"У нас всегда "на три рубля" меньше, чем в конкурентных аэропортах. И это наше кредо"

Аэропорт Внуково :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com
Аэропорт Внуково :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com

Аэропорт Внуково уступает другим аэропортам Москвы по объему пассажиропотока, однако этот показатель у воздушной гавани растет быстрее, чем у Домодедово и Шереметьево. О том, как работает Внуково в высококонкурентной среде, как привлекает новых операторов и какие ставит цели на этот год, рассказал в интервью ATO.ru генеральный директор аэропорта Василий Александров.

Василий Александров

Василий Александров,

генеральный директор Аэропорта Внуково
Фото: Аэропорт Внуково

- Василий Егорович, хотелось бы начать нашу беседу с того, как прошел 2017 год и как начался для вас 2018 год?

- 2017 год, как и каждый год, прошел с достаточно большими трудностями, но мне кажется, что сейчас мы выбрались на какую-то новую стезю, которая выражается в уверенной поступи аэропорта. У всех был кризис, и для всех он был чувствительным, а у нас кризис был в квадрате, потому что вместе с ним было банкротство авиакомпании "Трансаэро", которая обеспечивала порядка 40% пассажиропотока аэропорта Внуково. Кроме того, нам нужно было реструктуризировать компанию, и у аэропорта были обязательства по кредиту, который в таких ситуациях необходим. Банк ВТБ не пошел нам на встречу, сказав платить по счетам, что мы и сделали с помощью акционеров. Но в целом 2017 год — этот тот год, когда мы уверенно работали и выполнили все, что планировали. Завершили стратегический план по развитию аэропорта, который был принят ещё в 2004 году. Более того, 2017 год стал рекордным по объему пассажиропотока. Мы перевезли более 18 млн пассажиров, что позволило аэропорту Внуково выйти на новый уровень. Ведь здесь уже и авторитет совсем другой, а появление финансовых ресурсов позволило нам перекредитоваться у "Сбербанка" под меньший процент, и есть вероятность уменьшения ставки.  Сейчас ситуация стабилизировалась, и теперь мы планируем закупку новой техники, обновление оборудования. Выросла и доля Внуково, достигнув 21% пассажиропотока среди московских аэропортов. Кроме того, впервые за долгое время в каждый месяц 2017 года, в том числе в самые непродуктивные, мы перевозили более 1 млн пассажиров. И это неслучайно, это уже система.

- 2017 год был годом экологии. Есть ли у Вашего аэропорта программы, связанные с экологией?

- Я второе десятилетие уже на должности, и за эти годы серьезно изменился вопрос надзора государственными органами за исполнением соответствующих законов. Что касается нашего аэропорта, то во время реконструкции здесь были модернизированы многие системы, в том числе водосточные и дренажные системы канализации, построены очистные сооружения. Нужно отметить, что аэропорт – это не только международная компания или акционерное общество. Здесь задействовано много организаций, и каждая вольно или невольно создаёт некую степень вредности в результате своей деятельности. Если возникает какая-то проблема, претензии направляются сразу к нам, а вызванная сложность может быть связана далеко не с нами. И поэтому важно понимать, какая из действующих на территории аэропорта и аэродрома компаний какого рода отходы создаёт, разделить это, чтобы каждая организация несла свою ответственность. Это касается и хендлинговых компаний, обрабатывающих воздушные судна, и всех взаимодействующих с нами компаний.

Например, мы обязали все структуры, занимающиеся  противообледелительной обработкой поверхностей самолета, заключить договор на уборку этой жидкости и ее нейтрализации, потому что она токсична для природы. Конечно, бывают и проливы масла и топлива в небольших количествах. Но это процесс, за всем не уследишь, это элемент случайности. Нейтрализацией всех отходов мы в любом случае занимаемся, и все используемые нами средства имеют сертификат.

- А как сказывается на работе аэропорта отсутствие нормативно-правовой базы?

- Казалось бы, почему все не рухнуло? Да, нормативно-правовая база очень устарела, и трудно работать. Необходимо разделение ответственности для наиболее эффективной работы, заключение договоров, в которых бы были прописаны полномочия каждой стороны. Мы уже не раз обращались к Росавиации, но пока этот вопрос находится в разработке и полностью не решен. Но в целом, аэропорт Внуково — это старейший аэропорт России, и здесь, как и во всем авиационном сообществе, организовались свои традиции. Здесь воспитывались и проходили службу будущие министры гражданской авиации, и со временем сложилась определенная школа, основанная на славных традициях современной авиации. Другими словами, у нас образовались незыблемые правила, от которых отступать нельзя. Связаны они, в первую очередь, с безопасностью полетов. А если говорить о самой нормативно-правовой базе, то она, несомненно, необходима, и ее надо дорабатывать. Но нельзя не отметить, что за эти годы все же было сделано многое, например, были созданы федеральные авиационные правила, к которым мы обращаемся в текущей деятельности.

