественных стран, безопасность остается высшим приоритетом отрасли. Система поддержания летной годности воздушных судов (ПЛГ ВС) в России продолжает действовать в полном объеме, без каких-либо компромиссов. Ее фундамент — федеральное законодательство и требования, выработанные на основе стандартов и рекомендованных практик Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В течение десятилетий эти требования выверялись и адаптировались под условия эксплуатации в России, и в ряде случаев российские стандарты ПЛГ жестче, чем за рубежом.
На фоне восстановления спроса на авиаперевозки после снятия ограничений, связанных с пандемией COVID-19, мировая авиаиндустрия столкнулась с рядом серьезных проблем: кадровый голод, порушенные логистические цепи и срыв сроков поставок запасных частей.
Из-за периодических остановок и снижения объемов производства западные авиакомпании все чаще сталкиваются с серьезными задержками поставок запчастей (двигателей, теплообменников, компонентов системы кондиционирования и др.) и с увеличением сроков планового техобслуживания. В результате они вынуждены прибегать к таким невыгодным мерам, как намеренное сокращение налета с целью экономии ресурса и к так называемой каннибализации парка, когда ресурсные запчасти снимаются с самолетов, чтобы обеспечить работоспособность остальной части парка.
Так, по данным издания The Wall Street Journal, президент катарской Qatar Airways Акбар аль-Бакер признал, что перевозчик вынужден планировать интенсивность эксплуатации самолетов Аirbus A380 с учетом задержек запчастей. Из восьми гигантских самолетов один приходится постоянно держать в резерве, сообщил он.
"Нам очень трудно доставать запчасти", — недавно заявил Стив Россум, глава авиакомпании Silver Airways (Флорида, США). В любой момент времени один-два самолета всегда оказываются в нелетном состоянии: не хватает запчастей или расходных материалов.
У немецкой Lufthansa также оказались прикованными к земле несколько ВС — доставка необходимых деталей занимает сейчас гораздо больше времени.
По данным консультантов из американской Oliver Wyman, нехватка персонала и запчастей приводит к существенному увеличению времени проведения сложных форм ремонта. Так, капремонт некоторых типов авиадвигателей, на которые раньше уходило не более двух месяцев, теперь растягивается на 100 дней, а тяжелые формы на планере занимают до 7 недель вместо обычных четырех.
В то время как западный авиационный мир столкнулся с тяжелейшим кризисом ТОиР, в России удается достаточно эффективно справляться со сложившейся ситуацией.
МИНТРАНС: БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ СНИЖАТЬСЯ НЕ БУДЕТ
Еще в середине марта — как немедленный ответ на решение иностранных авиационных властей некоторых юрисдикций об отзыве сертификатов летной годности воздушных судов российских авиакомпаний, находящихся в их регистрах, — Минтранс РФ заявил, что безопасность полетов снижена не будет. Перевод таких самолетов в российский регистр (состоявшийся согласно Федеральному закону № 56-ФЗ) дал возможность выдать на них российские сертификаты летной годности. Таким образом, авиационные власти России взяли на себя ответственность за выполнение функций надзора за ПЛГ этих самолетов.
"Одобрение сертификатов летной годности осуществляется в строгом соответствии с нормами международного и национального воздушного права, — напомнили в Минтрансе. — Все воздушные суда соответствуют нормам летной годности, проходят регулярное техническое обслуживание в установленные программой технического обслуживания сроки".
Таким образом, изменения сводятся к формальной смене юрисдикции, так как фактическая работа по ПЛГ самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями, проводилась ранее и продолжает проводиться на территории России. Эти работы выполняют российские организации и специалисты, имеющие достаточную компетенцию для осуществления процедур оценки технического состояния воздушных судов. Как организации ТОиР регулярно проходят проверку на соответствие требованиям российских авиационных властей, так и сами самолеты проходят обязательную оценку летной годности специалистами уполномоченного органа. Результат проверки, на основании которой может быть отозван сертификат летной годности, не может быть оформлен общим решением по всем воздушным судам. Таким образом, аннулирование сертификатов некоторыми иностранными авиационными властями не имеет юридических и фактических оснований.
СОЗДАНИЕ КРУПНЕЙШЕГО ПРОВАЙДЕРА ТОИР В РЕГИОНЕ
"Аэрофлот" решил кардинально усилить возможности и компетенции Группы в вопросах ТОиР путем консолидации всех людских и материальных ресурсов департамента технического обслуживания (ДТО) флагманской компании и дочернего провайдера по ТОиР "А-Техникс", объединив их на базе провайдера.
Образованная в декабре 2015 года и входящая в Группу "Аэрофлот" компания "А-Техникс" имеет сертификат ФАП-285 на выполнение ТО воздушных судов зарубежного и российского производства, а также сертификат ФАП-21J на разработку документации для изготовления ряда компонентов на любые типы ВС, в том числе иностранного производства. "А-Техникс" выполняет оперативное и периодическое ТО самолетов Boeing (В737, В747 и B747F, В777), Airbus (A350, A330, семейство A320) и российского Superjet 100 (SSJ 100). Компания является единственной в России организацией, владеющей компетенциями по выполнению тяжелых форм обслуживания, вплоть до восьмилетних C-check, самолетов Boeing 747 и B-777, а также периодического ТО Airbus A350.
Помимо авиакомпаний материнской группы ("Аэрофлот", "Россия" и "Победа") услугами провайдера пользуются другие российские авиаперевозчики. По итогам 2021 года общая выработка инженерно-технического персонала составила более 1,5 млн человеко-часов, что на 22% больше, чем годом ранее.
Процесс объединения ресурсов и мощностей ДТО "Аэрофлота" и "А-Техникс" планируется завершить до конца текущего года. В результате "А-Техникс" может стать не только центром компетенций по ТОиР Группы "Аэрофлот", но и самой крупной организацией ТОиР в России, СНГ и Восточной Европе — как по объемам производственных мощностей, так и по количеству обслуживаемых типов воздушных судов. "А-Техникс" будет оперировать шестью ангарными комплексами, что позволит обслуживать в них одновременно до 19 воздушных судов разных типов. Помимо ангарных комплексов в московском аэропорту Шереметьево и в Оренбурге "А-Техникс" оперирует линейными станциями (ЛСТО) в региональных хабах Группы "Аэрофлот" — Сочи и Красноярске, а также в аэропортах Белгорода, Воронежа, Нижнего Новгорода, Саратова и Ставрополя.
"На сегодняшний день в мире широко распространена бизнес-модель холдингов, когда крупная авиакомпания переводит собственное техническое подразделение в отдельную структуру. Та, в свою очередь, не только специализируется на техобслуживании воздушного флота материнской компании, но и оказывает услуги для сторонних авиаперевозчиков, принося дополнительный доход холдингу. При этом "дочерний" аутсорсинг ТОиР позволяет авиакомпании значительно сократить расходы на эти услуги. В свою очередь технический провайдер за счет обширных возможностей обслуживания — в том числе внешних заказчиков — обеспечивает постоянную загрузку инженерно-технического персонала и поддерживает собственную систему качества на уровне всех требований имеющейся сертификации, а также обладает большими возможностями для расширения сертификационных опций по оказываемым услугам", — отметил Михаил Коробович, гендиректор "А-Техникс".
Наработанный десятилетиями опыт, сформированная система контроля качества ТО ВС, профессионализм инженерно-технического персонала и обширная материальная база позволяют "Аэрофлоту" успешно и своевременно выполнять задачи обеспечения безопасности и регулярности полетов и развиваться с учетом новых реалий.
