Зарубежный опыт либерализации и дерегулирования рынка авиаперевозок

Наталья КИРИЛЛОВА, замначальника отдела авиаперевозок Управления надзора за аэропортовой деятельностью, ОВД и перевозок ФСНСТ РФ, - специально для АТО
 
В свете глобальной тенденции к либерализации и дерегулированию рынка авиаперевозок, когда на данном этапе уже ставится вопрос о том, как эффективно осуществлять либерализацию международного воздушного транспорта, а не о том, целесообразно ли это делать вообще, государства постепенно приступают к процессу пересмотра своей политики в сфере регулирования международного воздушного транспорта, определения пути и темпов необходимых изменений.
С учетом позитивного и негативного опыта других стран авиационным властям Российской Федерации также предстоит определиться с возможными направлениями либерализации рынка авиаперевозок. При этом важно заблаговременно оценить некоторые предполагаемые последствия для отрасли и экономики страны в целом, уделяя большое внимание проблемам безопасности полетов и авиационной безопасности, которые должны играть главенствующую роль независимо от используемого типа экономического регулирования.
Значительный интерес в данном вопросе представляет опыт либерализации регионального рынка авиаперевозок Евросоюза, эволюционирующего от "традиционного" подхода, основанного на положениях Чикагской конвенции 1944 г.*, параллельно в двух направлениях:
  • · либерализация внутриевропейского рынка на основе принципа "единого европейского неба";
  • · практика заключения странами-членами Евросоюза (как вариант - Комиссией Евросоюза от имени 25 стран-членов) соглашений об "открытом небе" с другими странами.
Оба подхода основываются на правилах свободной конкуренции, отсутствии чрезмерного правительственного контроля (вмешательства) в части принятия коммерческих решений заинтересованными авиаперевозчиками.
Нормативно-правовое регулирование проводимых реформ, направленных на создание единого рынка на недискриминационных условиях, поэтапно осуществлялось Комиссией Евросоюза в рамках трех так называемых либерализационных пакетов, разработанных в период с 1987 по 1992 гг. Авиаперевозчики Евросоюза с 1993 г. получили неограниченный доступ ко всем маршрутам внутри региона, а с 1997 г. им было предоставлено право каботажа - коммерческих перевозок между территориями других стран-членов Евросоюза. Так, например, авиакомпания KLM (Нидерланды) получила такое право на перевозки между пунктами Франции.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.