Российские авиакомпании сократили парк иномарок на 9%

ATO.ru — С конца 2022 года российские авиакомпании вывели из эксплуатации 9% пассажирских самолетов западного производства. Это следует из данных реестра эксплуатантов и воздушных судов, которые публикует Росавиация.
Редакция ATO.ru сравнила количество самолетов из реестров ведомства, опубликованных в декабре 2022 года и апреле 2025-го. Учитывались только пассажирские самолеты 20 крупнейших авиакомпаний, которые по итогам 2021 года перевезли 97% авиапассажиров в стране. Это был последний год, когда Росавиация публиковала подробные рейтинги авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров.
По состоянию на апрель 2025 года в сертификатах эксплуатанта крупнейших российских авиакомпаний числилось 575 самолетов западного производства. Это на 54 воздушных судна меньше, чем в конце 2022 года.
Парк иностранных ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.
| 
			 Тип ВС  | 
			
			 15.12.2022  | 
			
			 11.04.2025  | 
			
			 Изменения, кол-во ВС  | 
			
			 Изменения, %  | 
		
| 
			 A319  | 
			
			 32  | 
			
			 33  | 
			
			 1  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 A320ceo  | 
			
			 109  | 
			
			 103  | 
			
			 –6  | 
			
			 –6  | 
		
| 
			 A320neo  | 
			
			 42  | 
			
			 35  | 
			
			 –7  | 
			
			 –17  | 
		
| 
			 A321ceo  | 
			
			 64  | 
			
			 60  | 
			
			 –4  | 
			
			 –6  | 
		
| 
			 A321neo  | 
			
			 21  | 
			
			 13  | 
			
			 –8  | 
			
			 –38  | 
		
| 
			 A330  | 
			
			 17  | 
			
			 17  | 
			||
| 
			 A350  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			||
| 
			 15  | 
			
			 14  | 
			
			 –1  | 
			
			 –7  | 
		|
| 
			 B-737CL  | 
			
			 25  | 
			
			 25  | 
			||
| 
			 B-737NG  | 
			
			 171  | 
			
			 169  | 
			
			 –2  | 
			
			 –1  | 
		
| 
			 B-747  | 
			
			 9  | 
			
			 2  | 
			
			 –7  | 
			
			 –78  | 
		
| 
			 B-757  | 
			
			 14  | 
			
			 9  | 
			
			 –5  | 
			
			 –36  | 
		
| 
			 B-767  | 
			
			 20  | 
			
			 10  | 
			
			 –10  | 
			
			 –50  | 
		
| 
			 B-777  | 
			
			 38  | 
			
			 38  | 
			||
| 
			 CRJ  | 
			
			 10  | 
			
			 10  | 
			||
| 
			 DHC-6  | 
			
			 3  | 
			
			 2  | 
			
			 –1  | 
			
			 –33  | 
		
| 
			 DHC-8  | 
			
			 11  | 
			
			 9  | 
			
			 –2  | 
			
			 –18  | 
		
| 
			 E170.190  | 
			
			 21  | 
			
			 19  | 
			
			 –2  | 
			
			 –10  | 
		
| 
			 ИТОГО  | 
			
			 629  | 
			
			 575  | 
			
			 –54  | 
			
			 –9  | 
		
Источник: Росавиация.
Больше всего было выведено самолетов устаревших моделей — широкофюзеляжных Boeing 747 (–78% парка) и 767 (–50%), узкофюзеляжных Boeing 757 (–36%), а также узкофюзеляжных авиалайнеров нового поколения A321neo (–38%).
Первое связано с почти полным выводом из эксплуатации Boeing 747 их единственным оператором — авиакомпанией "Россия" и уходом с рынка чартерного перевозчика Royal Flight, в парке которого были Boeing 757 и 767.

Сокращение парка A321neo коснулось только авиакомпании S7, которая единственной в России эксплуатировала эти самолеты с проблемными двигателями PW1100G. Она вывела из сертификата все восемь таких самолетов и еще шесть машин укороченной версии A320neo. Однако авиакомпания компенсировала эти потери добавлением самолетов семейства Airbus A320 предыдущего поколения, поэтому общее сокращение парка составило только 8%.
Из-за введенных санкций с 2022 года российские авиакомпании не могут ввозить новые западные самолеты, а также рассчитывать на услуги западных авиапроизводителей и провайдеров услуг для поставки запчастей и ремонта своих воздушных судов.
С учетом самолетов российского и советского производства крупнейшие перевозчики эксплуатировали в апреле 748 самолетов, что всего на 6% меньше, чем два с половиной года назад.
Парк ВС 20 крупнейших авиакомпаний России, 2022–2024 гг.
| 
			 Авиакомпания  | 
			
