Серьезный бизнес развлечений

Майкл ТАВЕРНА, Ирвин, Сиэтл и Париж
Менее чем за десятилетие продуктовый ряд систем развлечений на борту (IFE, In Flight Entertainment) эволюционировал из сборной солянки аудиовидеоустройств, встроенных в спинку кресла или смонтированных в салоне, в семейство интегрированных решений, предоставляющих разнообразный видеоконтент и высокоскоростной доступ в Интернет на основе спутниковых технологий. Объем рынка производства и обслуживания IFE в настоящее время составляет порядка 1,7 млрд долл. в год и растет на 8-10% ежегодно, согласно оценкам консалтингового агентства Frost & Sullivan.
Огромный спрос на системы спутниковой связи стал стимулом для создания ряда решений компании Thales, объединенных под названием TopSeries, которые легли в основу новых комплексных сервисов телефонии, электронной почты и передачи мгновенных сообщений, предлагаемых Airbus (проект OnAir), а также спутникового телевидения на борту индийской авиакомпании Kingfisher Airlines.
С 1999 г., когда Thales приобрела этот бизнес у британской BE Aerospace, французская компания стала вторым по величине поставщиком IFE после Panasonic. По утверждению руководства Thales, компания уже сейчас занимает 40% этого рынка, а в течение трех лет рассчитывает довести свою долю до 50%. Для достижения этой цели производитель намерен решить главные проблемы IFE-систем: снизить вес, энергопотребление и стоимость. На сегодня это самые дорогие системы коммерческого лайнера после силовых установок, а по количеству потребляемой энергии они занимают второе место.
Руководители Thales избрали довольно агрессивную стратегию завоевания рынка. И по авионике, и по IFE компания активно работает не только со своим традиционным заказчиком, Airbus, но также с Boeing и с другими производителями ВС, в том числе региональных турбовинтовых самолетов и бизнес-джетов. Именно Thales избрана в качестве поставщика генераторов, системы управления полетом, освещения салона, резервной системы отображения полетной информации и тренажеров для Boeing 787. Что касается IFE, то на сегодня 75% заказов этих систем для оснащения 787-х приходится на Thales. По словам вице-президента Thales по развитию сотрудничества с Boeing Серджио фон Борри, от продажи каждого 787-го его компания будет получать прибыль в размере 2 млн долл. или свыше 4 млн долл. в случае установка IFE. Недавно французская компания построила новый производственный комплекс площадью 6 тыс. м2 недалеко от штаб-кваритиры и производства Boeing в Сиэтле.
В настоящее время Thales расширяет сеть центров технической поддержки и обслуживания по всему миру, а также работает над внедрением технологий дизайна, упрощающего процессы ТО компонентов. Эта стратегия призвана реализовать амбиции компании конкурировать с такими гигантами рынка, как Honeywell и Rockwell Collins по всем системам самолета и по оснащению всех типов ВС. Одним из условий является обеспечение равного с ними уровня глобальной поддержки заказчиков, в чем пока Thales не может сравниться с конкурентами. Здесь, опять же, основным стимулом стала работа по IFE, в результате которой компания начала активно взаимодействовать напрямую с заказчиками-авиакомпаниями.
"Даже частичный или временный выход из строя систем IFE, в результате которого они становятся недоступны, непозволителен", — говорит Гари Джоунз, вице-президент департамента IFE предприятия Aerospace Services Worldwide (ASW), созданного Thales в 2004 г. с целью предоставить заказчикам единый координационный центр по всем вопросам, связанным с обслуживанием авионики и систем самолетов. В настоящий момент штат предприятия насчитывает 1300 чел., треть из которых работают в США.
ASW отвечает за организацию сети круглосуточных центров периодического обслуживания, ремонта и замены запасных частей. К концу года будут функционировать 27 станций, а в 2008 г. их число должно увеличиться до 40. Одна из станций расположена непосредственно в Сиэтле и ориентирована на обслуживание крупнейшего клиента — Boeing. Среднее время ремонта составляет менее двух с половиной недель, и в ближайшем будущем должно сократиться до девяти дней. ASW также ввела практику региональных и международных конференций пользователей систем Thales.
Однако критичное звено цепи, по словам Джоунза, это проектирование, учитывающее требования надежности и простоты обслуживания. В отличие от ранних систем в основу новой серии IFE-изделий TopSeries заложены проверенные временем технологии офисной и бытовой электроники, основанные на модульной архитектуре, поэтому они заведомо более устойчивы к поломкам. Большое внимание уделяется минимизации составных частей. Поскольку уровень надежности внутренних компонентов самих систем достигает 99,99%, на первый план выходит проблема надежности и долговечности интерфейсных систем (мониторов и пультов управления), с которыми имеют дело пассажиры, подвергающие их настоящим испытаниям.
Кроме того, комплекс позволяет экипажу производить мониторинг состояния систем после каждой посадки, таким образом предоставляя информацию о возможных предстоящих отказах. Система способна осуществлять диагностику в режиме реального времени, но пока этому препятствует авиационное законодательство. Новый центр обслуживания авиакомпаний в Калифорнии предлагает заказчикам возможность получать сводную информацию о состоянии систем IFE на всем парке перевозчика. Такой услугой уже пользуются шесть клиентов из числа авиакомпаний.
Всего в создание системы технической поддержки и обеспечение надежности поставляемых систем IFE производитель вложил более 150 млн долл. "Бизнес систем развлечений на борту — не для робких сердцем", — комментирует один из топ-менеджеров компании, намекая на недавнее решение фирмы Collins переориентировать свою деятельность по продажам IFE на рынок деловой авиации.
Aerospace Services Worldwide работает как коммерческое предприятие, что позволяет компании проводить собственную финансовую и инвестиционную политику. Важной мотивировкой расширения сети сервисных центров является стремление компании увеличить долю доходов, получаемых с рынка послепродажного обслуживания. На сегодня лишь порядка 70% изделий, выпускаемых Thales, обслуживаются и ремонтируются производителем. Задача руководства довести этот показатель до 85%, в основном за счет небольших авиакомпаний, которые смогут передать функции обслуживания и ремонта систем на аутсорсинг.
Thales также прилагает большие усилия к разработке программ комплексного обслуживания авионики под ключ и "по количеству летных часов", которые помогают перевозчикам отказаться от содержания собственного склада запчастей, сократить штат административных сотрудников и оптимизировать затраты. Восемь перевозчиков, среди которых будущие эксплуатанты Boeing 787, предпочли такие программы обслуживания.
В 2005 г. французская компания выступила инициатором создания совместного предприятия с Diehl Avionics, Liebherr Aerospace и Zodiac по продаже авионики, систем самолета и IFE через сервисные сети производителей, участвующих в СП. СП, получившее название OEMServices, сегодня предлагает оборудование для Airbus A380 и A320. Еще восемь поставщиков авионики и систем выразили согласие участвовать в совместных проектах.
OEMServices уже обслуживает двух эксплуатантов A320. Также был подписан контракт с Singapore Airlines, первым заказчиком A380, ведутся переговоры с другими авиакомпаниями. Еще одна инициатива Thales — предприятие SaveGIE, задача которого заключается в оперативной поставке запчастей в ситуациях вынужденного простоя ВС (AOG). В настоящий момент ведутся переговоры об интеграции этого проекта в планы технического обслуживания Boeing 787.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.