ТО, ЧТО НЕВОЗМОЖНО АННУЛИРОВАТЬ
Необходимо отметить, что вплоть до момента перевода флота судов иностранного производства в российскую юрисдикцию деятельность "А-Техникс" тщательно проверялась международными организациями, в том числе Европейским агентством по безопасности авиаперевозок (EASA). Не так давно, в феврале 2022 года, базы "А-Техникс" успешно прошли плановый аудит EASA. В очередной раз выдав на основании всесторонней проверки свое одобрение сроком на один год, европейские авиационные власти подтвердили компетенции российской компании и ее соответствие международным требованиям.
Провайдер прошел аудит, охватывающий в совокупности всю производственную деятельность по всем точкам базирования. Была проверена работа подразделений, профессиональная компетенция персонала и документы организации. В ходе работы инспекторов не было выявлено ни одного несоответствия требованиям сертификата Part-145.
Также в рамках аудита "А-Техникс" получил допуск на выполнение работ по кадмированию — нанесению тонкого слоя кадмия в качестве антикоррозийного покрытия на металлические детали воздушного судна. Для выполнения этих работ было закуплено специальное оборудование и проведено обучение инженерно-технического персонала.
Успешное прохождение очередного аудита EASA является свидетельством высокого уровня соответствия "А-Техникс" самым строгим требованиям безопасности в области выполнения технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Прошедшая процедура подтверждения сертификата стала уже седьмой с момента основания компании. Каждый раз "А-Техникс" демонстрировал высокий профессиональный уровень персонала и оснащенность материальной базы, позволяя продолжать стабильное развитие.
Первый сертификат одобрения Part-145 от Европейского агентства по безопасности авиаперевозок "А-Техникс" получил в марте 2016 года, последовательно расширяя его как по типам воздушных судов, так и по глубине выполнения форм технического обслуживания. Провайдер имел право выполнять весь спектр ТО на самолетах Boeing 777, Boeing 747, Boeing 737NG и Airbus A320 с европейской регистрацией — от оперативного технического обслуживания до тяжелых форм C-check.
Кроме того, для выполнения ТО на самолетах с бермудской регистрацией компания имела сертификат BCAA (Bermuda Civil Aviation Authorities) OTAR Part-145 Option 2. В декабре 2021 года "А-Техникс" расширил свой сертификат в части выполнения периодических форм обслуживания на самолете Airbus A350 до 1B-check включительно.
РАЗВИТИЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
В марте 2022 года "А-Техникс" получил разрешение Росавиации на выполнение техобслуживания самолетов западного производства с российской регистрацией. Разрешение выдано на основании всестороннего аудита Росавиации по расширению сертификата ФАП-285 для выполнения технического обслуживания самолетов Boeing и Airbus.
Впервые сертификат ФАП-285 "А-Техникс" получил в 2018 году для выполнения технического обслуживания отечественных воздушных судов Superjet 100. Расширенный сертификат позволяет выполнять оперативное и периодическое техническое обслуживание воздушных судов западного производства, зарегистрированных в российском реестре, и обеспечивать ПЛГ всего парка авиакомпаний Группы "Аэрофлот": Boeing 737NG, В777, В747-400, семейства Airbus A320 и Airbus A350. Уже в мае "А-Техникс" также получил разрешение Росавиации осуществлять глубокие формы техобслуживания Airbus A330 в дополнение к имеющемуся разрешению на проведение оперативного ТО самолетов этого типа.
"В "А-Техникс" выстроена совершено четкая и прозрачная система гарантии и контроля качества, которая позволяет осуществлять строгий надзор за всеми работами в рамках технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Эта система выстраивалась все предыдущие годы и не раз подтверждала свою высокую эффективность успешным прохождением регулярных аудитов как со стороны российских, так и со стороны зарубежных авиационных властей. Для стабильного поддержания летной годности воздушного флота Группы у "А-Техникс" есть все необходимое: высококвалифицированный персонал, богатый опыт, глубокие знания имеющейся авиационной техники и необходимое оборудование", — заверил Михаил Коробович.
