Российские авиакомпании сократили парк иномарок на 9%

ATO.ru — С конца 2022 года российские авиакомпании вывели из эксплуатации 9% пассажирских самолетов западного производства. Это следует из данных реестра эксплуатантов и воздушных судов, которые публикует Росавиация.
Редакция ATO.ru сравнила количество самолетов из реестров ведомства, опубликованных в декабре 2022 года и апреле 2025-го. Учитывались только пассажирские самолеты 20 крупнейших авиакомпаний, которые по итогам 2021 года перевезли 97% авиапассажиров в стране. Это был последний год, когда Росавиация публиковала подробные рейтинги авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров.
По состоянию на апрель 2025 года в сертификатах эксплуатанта крупнейших российских авиакомпаний числилось 575 самолетов западного производства. Это на 54 воздушных судна меньше, чем в конце 2022 года.
Парк иностранных ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.
| Тип ВС | 15.12.2022 | 11.04.2025 | Изменения, кол-во ВС | Изменения, % | 
| A319 | 32 | 33 | 1 | 3 | 
| A320ceo | 109 | 103 | –6 | –6 | 
| A320neo | 42 | 35 | –7 | –17 | 
| A321ceo | 64 | 60 | –4 | –6 | 
| A321neo | 21 | 13 | –8 | –38 | 
| A330 | 17 | 17 | ||
| A350 | 7 | 7 | ||
| 15 | 14 | –1 | –7 | |
| B-737CL | 25 | 25 | ||
| B-737NG | 171 | 169 | –2 | –1 | 
| B-747 | 9 | 2 | –7 | –78 | 
| B-757 | 14 | 9 | –5 | –36 | 
| B-767 | 20 | 10 | –10 | –50 | 
| B-777 | 38 | 38 | ||
| CRJ | 10 | 10 | ||
| DHC-6 | 3 | 2 | –1 | –33 | 
| DHC-8 | 11 | 9 | –2 | –18 | 
| E170.190 | 21 | 19 | –2 | –10 | 
| ИТОГО | 629 | 575 | –54 | –9 | 
Источник: Росавиация.
Больше всего было выведено самолетов устаревших моделей — широкофюзеляжных Boeing 747 (–78% парка) и 767 (–50%), узкофюзеляжных Boeing 757 (–36%), а также узкофюзеляжных авиалайнеров нового поколения A321neo (–38%).
Первое связано с почти полным выводом из эксплуатации Boeing 747 их единственным оператором — авиакомпанией "Россия" и уходом с рынка чартерного перевозчика Royal Flight, в парке которого были Boeing 757 и 767.

Сокращение парка A321neo коснулось только авиакомпании S7, которая единственной в России эксплуатировала эти самолеты с проблемными двигателями PW1100G. Она вывела из сертификата все восемь таких самолетов и еще шесть машин укороченной версии A320neo. Однако авиакомпания компенсировала эти потери добавлением самолетов семейства Airbus A320 предыдущего поколения, поэтому общее сокращение парка составило только 8%.
Из-за введенных санкций с 2022 года российские авиакомпании не могут ввозить новые западные самолеты, а также рассчитывать на услуги западных авиапроизводителей и провайдеров услуг для поставки запчастей и ремонта своих воздушных судов.
С учетом самолетов российского и советского производства крупнейшие перевозчики эксплуатировали в апреле 748 самолетов, что всего на 6% меньше, чем два с половиной года назад.
Парк ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.
| Авиакомпания | 15.12.2022 | 11.04.2025 | Изменения, кол-во ВС | Изменения, % | 
| Royal Flight (закрылась) | 10 | –10 | –100 | |
| "Икар" | 8 | 6 | –2 | –25 | 
| "Якутия" | 9 | 7 | –2 | –22 | 
| АТК "Ямал" | 28 | 22 | –6 | –21 | 
| Azur Air | 22 | 18 | –4 | –18 | 
| "Аврора" | 20 | 18 | –2 | –10 | 
| "Россия" | 131 | 119 | –12 | –9 | 
| S7 | 97 | 89 | –8 | –8 | 
| "Уральские авиалинии" | 52 | 49 | –3 | –6 | 
| "Аэрофлот" | 175 | 169 | –6 | –3 | 
| "ЮТэйр" | 61 | 59 | –2 | –3 | 
| "Алроса" | 12 | 12 | ||
| Nordwind | 27 | 27 | ||
| Smartavia | 13 | 13 | ||
| NordStar | 9 | 9 | ||
| "РусЛайн" | 7 | 7 | ||
| "Победа" | 41 | 42 | 1 | 2 | 
| Red Wings | 24 | 27 | 3 | 13 | 
| "Азимут" | 17 | 20 | 3 | 18 | 
| "ИрАэро" | 29 | 35 | 6 | 21 | 
| ИТОГО | 792 | 748 | –44 | –6 | 
Источник: Росавиация.
За исключением ушедшей Royal Flight, больше всего в процентном соотношении потеряли авиакомпании с небольшими парками: "Икар" (–25%; вывела два Embraer 190), "Якутия" (–22%; один Boeing 737 и два DHC-8) и "Ямал" (–21%; пять A320/321 и один SSJ 100).
У пяти перевозчиков — "Алросы" Nordwind, Smartavia, NordStar и "РусЛайна" — количество самолетов в сертификатах не поменялось.

Смогли нарастить парк только те авиакомпании, которые рассчитывали на самолеты российского/советского производства. "ИрАэро" добавила в сертификат шесть турбовинтовых Ан-24/26, увеличив парк на 21%. Парк эксплуатанта SSJ 100 — авиакомпании "Азимут" вырос на 18% за счет получения трех машин этого типа. Red Wings (+13%) вывела из сертификата два A320ceo, но получила четыре SSJ 100 и один Ту-204. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Russian airlines’ traffic drops two per cent so far in 2025
- Ural Airlines’ operational performance affected by A320neo groundings
- Volga-Dnepr Group founder warns the company may be nationalized
- Aeroflot revenue grew 10 per cent during first half of the year
- Russian airlines’ January through July traffic and RPKs decline
- Aeroflot Bonus members can now access the full range of services
- A manufacturing defect has been discovered in Superjet 100 aircraft
- Aeroflot posts 107.8 billion roubles 1H net profit
 
                








 
           
          