Следующий шаг — первый полет

Boeing заявляет, что предсертификационное планирование поможет выдержать сроки поставок Boeing 787

Майкл МЭКХАМ, Эверетт, шт. Вашингтон
Сейчас, после того как новый самолет Boeing представлен широкой публике, компания планирует провести восьмимесячную программу летных испытаний Boeing 787-8, включающую в себя проверочно-демонстрационные полеты в Японию с участием стартового заказчика самолета — авиакомпании All Nippon Airways (ANA).
Майкл Бэр, вице-президент Boeing и генеральный менеджер программы Boeing 787, отмечает, что Федеральная авиационная администрация США (FAA) агностически настроена по отношению к тому, как самолет удовлетворяет регуляторным требованиям для получения сертификата типа. Чтобы уменьшить риски, Boeing заключил соглашение с FAA, регламентирующее, как компания еще до первого полета продемонстрирует соответствие самолета примерно 100 пунктам, вызывающим озабоченность агентства. По словам Бэра, предсертификационный список практически чист, что разительно отличается от прошлых программ, в ходе которых даже после первого полета оставались открытые вопросы. Это дает ему уверенность в успешном процессе летной сертификации. "Все делается быстрее, чем в ходе предыдущих программ", — отмечает Бэр.
Согласно графику Boeing намеревается получить сертификат типа для Boeing 787 на три месяца быстрее, чем предыдущий новый самолет компании — Boeing 777-200, который поступил в эксплуатацию в мае 1995 г.
В программе летных испытаний будут участвовать шесть Boeing 787-8, из которых четыре будут оснащены двигателями Rolls-Royce Trent 1000, заказанными ANA, и два — General Electric GEnx-1B.
Первый полет может состояться уже в конце августа, но Boeing уложится в запланированные сроки только в том случае, если летные испытания начнутся в конце сентября; хотя чем позже состоится первый полет, тем выше риски задержек в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Первый полет будет совершен с аэродрома в Эверетте, где расположено сборочное производство широкофюзеляжных машин Boeing, и продлится 3-4 ч, чтобы определить первоначальные характеристики управления самолетом. Последующие полеты будут, как обычно, выполняться с аэродрома Boeing в Сиэтле. "С точки зрения пилота самолет будет вести себя в воздухе очень похоже на Boeing 777", — утверждает Бэр. Для определения принципов управления полетом использовался Boeing 777-200, взятый в лизинг у American Airlines.
ANA ожидает, что первый испытываемый самолет для проверочно-демонстрационных полетов будет поставлен в Японию в конце марта или начале апреля следующего года. В правом кресле пилота будет находиться один из старших пилотов авиакомпании, в то время как командовать полетом будет капитан Boeing. По словам президента и исполнительного директора ANA Минео Ямамото, авиакомпания планирует получить свой первый Boeing 787-8 в конце мая.
Во время церемонии выкатки нового самолета, состоявшейся 8 июля, компания Boeing устроила празднование для своих поставщиков по всему миру. По спутниковой связи были видны лица японских работников в униформе компаний Fuji, Kawasaki и Mitsubishi, находящихся по ту сторону Тихого океана, за линией перемены дат, и говорящих "Доброе утро". В Гроттальи, Италия, сотрудники Alenia отмечали это событие поздно вечером. Праздник был устроен и в Южной Каролине, где расположена компания Global Aeronautica, и в Канзасе, где находится Spirit Aerosystems. 5000 сотрудников компании Goodrich и их семьи ели хот-доги и гамбургеры на первом за 15 лет общем собрании компании в Чула-Виста, шт. Калифорния.
На самой церемонии гости только два раза аплодировали стоя — помимо виновника торжества, самолета 787, такой почести удостоился и Минео Ямамото. Причина в том, что именно стартовый заказ ANA оказал серьезное влияние на развитие проекта. Старт новой программы пришелся на период серьезного упадка в отрасли, последовавшего за террористическими атаками 11 сентября 2001 г. К 2004 г. Boeing сократил количество рабочих мест почти на 46 тысяч. Когда ANA объявила о намерении приобрести новые самолеты, компания все еще продолжала сокращения.
Восстановление позиций началось в 2005 г., и началось, как всегда, благодаря рабочей лошадке — Boeing 737. Продажи новой модели Boeing 747-8 были успешны, и ввод в эксплуатацию серии Boeing 777-300ER/200LR большей вместимости прошел гладко. Но звездой стал Boeing 787.
С момента заказа авиакомпанией ANA 20 Boeing 787-3 малой дальности (которые должны быть поставлены в середине 2010 г.) и 30 стандартных Boeing 787-8 этот самолет пользовался ошеломляющим успехом. Нынешней весной, спустя всего три года с начала запуска программы, количество заказов от 43 заказчиков превысило 500 ВС. Ко дню выкатки это число возросло до 677 заказов от 46 клиентов. Один из крупнейших заказчиков, австралийская авиакомпания Qantas, планирует приобрести еще 20 Boeing 787. Таким образом, количество заказанных Qantas самолетов достигнет 115 с учетом различных опционов.
Чтобы рассмотреть программу Boeing 787 в перспективе, можно сравнить ее с двумя наиболее известными семействами самолетов в данном сегменте рынка. Компания Boeing получила 779 заказов на самолеты семейства Boeing 767, которое было запущено в июле 1978 г.; первый из них был поставлен в августе 1982 г.
Airbus предлагает два варианта A330, принадлежащего к тому же сегменту рынка, что и Boeing 787. A330-200, соответствующий Boeing 787-8, был запущен в ноябре 1995 г. и поставлен в апреле 1998 г. На июль 2007 г. число заказов на эту модель составляло 306. Более вместительный A330-300, соответствующий 787-9, был запущен в июне 1987 г., первые поставки осуществлены в декабре 1993 г., и количество заказов на этот самолет достигло 217.
Первый самолет ANA будет введен в эксплуатацию спустя примерно два месяца после поставки и изначально будет использоваться на ближнемагистральных местных и региональных маршрутах, из которых самый известный — маршрут в Пекин во время Олимпийских игр 2008 г. К концу 2009 г. ANA планирует получить 12 Boeing 787-8.
Ямамото планирует использовать гибкость Boeing 787-8 в отношении дальности полета до 14800-15700 км, применяя эти машины в сочетании с флотом Boeing 777-300ER на транстихоокеанских маршрутах. Но ему придется подождать.
Как и в случае с сертификацией Boeing 777, ожидается, что необходимое утверждение традиционно осторожным Бюро гражданской авиации Японии условий полетов повышенной дальности двухдвигательных воздушых судов (ETOPS) для Boeing 787 займет по меньшей мере 18 месяцев, после чего японские авиакомпании смогут использовать этот самолет на транстихоокеанских маршрутах.
Представитель Boeing заявляет, что типовая конструкция Boeing 787-8 позволяет осуществлять полеты по условиям ETOPS с удалением до 330 мин от ближайшего аэропорта, который в случае необходимости можно было бы использовать для вынужденной посадки. Тем не менее каждая авиакомпания должна самостоятельно решить, какие ограничения предложить своим регуляторным органам, исходя из предыдущего опыта полетов ETOPS и структуры маршрутов.
Производственные мощности для Boeing 787 загружены до 2014 г. заказами от текущих клиентов. По словам Бэра, новые покупатели могут ожидать получения Boeing 787 не ранее 2015 г. при условии, что объемы поставок останутся неизменными.
Клиенты, представленные Boeing в ходе церемонии выкатки, утверждают, что сгорают от нетерпения в ожидании нового самолета, который они называют жизненно важным для осуществления своих стратегий в области полетов большой дальности. Один из них, управляющий директор британской чартерной авиакомпании First Choice Крис Браун, признала, что немного нервничала, когда молодая авиакомпания разместила изначальный заказ на шесть самолетов (удвоив его с тех пор) в июне 2004 г. First Choice стала первым европейским заказчиком Boeing 787. "Теперь мы видим, что наши конкуренты даже не могут до него дотянуться", — говорит она.
Клиенты оказывают давление на Boeing, чтобы компания сделала еще больше. Авиакомпания Emirates, не заказавшая Boeing 787, но являющаяся крупным заказчиком Boeing 777, призывает компанию запустить Boeing 787-10 для замены 300-местного Boeing 777-200/200ER. В ходе церемонии выкатки исполнительный директор Qantas Джефф Диксон добавил свою авиакомпанию в список сторонников новой модели. "Мы хотим, чтобы Boeing разработала версию -10", — отметил он.
Boeing не сможет выпустить Boeing 787-10 до 2013 г., и нет еще уверенности, что именно необходимо создавать, так как характеристики семейства Airbus A350WXB определены слишком свободно, утверждает Бэр. A350 призван занять ту же нишу, что и самые вместительные самолеты семейства Boeing 787, а модель A350-1000 составит прямую конкуренцию 365-местному Boeing 777-300ER.
Boeing рассчитывает избежать глобальной переделки модели 787-9 для создания модели -10. Цель — разработка самолета, способного перевозить более 300 пасс. на расстояние около 14500 км. Но компания не планирует осуществлять крупномасштабные структурные модификации, такие как переход на шестиколесное шасси (вместо четырехколесного) или наращивание кессонов крыла. Более насущным вопросом является удовлетворение текущего спроса. Компания планирует поставить 112 самолетов в 2008-2009 гг. и выйти на пик производства в начале 2010 г. К выпуску 100-го самолета Boeing ожидает, что новая машина будет производиться каждые шесть дней. Следующая цель — выпускать самолет каждые три дня. Но когда она будет достигнута, пока неясно.
По мере того как Boeing планирует включить модели Boeing 787-3 и -9 в производственный процесс к 2010 г., компания ожидает, что новые производственные технологии окупят себя. "Мы на переднем крае решения задачи по применению композиционных материалов", — говорит Скотт Строд, вице-президент компании и глава производства Boeing 787. Он ожидает, что в последующие годы в ходе реализации программы Boeing 787 будут разработаны новые инструменты и найдены новые пути применения смол и укрепления композитных структур.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.