			 15.12.2022  | 
			
			 11.04.2025  | 
			
			 Изменения, кол-во ВС  | 
			
			 Изменения, %  | 
		
| 
			 Royal Flight (закрылась)  | 
			
			 10  | 
			
			 –10  | 
			
			 –100  | 
		|
| 
			 "Икар"  | 
			
			 8  | 
			
			 6  | 
			
			 –2  | 
			
			 –25  | 
		
| 
			 "Якутия"  | 
			
			 9  | 
			
			 7  | 
			
			 –2  | 
			
			 –22  | 
		
| 
			 АТК "Ямал"  | 
			
			 28  | 
			
			 22  | 
			
			 –6  | 
			
			 –21  | 
		
| 
			 Azur Air  | 
			
			 22  | 
			
			 18  | 
			
			 –4  | 
			
			 –18  | 
		
| 
			 "Аврора"  | 
			
			 20  | 
			
			 18  | 
			
			 –2  | 
			
			 –10  | 
		
| 
			 "Россия"  | 
			
			 131  | 
			
			 119  | 
			
			 –12  | 
			
			 –9  | 
		
| 
			 S7  | 
			
			 97  | 
			
			 89  | 
			
			 –8  | 
			
			 –8  | 
		
| 
			 "Уральские авиалинии"  | 
			
			 52  | 
			
			 49  | 
			
			 –3  | 
			
			 –6  | 
		
| 
			 "Аэрофлот"  | 
			
			 175  | 
			
			 169  | 
			
			 –6  | 
			
			 –3  | 
		
| 
			 "ЮТэйр"  | 
			
			 61  | 
			
			 59  | 
			
			 –2  | 
			
			 –3  | 
		
| 
			 "Алроса"  | 
			
			 12  | 
			
			 12  | 
			||
| 
			 Nordwind  | 
			
			 27  | 
			
			 27  | 
			||
| 
			 Smartavia  | 
			
			 13  | 
			
			 13  | 
			||
| 
			 NordStar  | 
			
			 9  | 
			
			 9  | 
			||
| 
			 "РусЛайн"  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			||
| 
			 "Победа"  | 
			
			 41  | 
			
			 42  | 
			
			 1  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Red Wings  | 
			
			 24  | 
			
			 27  | 
			
			 3  | 
			
			 13  | 
		
| 
			 "Азимут"  | 
			
			 17  | 
			
			 20  | 
			
			 3  | 
			
			 18  | 
		
| 
			 "ИрАэро"  | 
			
			 29  | 
			
			 35  | 
			
			 6  | 
			
			 21  | 
		
| 
			 ИТОГО  | 
			
			 792  | 
			
			 748  | 
			
			 –44  | 
			
			 –6  | 
		
Источник: Росавиация.
За исключением ушедшей Royal Flight, больше всего в процентном соотношении потеряли авиакомпании с небольшими парками: "Икар" (–25%; вывела два Embraer 190), "Якутия" (–22%; один Boeing 737 и два DHC-8) и "Ямал" (–21%; пять A320/321 и один SSJ 100).
У пяти перевозчиков — "Алросы" Nordwind, Smartavia, NordStar и "РусЛайна" — количество самолетов в сертификатах не поменялось.

Смогли нарастить парк только те авиакомпании, которые рассчитывали на самолеты российского/советского производства. "ИрАэро" добавила в сертификат шесть турбовинтовых Ан-24/26, увеличив парк на 21%. Парк эксплуатанта SSJ 100 — авиакомпании "Азимут" вырос на 18% за счет получения трех машин этого типа. Red Wings (+13%) вывела из сертификата два A320ceo, но получила четыре SSJ 100 и один Ту-204. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
 
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Russian airlines’ traffic drops two per cent so far in 2025
 - Ural Airlines’ operational performance affected by A320neo groundings
 - Volga-Dnepr Group founder warns the company may be nationalized
 - Aeroflot revenue grew 10 per cent during first half of the year
 - Russian airlines’ January through July traffic and RPKs decline
 - Aeroflot Bonus members can now access the full range of services
 - A manufacturing defect has been discovered in Superjet 100 aircraft
 - Aeroflot posts 107.8 billion roubles 1H net profit
 
                







