Самые эксплуатируемые

Что можно почерпнуть из летнего расписания "Аэрофлота"

Сообщая о переходе на летнее расписание, представители ведущего российского перевозчика обнародовали некоторые статистические подробности, анализ которых позволяет лучше понять, как авиакомпания использует свой парк и почему она заявляет о необходимости пополнения его уже в этом году.
В таблице приведен список типов ВС, эксплуатируемых "Аэрофлотом", их количество в парке и число бортов, задействованных в расписании. Не стоит удивляться "полуторному" числу самолетов Boeing 777 - в течение летнего сезона, вероятно в августе, один из них должен быть возвращен лизингодателю. Кроме того, надо отметить, что самолеты Ту-214 находятся в парке ГТК "Россия" и эксплуатируются на линиях "Аэрофлота" по специальному соглашению (см. АТО № 57, стр. 10). Далее в таблице приведено количество парных рейсов (то есть полетов "туда" и "обратно"), запланированных на каждый тип ВС в летнем расписании "Аэрофлота".
Если взять сведения о вместимости самолетов, можно подсчитать максимальные провозные емкости (то есть суммарное количество кресел), которые авиакомпания отводит на каждый тип самолета. Столбец с данными о вместимости ВС требует пояснений. Во-первых, "Аэрофлот" эксплуатирует самолеты Ил-86 и Boeing 767 в двух разных компоновках пассажирских салонов, поэтому в таблице приведены усредненные цифры по этим типам. Во-вторых, можно поспорить о корректности суммирования числа кресел в первом, бизнес-классе и экономическом - точнее было бы сравнивать провозные емкости по разным классам обслуживания. Однако и упрощенная картина вполне наглядна.
Из таблицы видно, что суммарная провозная емкость "Аэрофлота" в летнюю навигацию, согласно его планам, составит порядка 6,5 млн кресел (пассажир, слетавший "туда" и "обратно", в статистике засчитывается как два разных пассажира). Поскольку средний коэффициент занятости кресел у авиакомпании достигает 75%, фактически будет перевезено около 4,9 млн пасс.

На диаграмме 1 представлено распределение провозных емкостей по типам ВС в "Аэрофлоте". Выходит, что основной "рабочей лошадкой" авиакомпании является самолет Ту-154М: на его долю приходится 36% перевозок. На втором месте - Airbus A319. Доля A319 вместе с Ту-154М составляет 48% провозной емкости, то есть на самолеты вместимостью около 120 чел. (у аэрофлотовских Ту-154М особая компоновка пассажирского салона) приходится почти половина провозной емкости компании. Широкофюзеляжный Ил-86 занял третье место, исключительно благодаря своей большой пассажировместимости - для этого типа ВС запланировано всего 968 рейсов, тогда как у оставшегося позади него А320 их насчитывается 2387, а у Ту-134 - 3373 рейса.
Имеющиеся данные позволяют также оценить "персональный" вклад каждого экземпляра ВС в провозную емкость парка авиакомпании. Посмотрим, какое суммарное количество мест, предлагаемых к перевозке, приходится на один самолет каждого типа. Для большей наглядности разделим парк на узко- и широкофюзеляжные машины. Кроме того, опустим данные для самолета Ил-62 ввиду их незначительности.
На диаграмме 2 показана удельная провозная емкость широкофюзеляжных ВС для состава самолетов, задействованного в расписании (синие столбцы) и для списочного состава (красные столбцы). По данным расписания первое место с хорошим отрывом занимает Ил-86, однако в пересчете на общую численность этого типа в парке (из 12 ВС задействовано только 5) он сразу откатывается на последнее место. Можно отметить, что интенсивность использования самолета Ил-96 находится вполне на уровне западных лайнеров со сравнимым количеством кресел. Максимальная интенсивность эксплуатации по списочному составу приходится на Boeing 767.
Аналогичное распределение для узкофюзеляжных ВС показано на диаграмме 3. По высоте синих столбцов можно судить о том, что вклад Ту-154М лежит на уровне вкладов A319 и A320, то есть интенсивность их эксплуатации примерно одинаковая. A321 вырывается вперед за счет большего количества кресел, а Ту-134 отстает из-за меньшей вместимости. Ту-214 занимает последнее место по причине меньшего числа полетов.
Учет списочной численности парка вносит существенные поправки. Ту-134 перемещается на последнее место, поскольку из 15 самолетов в расписании задействовано только 8 (остальные, вероятно, в ремонте, на продлении ресурса и в резерве). Ту-154М теперь тоже отстает от A319 и A320 (корректировка величины для A320, видимо, связана с тем, что один борт ставится в резерв). В целом по списочному составу наибольшая интенсивность использования приходится на лайнеры A321.
Как следует из таблицы, самолеты семейства A320 ежедневно совершают практически по два парных рейса (четыре полета), а дальнемагистральные Boeing 767 - по одному рейсу (два полета), поэтому возможностей для дальнейшего увеличения интенсивности их эксплуатации не слишком много. Так что для достижения запланированного на этот год 20%-ного роста объема перевозок "Аэрофлоту" понадобятся дополнительные ВС. Неудивительно, что компания недавно объявила о привлечении кредитов для приобретения (с уплатой пошлин и налогов) на вторичном рынке в лизинг 5-7 машин семейства A320 и двух Boeing 767. Еще из табличных данных видно: абсолютным лидером по числу ежедневных рейсов выступает 68-местный Ту-134, а это лишний раз подчеркивает острую нужду "Аэрофлота" в современном региональном самолете.
МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОВОЗНАЯ ЕМКОСТЬ ПО ЛЕТНЕМУ РАСПИСАНИЮ "АЭРОФЛОТА"
Тип ВС
Количество ВС в парке
Количество ВС в расписании
Число парных рейсов
Среднее число рейсов на 1 ВС в день
Вместимость ВС, кресла
Максимальная провозная емкость, кресла
Ту-154М
28
23
9386
1,94
126
2365272
Ту-134
15
8
3906
2,33
68
782536
Ил-86
12
5
968
0,92
330**
638880
Ил-96-300
6
5
950
0,90
231
620620
Boeing 767
6
6
1186
0,94
205**
531216
Boeing 777
1,5*
1
178
0,85
293
486260
Airbus A319
8
8
3373
2,01
116
438900
Airbus A320
7
6
2387
1,89
130
366860
Airbus A321
3
3
1079
1,71
170
125388
Airbus A310
1
1
186
0,89
188
104308
Ту-214
3***
2
387
0,92
162
69936
Ил-62М
1
1
15
0,07
138
4140
DC-10
4
4
1209
 
 
 
Итого
96
73
 
 
 
6534316
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№184 ноябрь 2017

Календарь ATO Events

Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.