Системные противоречия в законе

В июне 2008 г. вступили в силу поправки к Воздушному кодексу, определяющие ответственность авиакомпании перед пассажирами, пострадавшими при авиационных катастрофах. Представители перевозчиков и страховых компаний убеждены, что при исполнении этого закона неизбежны ошибки, поскольку в самом документе содержится ряд неоднозначных положений. Глава департамента страхования и риск-менеджмента "Аэрофлота" Анатолий СЛЮСАРЬ рассказал о сложностях, связанных с реализацией нового закона

Проблемы можно разделить на две категории: первые связаны с вступлением в силу самого закона, вторые возникают на этапе его реализации. Первые ушли в прошлое, но я хотел бы о них напомнить. Закон, принятый в декабре и вступивший в силу 6 июня, предусматривает, что должны быть обязательные правила страхования, которые регламентируют порядок осуществления выплат. До сих пор этих правил нет. Федеральная служба страхового надзора официально разрешила страховым компаниям до выпуска правил обязательного страхования работать на основании правил добровольного страхования ответственности. Авиакомпаниям пришлось в свои договоры добровольного страхования ответственности перевозчика внести формулировки, разработанные вместе со страховщиками, которые максимально адаптировали существующие или вновь заключаемые договоры к требованиям новой редакции Воздушного кодекса. Если бы не гибкий подход авиаперевозчиков и страховщиков к выполнению норм нового закона, то проблема реализации требований последнего могла бы быть гораздо более существенной.

Теперь расскажу о том, с чем сталкиваются перевозчики уже на этапе выплат. Первая существенная проблема — это так называемые предварительные выплаты. Закон содержит формулировку, которая позволяет страховщикам выплатить некоторые суммы до определения размера вреда. Однако на практике данное положение нереализуемо. Предварительные выплаты должны быть произведены, но в момент, когда их нужно делать, слишком много неопределенностей как со списком погибших, так и с определением степени родства. Противоречия между новой редакцией Воздушного кодекса и действующим налоговым законодательством не позволяют страховщику осуществлять такого рода выплаты, поскольку в тот момент, когда их действительно нужно производить, для страховщиков еще нет требуемого документарного обоснования таких выплат. Однако необходимость подобных выплат сразу после происшествия очевидна. Это первое, а иногда и единственное, что могут сделать авиаперевозчики для пассажиров и их родственников в первые часы или дни после события. Тогда получается как обычно: платить на свой страх и риск. Хотя, конечно, это должно быть частью нормальной страховой программы и законодатель должен обеспечить юридическую возможность таких выплат, чего в новом законе нет.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.