Широкополосный диапазон "без излишеств"

Ryanair оснащает парк своих самолетов оборудованием фирмы OnAir, которое обеспечивает пассажирам доступ к мобильной связи и коммуникаторам BlackBerry. Не имеющие такой возможности клиенты Connexion могут "поставить и на другую лошадь"

Майкл ТАВЕРНА, Париж
Вызвавший широкий резонанс заказ авиакомпании Ryanair на услуги мобильной связи фирмы OnAir, а также сообщение о проведении испытаний мобильной связи и спутникового телевидения на самолетах авиакомпаний Qantas и Qatar Airways свидетельствуют о том, что формируется рынок услуг по предоставлению бортовой телефонной и цифровой связи. Фирма Boeing, похоже, не успела вовремя среагировать на эту тенденцию.
Руководство Ryanair — компании, ставшей пионером воздушных перевозок "без излишеств", — заявило в конце августа о планах предоставления телефонной связи, средств отправки коротких текстовых сообщений и электронной почты пассажирам всех 200 ее самолетов Boeing 737, эксплуатируемых на европейских маршрутах. Такие услуги будут предоставляться с использованием сотовых телефонов или коммуникаторов BlackBerry/Treo с середины 2007 г. по ценам, соответствующим тарифам на международную сотовую связь. Но прежде необходимо получить одобрение соответствующих компетентных органов.
Установка антенн, бортового оборудования и программного обеспечения будет проведена непосредственно Ryanair. Оснащение первых 50 самолетов должно завершиться к концу 2007 г. О стоимости и сроках переоснащения всего парка пока не сообщается. Однако, по оценкам фирмы OnAir, оснащение одного самолета будет стоить более 100 тыс. долл., а общая сумма составит свыше 20 млн долл.
Гендиректор OnAir Джордж Купер отметил, что, в отличие от Air France, BMI и TAP Air Portugal, которые также планируют в следующем году предоставлять своим пассажирам услуги телефонной связи, Ryanair сразу реализует это на коммерческих рейсах, без предварительных испытаний. Широкополосные каналы спутниковой связи будут предоставлены фирмой Inmarsat, а наземные средства связи — Monaco Telecom, партнером OnAir в этой программе. Гендиректор Ryanair Майкл О'Лири считает, что это начинание принесет компании значительный доход в виде комиссионных с каждого соединения и позволит сохранить низкий уровень тарифов, удерживать который из-за высоких цен на топливо становится все труднее.
Одновременно с этим авиакомпания Qantas сообщила о проведении трехмесячных испытаний бортовой телефонной связи, обеспечиваемой фирмами AeroMobile и Inmarsat, на самолете Boeing 767, выполняющем рейсы на внутриавстралийских маршрутах. Qatar Airways объявила о внедрении прямой трансляции программ спутникового телевидения. На ее самолетах данная услуга будет предоставляться всем пассажирам на всех рейсах между городами Ближнего Востока и Европы. Мониторы Tailwind 560 фирмы Rockwell Collins установят в спинках впереди стоящих кресел. Пять самолетов Airbus 330 будут оснащены необходимым оборудованием в начале следующего года, а еще 14, в том числе первый в парке Qatar Airbus 340-600, — к концу года. В 2008 г. будет оснащено еще 10 самолетов.
Генеральный директор Qatar Акбар аль Бакир считает, что наличие телевизионного вещания на борту самолета следует рассматривать в качестве важного фактора, определяющего качество услуг, предоставляемых той или иной компанией.
Все эти примеры свидетельствуют, по-видимому, о правильности позиции многих операторов мобильной связи, включая OnAir. Она заключается в том, что имеется значительный спрос на вполне определенные виды связи, а не на дорогостоящие широкополосные каналы связи с высокой скоростью обработки данных, предлагаемые фирмой Connexion. В августе фирма Boeing приняла решение не пользоваться больше услугами Connexion, поскольку реальные результаты не соответствуют ожидавшимся.
"Технические решения не являлись отправной точкой нашего анализа рынка, а стали его результатом, — поясняет генеральный директор OnAir. — Нашей единственной уступкой современным технологиям стало использование коммуникаторов BlackBerry, технология которых претерпела в последнее время существенные изменения".
Г-н Купер отметил, что широкополосное оборудование связи фирмы OnAir, которое будет установлено в 2008 г. на борту самолетов А380, предназначенных для выполнения рейсов по маршрутам большой протяженности, обеспечивает доступ к коммуникаторам BlackBerry, чатам и интернет-почте, то есть к тому, чего нет в системе фирмы Connexion. По данным отчета, подготовленного OnAir к очередной конференции Всемирной ассоциации обеспечения досуга пассажиров авиакомпаний (WAEA), проходившей в конце сентября в Майами, до 40% пассажиров на рейсах большой продолжительности берут коммуникаторы BlackBerry с собой, а более 90% готовы платить за доступ к ним во время полета.
По словам Джорджа Купера, компания предлагала многим клиентам Connexion перейти на пользование услугами OnAir. Многочисленные переговоры по этому вопросу были проведены во время конференции WAEA. Правда, OnAir, как и другие операторы мобильной связи, пользующиеся аппаратурой L-диапазона Inmarsat, не сможет применить технологию передачи данных в Ku-диапазоне фирмы Connexion.
Пока не решен вопрос об оснащении оборудованием для мобильной связи новых самолетов фирмы Boeing, в том числе и тех, которые заказаны Ryanair в рамках ее долгосрочной программы развития. По словам г-на Купера, OnAir обратилась в связи с этим к фирме Boeing, но ответа пока не получила.
Авиакомпания Lufthansa — ведущая авиакомпания в программе фирмы Connexion — надеется и далее предоставлять пассажирам некоторые средства связи, правда четкого плана развития таких услуг еще нет. Компания ведет переговоры с несколькими потенциальными провайдерами, но называть их пока отказывается.
В статье использованы материалы Йенса ФЛОТТАУ, переданные из Франкфурта

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.