Весна - время перемен
Татьяна Егорова, корреспондент газеты "Ведомости", специально для АТО
У "Аэрофлота" появился новый крупный акционер. Национальный резервный банк (НРБ), которому принадлежат акции лизинговой компании "Ильюшин Финанс" и воронежского ВАСО, купил у Millhouse Capital блок-пакет акций национального перевозчика.
Структуры, близкие к акционерам "Сибнефти" и чукотскому губернатору Роману Абрамовичу, в начале 2001 г. консолидировали 26% акций "Аэрофлота". Акции покупались на рынке и у частных акционеров. В итоге за пару месяцев капитализация авиакомании выросла в полтора раза. В октябре 2001 г. акционеры "Сибнефти" передали принадлежащие им пакеты акций (в том числе и "Аэрофлота") в управление вновь созданной компании — Millhouse Capital. С этого времени представители новых акционеров входили в совет директоров авиакомпании. Однако реально влиять на управление компанией, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, им не удавалось. Не получилось и "продавить" приватизацию госпакета (именно на это, по словам одного из членов совета директоров, рассчитывали новые акционеры). "Аэрофлот" по-прежнему находится в списке стратегически важных предприятий, расставаться с которыми государство в ближайшем будущем не планирует.
Источники, близкие к Millhouse, жаловались, что им многое не нравится в организации управления авиакомпанией. И в конце 2002 г. появилась информация о том, что акционеры Millhouse окончательно разочаровались в своем приобретении и готовы избавиться от акций национального перевозчика. Переговоры о возможной продаже велись с несколькими потенциальными покупателями, в том числе с Межпромбанком, Гута Банком, инвестиционной компаний "Атон". Но с ними Millhouse не удалось сойтись в цене. В итоге новым владельцем блок-пакета акций "Аэрофлота" стал Национальный резервный банк, который вместе с аффилированными компаниями владеет 41,4% акций лизинговой компании "Ильюшин Финанс".
О заключении сделки Millhouse Capital и НРБ-групп официально объявили 19 марта. Сумму сделки стороны не разглашают, однако источник, близкий к продавцу, сообщил, что Millhouse рассталась с акциями за 133 млн долл., в то время как на их покупку было потрачено около 85 млн долл. При этом нынешняя стоимость 26% "Аэрофлота", исходя из капитализации компании по методике РТС, составляет немногим более 100 млн долл.
За два года по инициативе частных акционеров корпоративное управление "Аэрофлота" претерпело серьезные изменения. В первую очередь акционеры значительно урезали полномочия правления в пользу совета директоров. В соответствии с новой редакцией устава авиакомпании теперь именно совет, а не собрание акционеров, как ранее, может сменить гендиректора. Кроме того, директора компании теперь утверждают кандидатуры заместителей гендиректора. Были урезаны и финансовые полномочия менеджеров. Если раньше гендиректор имел право заключать сделки, не превышающие стоимости 25% активов "Аэрофлота", то сейчас в компетенции гендиректора оставили только сделки до 15 млн долл. (это всего около 2,5% стоимости активов авиакомпании).
О стратегии нового блокирующего миноритария известно пока немного. Банк еще не потребовал созыва внеочередного собрания акционеров и не сообщил, кого бы хотел видеть в совете директоров "Аэрофлота" в качестве своих представителей. Президент НРБ Александр Лебедев утверждает, что стратегия нового акционера — развитие компании, увеличение ее капитализации, снижение издержек и рост доходов. Однако НРБ является крупным акционером "Ильюшин Финанс", и участников рынка и финансовых аналитиков настораживает, что новый акционер, возможно, будет настаивать на том, чтобы "Аэрофлот" более активно покупал самолеты отечественного производства. А в конце декабря 2002 г. "Ильюшин Финанс" подала в Московский арбитражный суд иск против "Аэрофлота", пытаясь вынудить авиаперевозчика приобрести шесть заказанных авиакомпанией Ил-96. В "Ильюшин Финанс" подчеркивают, что именно сделка опциона на покупку шести Ил-96, заключенная в 1999 г., в свое время позволила "Аэрофлоту" получить освобождение от уплаты НДС и таможенных платежей за воздушные суда иностранного производства.
В официальном релизе о сделке с Millhouse сказано, что "НРБ-групп рассчитывает на развитие сотрудничества отечественного авиастроения и авиаперевозчиков". Однако, выступая на российском экономическом форуме в Лондоне 4 апреля, Лебедев заявил, что НРБ не намерен добиваться обновления авиапарка авиакомпании за счет покупки российских самолетов через "Ильюшин Финанс".
Reuters, со ссылкой на Лебедева, пишет, что глава НРБ не полностью доволен ситуацией в авиакомпании и намерен предложить совету директоров утвердить план решения первоочередных проблем. Лебедев говорит, что "Аэрофлоту" следует избавиться от непрофильных активов, например, в области строительства и недвижимости. Кроме того, компании необходимо навести порядок в сфере распространения билетов, упорядочить замену старых самолетов на уже оплаченные новые, а также на конкурсной основе выбирать компании, которые занимаются предоставлением различных услуг, в частности обслуживанием самолетов.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators