В борьбе за выживание

Военная кампания в Ираке усугубила и без того сложную ситуацию в американской индустрии воздушных перевозок. Первые недели войны настолько серьезно ударили по большинству авиакомпаний США, что в попытке избежать банкротства им пришлось уволить более 10 тыс. сотрудников и существенно сократить провозные мощности. Как с иронией, но весьма точно выразился один американский аналитик по воздушному транспорту, "если название вашей авиакомпании начинается не с Southwest, она — потенциальный банкрот".

В марте и апреле практически все перевозчики США отметили снижение пассажиропотока и на внутренних, и на международных маршрутах. Финансовые проблемы авиакомпаний трансформировались в массовое сокращение штата перевозчиков, изменение трудовых соглашений и ужесточение программ снижения издержек.

По данным Ассоциации воздушного транспорта США (ATA), только в первую неделю с начала военных действий внутренний пассажиропоток первой десятки крупнейших авиакомпаний Америки сократился на 10%. Пассажиропоток на трансатлантических рейсах снизился на 25%, на маршрутах, пролегающих над Тихим океаном, — на 13%. А перспектива еще более безрадостная: количество билетов, забронированных на трансатлантические рейсы, упало на 40%, тихоокеанские — на 30%, и на 20% сократился спрос на внутренние перелеты.

По оценкам ATA, из-за кампании в Ираке и продолжающегося спада в индустрии американские авиакомпании уволят порядка 70 тыс. сотрудников, а убытки индустрии воздушного транспорта США могут достигнуть 10 млрд долл.

С кризисной ситуацией перевозчики пытаются справиться как самостоятельно, проводя реструктуризацию своей расходной базы, так и при помощи правительства — авиакомпании не перестают направлять обращения в конгресс и правительство с запросами о финансовой поддержке. Вот лишь некоторые факты по состоянию крупных американских перевозчиков:

  • Hawaiian Airlines стала третьей американской авиакомпанией, попавшей под защиту Главы 11 Закона о банкротствах. Перевозчик с 73-летней историей накопил долги, превысившие стоимость его основных фондов, оцениваемые в 100 млн долл.
  • Программу сокращения издержек форсирует крупнейшая авиакомпания мира American Airlines. После длительных переговоров и предупреждения, что авиакомпания будет вынуждена начать процедуру банкротства, руководство American смогло договориться с профсоюзами. Ассоциация пилотов дала согласие на сокращение зарплаты летчиков на общую сумму 660 млн долл. (примерно на 23%) в дополнение к раннее объявленному снижению оплаты труда летного персонала на 340 млн долл. и техников — на 620 млн долл. Компания получила согласие профсоюзов на сокращение 2500 рабочих мест и на более широкое использование региональных самолетов.
  • Продолжает работать под защитой Главы 11 американского Закона о банкротствах и второй по размерам перевозчик в мире — United Airlines. Авиакомпания объявила о сокращении на 8% своих провозных емкостей (с начала года они уже уменьшились на 6%). Ожидаются дополнительные сокращения штата и размеров зарплаты. По оценкам профсоюзов, в неоплачиваемый отпуск могут быть отправлены 2300 бортпроводников и 1,1 тыс. работников наземных служб.
  • Delta Air Lines провела 12%-ное сокращение провозных мощностей и вынудила уйти в неоплачиваемый отпуск (пока трехмесячный) 1000 сотрудников. Увольнения не исключаются.
  • По данным Continental Airlines, в марте ее доходы снизились на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошло года. Сильнее всего пострадали перевозки над Тихим океаном — здесь пассажиропоток сократился на 16% по сравнению с прошлым годом. В этой связи в конце марта было объявлено о планах уволить 1,2 тыс. сотрудников и снизить провозные мощности в летнем расписании. Таким образом, авиакомпания, потерявшая в 2002 г. около 451 млн долл., планирует сэкономить порядка 500 млн долл. в этом году. Помимо уже ставшего традиционным сокращения штата, авиакомпания намерена перейти к более широкому использованию электронных билетов и закрыть ряд офисов продаж.
  • Еще один перевозчик первой десятки, Northwest Airlines, в конце марта объявил о намерениях ужать свое расписание на 12% и сократить штат на 4,9 тыс. чел. В связи со снижением провозных мощностей Northwest планирует "поставить на прикол" порядка 20 самолетов, включая воздушные суда типа DC-9, DC-10, A320, Boeing 757 и 747-200.

Авиакомпании настаивают на вмешательстве правительства США в их тяжелое положение. В первых числах апреля конгресс в целом одобрил оказание финансовой помощи — на момент написания статьи было известно, что помощь американским авиакомпаниям не превысит выплат 2002 г., то есть 3,2 млрд долл.

В то же время, к удивлению парламентариев, несмотря на массовые увольнения, ужесточение программ сокращения расходов и периодические запросы в правительство о помощи терпящим убытки авиакомпаниям, топ-менеджмент перевозчиков в течение всего 2002 г. стабильно получал высокие доходы. Так, в сенате США отмечают, что например, на выплаты руководству авиакомпании Delta Air Lines было выделено 17 млн долл., хотя в 2002 г. авиакомпания понесла убытки на сумму в 1,3 млрд долл. и было уволено 16 тыс. чел. По некоторым данным, в прошлом году гендиректор Delta заработал 13 млн долл.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.