- Близится большое и долгожданное мероприятие - Чемпионат мира по футболу. Как оцениваете готовность аэропорта?

- Я считаю, что была хорошая тренировка в рамках проведения Кубка конфедераций, и мы успешно отработали с пятью командами — России, Чили, Португалии, Камеруна и Мексики. Конечно, в их обслуживании есть свои особенности: необходима отдельная встреча на стоянке, вывоз через КПП, обеспечение бесперебойного и безопасного движения без пробок. На каждом из этих этапов мы смогли обеспечить обслуживание на должном уровне, поэтому проблем в будущем возникнуть не должно.

- Каковы ваши планы по показателям в 2018 году?

- Я думаю, что нам удастся привлечь новые авиакомпании. Другое дело — вероятность события. Но исходя из планов и текущих показателей работы с присутствующими перевозчиками, пассажиропоток аэропорта Внуково составит как минимум 18 млн пассажиров. Хотя на практике это зависит ещё и от экономического положения страны в целом, от платежеспособности населения. Будет рост экономики и занятость населения — будет больше пассажиропоток. Например, мы перевезли более 1 млн пассажиров по турецкому направлению, поставив рекорд. Все регулярные рейсы Turkish Airlines летают только к нам. В пиковый сезон из Внуково в Турцию выполнялось более 16 рейсов в сутки. В этом году сезон также будет открыт, и я надеюсь, что ничто не помешает нашим отдыхающим. Кроме того, сейчас начинаются полеты в Египет, обычно спрос бывает весной и осенью, что тоже даст прибавку. Активно будут развиваться туристические направления по России, в том числе — Сочи, Кавказ и Крым. Мы видим развитие компании "Победа", у которой к началу лета планируется увеличение парка воздушных судов до 20 единиц. Прибавила хорошо и авиакомпания Utair. В этом году она занимает лидирующую позицию, и ее пассажиропоток растёт устойчиво, поэтому мы также рассчитываем и на рост ее показателей. Не все еще решено до конца с компанией "Россия". Мы с ними сработались, с руководством у нас хорошие отношения, но все же ждем окончательного решения, и, надеюсь, мы будем продолжать сотрудничество. Тем более в Шереметьево были свои некие трудности и, на мой взгляд, им нет смысла уходить от нас. Я с оптимизмом смотрю в этом году на развитие аэропорта. Но самое главное, конечно, обеспечить безопасность полетов.

- Как поступите, если "Россия" перейдет в Шереметьево?

- Решение зависит не от нас, и я не могу комментировать то, в чем нет моей компетенции. Мы будем делать то же, что делали раньше, привлекать новые авиакомпании. Мы и сейчас пытаемся их удержать. Как я уже говорил, у нас налажены хорошие рабочие отношения, мы слышим друг друга и стараемся устранять любые недопонимания. На военном языке это называется боевой слаженностью. Мы с "Россией" сработались, ждем их решения.

- И все-таки: какие перспективы развития аэропорта на ближайший год?

- Опять же, это носит вероятностный характер. Здесь тоже есть особенность: в московской зоне три аэропорта, и между нами идет острейшая конкуренция. Не секрет, что мы делаем скидки и преференции, особенно той компании, которая только начинает работать у нас. В условиях конкуренции приходится давать еще большие скидки, чтобы привлекать новых партнеров. Признаюсь, что мы всегда мечтали о том времени, когда в нашем аэропорту авиакомпании будут отбираться на конкурсной основе. Пока, конечно, не доросли до этого, и повторюсь, идет серьезная конкуренция между аэропортами.  Но это на пользу потребителю. Мы стараемся быть конкурентными, предлагать лучшее качество услуг. У авиакомпаний же свои требования, и их много, среди них —  тарифы, скидки... У нас всегда на "три рубля" меньше, чем в конкурентных аэропортах. И это наше кредо.

- Между тем, согласно Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, рост тарифов приводит авиакомпании в негодование. Насколько выросли у Вас тарифы и по каким причинам?

- Они и должны негодовать, никто не радуется повышению цен. Мы это воспринимаем спокойно. В таких случаях я всегда предлагаю сравнивать зарплаты рядовых работников аэропортов и авиакомпаний. Можно с уверенностью сказать, что у сотрудников авиакомпаний они значительно выше, но мы ведь тоже стремимся увеличить зарплату нашим работникам. Мы уже два года ее не повышали: то кризис был, то банкротство "Трансаэро", то кредит. И мы находимся в острой конкурентной борьбе. Стоит нам поднять тарифы, как все авиакомпании от нас уйдут. В московских аэропортах цены ниже, чем в региональных, где существует монополия. В Сочи цены выше в два раза, чем у нас. У них лето, а у нас борьба со льдом и снегом. Где же справедливость?  Московские аэропорты сильно соревнуются. Но это опять же на пользу пассажиру.

- Как еще обходите конкуренцию? 

- Кроме тарифов и денег есть еще психологическое восприятие аэропорта. Хемингуэй говорил, что Париж — это праздник, который всегда с тобой. Я же говорю, что аэропорт — это праздник, который с тобой. Пассажиров должны встречать в этом празднике, создавать условия и хорошее настроение. Нам повезло, что у нас исторически заложены высокие конкурентные свойства. По расположению у нас самый близкий аэропорт к Москве, удобная дорожная сеть, есть четыре скоростные дороги, по которым можно доехать до аэропорта. Кроме того, над проектом аэропорта, который еще Лужков утверждал, много потрудились и архитекторы. Здесь высокие потолки, много воздуха, функционирует современная система кондиционирования. Даже курительные комнаты были сделаны, которые, к сожалению, запретили.

- Виталий Ванцев и глава "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, например, отмечали, что некорректно распределяются частоты на международные рейсы. Что Вы думаете по этому поводу?

- Конечно, это несправедливо. Подобные вещи должны разыгрываться на конкурсе. Никому не нравится, когда без их участия разбираются самые лучше куски. Ведь любая компания хочет заработать. И мы в том числе. Прилетают иностранные рейсы — и плата становится больше. Но почему-то лучшие направления в основном достаются "Аэрофлоту", что несправедливо.

- Расскажите о Вашей программе повышения эффективности аэропорта.

- Мы активно внедряем IT-технологии, многое у нас связано с компьютерными программами. И думаю, что в этом плане по России у нас лучше других развита эта сторона деятельности. Мы обращались к зарубежному опыту, общались со специалистами из Германии, и продолжаем этим заниматься. Мы совершенствуем организационно-штатную структуру, а также централизовали систему закупок, что позволило лучше контролировать поток денег.

- Все ли площади аэропорта задействованы?

- В аэропорту Внуково есть резервы, которые необходимы для новых компаний. Например, стоянки, слоты, за которые борются авиакомпании. Каждый перевозчик хочет получить лучшую площадь, каждому нужно оптимальное время для взлета и посадки.

- А как помог работе аэропорта проект по созданию сети стыковочных маршрутов через Внуково с применением сквозных тарифов и специальных технологий обслуживания VKO Connect?

- Был сразу заложен трансферный переход. Мы — первый в России аэропорт, в котором можно прилететь, например, на внутренних линиях и, не заезжая на вокзал и не получая багаж, перейти на международные линии и наоборот. У нас дается один час на пересадку, а на переход – максимум 15 минут. Здесь были учтены как удобство для пассажиров, так и экономия. Самое главное, что созданы комфортные условия для наших пассажиров: не приходится думать о багаже, идти на регистрацию.

- Отрасли 95 лет. Близится 100-летие. Какой предстанет авиационная отрасль в 23 году, на Ваш взгляд? Какие основные тренды ожидаются?

- Если посмотреть глобально, я надеюсь, что в большинстве будут летать самолеты российского производства. Это первое, чего бы я хотел и пожелал бы нашей отрасли. И потом, нужно понимать, что не все новое сразу хорошо работает. Нужно как время для отработки новых технологий, так и воля для внедрения инновационных решений, ведь за этим будущее. Конечно, не обойтись без денег и кадров, новых специальностей и обучения. На мой взгляд, мы должны стремиться к лучшим мировым стандартам. Впереди концессия, которую, думаю, мы примем. Для этого важны увеличение пассажиропотока, возможность модернизации, поддержания системы и инфраструктуры. Уверен, что при таких тенденциях мы справимся с этой задачей и будем соответствовать высокому званию московского аэропорта.

- Поделитесь как генерал, как поддерживаете форму?

- Очень просто. Каждый день делаю зарядку. Хожу на охоту, когда получается, играю в большой теннис два раза в неделю. Стараюсь быть молодым и здоровым.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№188, апрель 2018

Календарь ATO Events

31 мая 2018 г., г. Москва
26-27 сентября 2018 г., г. Москва
24-25 октября 2018, г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.