Компания продолжает активно развивать и наращивать свои компетенции. В мае ЛСТО в Сочи получила допуск Росавиации на выполнение ТО семейства A320 с двигателями V2500 производства компании IAE. Таким образом, станция сможет предлагать соответствующие услуги сторонним заказчикам, так как на всех самолетах семейства A320 Группы "Аэрофлот" установлены двигатели CFM56 разработки CFM International (допуск на выполнение ТО на самолетах с такими двигателями был получен ранее).
В рамках обновленного сертификата провайдер будет обеспечивать регламентное обслуживание самолетов данного типа вплоть до weekly check (еженедельный технический осмотр), включая техническую поддержку прилета и вылета ВС, устранение дефектов, полное инженерное сопровождение требуемого ТО, необходимые работы по выполнению директив летной годности, структурных ремонтов воздушных судов и т. д.
Уже в июне сочинская ЛСТО добавила к списку обслуживаемых самолетов Boeing 747-400. С наступлением пикового летнего сезона в рамках расширенного сертификата ФАП-285 организация успешно обеспечивает в южном аэропорту регламентное обслуживание самолетов данного типа, включая daily check и устранение дефектов.
ОТ ОБСЛУЖИВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ
Получив сертификаты Росавиации на выполнение техобслуживания самолетов иностранного производства, зарегистрированных в российском реестре, Группа "Аэрофлот" и ее провайдер ТОиР могут выполнять ТО и восстановление более 1 тыс. компонентов. Но современные условия требуют освоения новых компетенций: производства компонентов.
В июне "А-Техникс" получил одобрение российских авиационных властей на разработку документации для изготовления ряда компонентов на любые типы воздушных судов как российского, так и западного производства.
Компания прошла аудит Росавиации для получения сертификата ФАП-21, раздел J, и в рамках полученного одобрения будет выполнять разработку документации для производства и модификации компонентов буфетно-кухонного оборудования, пассажирского салона, кабины экипажа, аварийно-спасательного оборудования, изоляции, облицовки и т. п.
Производство этих деталей будет осуществляться как совместно с организациями-партнерами, которые будут иметь сертификат ФАП-21, раздел G (сертификат производителя), или под системой качества "А-Техникс", так и самостоятельно в соответствии с сертификатом ФАП-285.
Для реализации данного проекта в "А-Техникс" была подготовлена материальная база и сформировано два новых подразделения: конструкторский отдел и отдел по сертификации авиационной техники, в состав которых были включены специалисты, обладающие наибольшим опытом.
"Получение сертификата ФАП-21 является важным этапом в последовательном развитии компании и расширении наших компетенций по выполнению технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Это не только новые возможности, но и решение актуальных вопросов собственного производства ряда компонентов в условиях санкций", — отметил Михаил Коробович.
Кроме того, по итогам аудита провайдер получил разрешение на открытие участка ремонта пассажирских кресел в рамках ангарного комплекса в аэропорту Шереметьево. Новое подразделение будет выполнять капитальный ремонт пассажирских кресел и замену их неисправных компонентов. Ранее ремонт кресел западного производства осуществлялся в специализированных организациях за рубежом.
"А-Техникс" внедряет инновационный проект мобильного приложения для контроля качества выполнения техобслуживания ВС
Для усиления системы качества и повышения степени автоматизации работ в апреле "А-Техникс" приступил к внедрению инновационного проекта мобильного приложения для контроля и фиксации качества выполненных работ своим персоналом. Новый ресурс разработан собственными силами IT-специалистов с целью создания единой системы автоматизированного сбора и обработки данных, полученных в результате проведения контроля качества выполненных работ.
Приложение устанавливается на рабочие планшеты сотрудников и позволяет оперативно контролировать выполнение регламентных работ при обслуживании авиационной техники, знание правил эксплуатации авиационной техники специалистами, наличие судовой и пономерной документации воздушных судов, техническое состояние спецтранспорта, используемое оборудование и инструмент, наличие, сроки действия и соответствие сертификатов инженерно-технического персонала. Также новый ресурс позволяет осуществлять оперативное информирование руководителей и заинтересованных лиц о результатах проведения проверок.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators