"Теперь мы системно ведем адаптацию базовых двигателей того или иного типоразмера"
Количество разработчиков вспомогательных газотурбинных двигателей в мире можно пересчитать по пальцам одной руки, и единственным их разработчиком в России является "Аэросила". О проектах этого предприятия из подмосковного Ступино Show Observer рассказал гендиректор ПАО "НПП “Аэросила”" Сергей Сухоросов.
Сергей Сухоросов,
ПАО "НПП “Аэросила”" ::
НПП "Аэросила"
— Сергей Юрьевич, в следующем году ваше предприятие отметит 80-летие. Какой путь НПП "Аэросила" прошло за эти годы?
— За эти годы имя "Аэросила" для слуха авиаспециалиста неразделимо связалось с созданием не только воздушных винтов и регуляторов для них, с чего предприятие начинало свою деятельность, но также и с разработкой вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД) и винтовых преобразователей для изменения стреловидности крыла сверхзвуковых самолетов. Надо сказать, что в отечественной практике принято разделять понятия ВГТД и ВСУ. Основой последней и является ВГТД, но помимо вспомогательного двигателя в ВСУ также входят другие компоненты, относящиеся к системе кондиционирования и т. п. Таким образом, более правильно говорить, что основой ВСУ практически всех отечественных ЛА были разработанные в Ступино ВГТД ТА-6А, ТА-6В, ТА-8А,ТА-8В, ТА-8К, ТА-12, ТА-12-60. Практически единственные исключения — самолеты Ил-86 и Ил-96. Но весь парк таких массовых самолетов, как Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Як-42 и др., а также ряд типов вертолетов оборудованы нашими вспомогательными двигателями. На рубеже веков мы совершили "фазовый переход" — количество перешло в качество.
— Что вы под этим подразумеваете?
— Если расшифровать сказанное, предприятие создало семейство базовых вспомогательных двигателей нового поколения трех типоразмеров: ТА14/ТА14-130, ТА18-100, ТА18-200 — с эквивалентными мощностями 100, 250 и 350 кВт соответственно и изменило сам характер работы. Теперь мы разрабатываем не разрозненно вспомогательные двигатели под каждый отдельный тип ЛА, как раньше, а системно ведем адаптацию базовых двигателей того или иного типоразмера в линейки их моделей и модификаций для установки на летательный аппарат, выбирая типоразмер в зависимости от энергопотребностей последнего. Базовые двигатели по своим возможностям позволяют обеспечивать бортовые энергопотребности всех эксплуатируемых, модернизируемых и вновь создаваемых ЛА, а по удельным и эксплуатационным характеристикам соответствуют уровню лучших мировых образцов. Например, линейка модификаций базового двигателя 1-го типоразмера создана для самолетов Як-130, Су-34, Су-35, Ан-140, Ил-114, Ил-112, вертолетов Ка-31, Ка-52, Ми-8/17, Ми-28, Ми-38. До недавнего времени, говоря о ВСУ 2-го типоразмера — ТА18-100, мы были вынуждены с горечью отмечать, что ее судьба недостаточно успешна. Но сейчас ведется создание модификации ТА18-100С для SSJ 100.
— А что в отношении ВСУ 3-го типоразмера?
— Первым объектом применения базовой ВСУ 3-го типоразмера ТА18-200 стал Ту-204СМ (модель ТА18-200М), затем были созданы модификации ТА18-200-70 для самолета Ан-70 и ТА18-200-124 для Ан-124-100 "Руслан".
— Слышал, вы уже серийно выпускаете ВСУ для "Русланов". Зачем?
— Мы видим перспективу для предприятия по переоснащению всего парка самолетов "Руслан" новыми ВСУ и поддержанию их эксплуатации.
— А что еще "Аэросила" предлагает специальной авиации?
— Сегодня мы совершаем новый значительный шаг — переходим к развитию базовых газогенераторов для разработки маршевых силовых установок и энергоузлов, в том числе в более высоком и новом для нас классе мощности 1200–1700 л. с. Начало было положено в 2012 г. нашим техническим предложением по созданию бортовой энергоустановки, и после одобрения Минобороны РФ предприятие приступило к разработке УБЭ-1700, обеспечивающей 480 кВА электрической мощности и сжатый воздух для энергопитания мощных потребителей на борту самолета А-100. В настоящее время ведутся испытания и доводка, предприятие готовится к серийным поставкам энергоустановок, а конструкторские подразделения приступили к проработке предложений по созданию семейства силовых установок для оснащения самолетов, вертолетов и иных применений.
— "Аэросила" начинала свою жизнь с разработки воздушных винтов, и само название предприятия напоминает об этом. Что вы сейчас делаете в этом направлении?
— Хотя доля винтовой тематики и снизилась, ее место и роль важны и существенны для нас. Работы идут широким фронтом, и тезисно в рамках интервью можно выделить некоторые направления главных ударов. Это создание композитных воздушных винтов для новых и модернизируемых ЛА, в том числе на основе новых инженерных решений — электрическое управление и др. Предполагается создание семейства винтов для БПЛА разных классов. С 2017 г. ведутся летные испытания винтов АВ-112 для применения на среднем военно-транспортном самолете Ил-112 и региональном самолете Ил-114. В ходе локализации производства самолета L-410 мы ведем разработку винта АВ-410, который по своим параметрам должен превзойти воздушный винт, под замену которого он разрабатывается. Также мы занимаемся и будем заниматься поддержанием эксплуатации и модернизацией парка эксплуатируемых воздушных винтов, включая дальнюю и военно-транспортную авиацию.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators